Если вы видите это сообщение, значит, произошла проблема с загрузкой файлов в стилей (CSS) нашего сайта. Попробуйте сбросить кэш браузера (Ctrl+F5). Если это не поможет, а вы находитесь в регионе, где возможны ограничения интернет-трафика с российских серверов - воспользуйтесь VPN.
Раньше каждый уважающий себя автолюбитель, да и не только автолюбитель, но и дальнобойщик имел довольно таки внушительную книжицу под названием "Атлас автомобильных дорог СССР". В ней были напечатаны карты всех 15-ти республик с указанием всех более менее значимых дорог. И дороги разного значения были нарисованы разными цветами. Позже этот атлас переименовали в "Атлас автомобильных дорог СНГ+Европа" и добавили туда карты с дорогами в европейских странах.
И нормально обходились без навигатора с его нудными советами типа: "Через 200 метров поверните направо". Подъезжаешь, а там знак "Поворот направо запрещён". Всё, приехали...
Да, спокойно ездили. Были карты, по которым смотришь основные дороги. Но карта без ориентиров на местности ничего не даст. Особенно на дальних перегонах где нибудь в степях или в глуши. Когда только если километровые столбики попадутся и то радость. А так было несколько раз свернешь вроде по карте, а указателей нет. Потом едешь несколько километров и понимаешь что населенный пункт не тот по дороге. И давай назад.
А ещё было с друзьями в карпатах ехали на паре машин. долго заправки не было, на последних парах ехали. И когда попалась, так на радостях друг рванул после неё в обратную сторону ночью. Вот была веселуха гнаться за ним и убеждать, что назад едем. :)
Ещё ехали с соревнований и надо было по дороге под Краковым заехать к умельцу за инвентарем. Вроде и адрес был. Но так и не нашли по всему Кракову катались часа два. Местных выспрашивали. Потом созвонились, долго пытались выяснить, сошлись на том, что сидели и ждали в кафе, пока он за нами сам не приехал. Оказалось он жил в пригороде Кракова :)
С навигатором конечно проще. Потом сколько раз к нему ездили. Адрес вбил и прям до калитки.
Но всё равно, как говорится "язык до Киева доведет"
Прям как в фильме Мимино
Помню, только начались навигаторы. На прокатной машине в конце отпуска ехали в Аэропорт в Барселоне. И тут навигатор заглючило. Города не знаешь, языка не знаешь. Карт нет. На указателях непонятно что. Вот на каждом светофоре высовывался из окна, как герой Фрунзика Мкртчяна и кричал вопросительно "Аэропорт?"
Раньше существовала такая вещь, как карта, по которой неплохо умели ориентироваться. Только смотреть на неё надо было заранее, а не на ходу. Многие на знакомых участках обходились собственной памятью. И сейчас нередко продолжают действовать так же. Основное преимущество навигатора лишь в том, что он заранее показывает пробки.
Раньше была отличная вещь - карта. Посмотришь, проложишь маршрут (в голове) и едешь себе спокойно, не сворачивая резко под кирпич и не матерясь, когда навигатор теряет дорогу:)
А на дальних дистанциях удобно было держать рядом «штурмана», чтоб читал карту, предупреждал о постах и следил за заправками:)
Интересно, что все предыдущие ответы говорят об ориентации по географическим картам как о чем-то, что было всегда и изначально, как инструкция по эксплуатации к телевизору в коробке с телевизором из магазина. Но от природы не было никаких инструкций и карт - кому-то пришлось составить их первым. А для этого пройти каждый маршрут задолго до появления спутниковых фотографий и иногда даже магнитного компаса, о котором предыдущие ответы не вспомнили. Ответ содержится в школьном курсе географии - там разные способы ориентации на местности , и конечно для их использования нужны были приличные умственные способности, хорошая память и зрение. На небольших расстояниях и в местности не совсем однородной, где можно запомнить какие-то элементы ландшафта, можно проделать путь в одну сторону, а обратно найти дорогу по памяти и приметам вроде одинокого или сломанного дерева. А вот дальше и дольше нужно знать больше, и в учебниках информация, с какой стороны дерева муравейник и как повернуты кресты на церквях. Поселения часто и для снабжения водой, и для транспортировки грузов, и для обороны были у рек, и вдоль берега издревле шли маршруты путешествий, торговые пути по земле и воде. Люди заметили, какой из берегов рек сильнее подмыт (из-за силы Кориолиса при вращении Земли). И главные способы ориентации в дальнем пути - это по солнцу и звездам с учетом времени суток, широты местности и сезона. Время можно было определить по высоте солнца над горизонтом, длине тени от палки (на солнечных часах в астрономический полдень тень самая короткая); Полярная звезда всегда указывает на север как бы на продолжении земной оси. Еще древние греки и арабы дали названия наблюдаемых глазом звезд, планет и созвездий, и ученые издавна вели наблюдение их положения и движения и вывели формулы расчета видимого расположения светил для разных географических координат, и путешественники с хорошей подготовкой, моряки с компасом, подзорной трубой, сектантом, астролябией и точным хронометром могли определить по положению звёзд и солнца свою широту и долготу в каждой точке пути и начать составлять карты и лоции, для чего надо ещё в отношении физической карты измерить высоты и глубины рельефа. Высоты по нивелиру и с помощью тригонометрии, а глубины - небольшие шестом с делениями, а побольше - тросом с грузом. Если бы у Колумба в первом плавании была карта, он приплыл бы в желанную Индию к индийцам, а не в неизвестную тогда Америку к индийцам , но для составления карты кто-то должен был пройти и этот маршрут первым, и в истории первопроходцы были довольно многочисленны, и их имена остались на картах в названиях земель, морей. Острова Кука, море Лаптевых, Берингов пролив и пролив Лаперуза, мыс Челюскин, остров Врангеля, хребет Черского, города Хабаровск и Арсеньев. Первая кругосветка была задолго до простой ныне радиосвязи, не то что спутниковой навигации. И на море еще надо узнать силу и направлен ветра обычно для какого-то места в данный сезон и в данный момент и в прогноз, особенно для парусниика, а также скорость и направление течения, которое может снести в сторону. Хороши старинные книги о путешествиях. По многим сняты фильмы.