Если вы видите это сообщение, значит, произошла проблема с загрузкой файлов в стилей (CSS) нашего сайта. Попробуйте сбросить кэш браузера (Ctrl+F5).
Если это не поможет, а вы находитесь в регионе, где возможны ограничения интернет-трафика с российских серверов - воспользуйтесь VPN.
Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
4

Что означает выражение "Яков стоял в ночи" в стихотворении Марии Цветаевой?

unika [4.1K] 10 лет назад 
8

Давайте не вырывать фразы из контекста. В стихотворении Марины Цветаевой сказано:

Смысл в том, что Иаков стоял с кем-то в ночи, и у этого кого-то лирическая героиня собирается отобрать объект своей любви.

Библейский персонаж Иаков вступил в схватку с Богом, которого обычно изображают в виде ангела:

(Бытие, гл.32)

текст при наведении - Йаков борется с Богом, Рембрандт

Так этот это противостояние изобразил Рембрандт.

Схватка, в которой один не уступает другому, не побеждает и не сдаётся, и есть "стояние", о котором пишет Цветаева. А "в ночи" оно происходило, потому что так об этом сказано в Ветхом Завете - до зари.

Словом, лирическая героиня собирается отобрать того, о ком идёт речь в стихотворении, даже у Бога. Амбициозный проект однако.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
8

unika,

принято считать, что Яков боролся с богом, но

это, скорее всего, ошибки и неточности перевода, потому что

на иврите слово

текст при наведении

означает и дух, и бог - и, выражаясь современным языком,

астральное существо.

Скорее всего, это существо было негативно-агрессивного плана,

поэтому и имела место борьба.

Цветаева в поэтическом запале использовала традиционную версию трактовки в том смысле,

что я тебя отвоюю у бога, но

это не более чем привычные для того времени поэтическо-мифологические условности,

которые сейчас могут быть интересны тем, что помогут разобраться с названием страны Израиль.

На иврите есть глагол "бороться" - лисрот:

текст при наведении

и существительные, производные от него: сар - военачальник, министр, а в женском роде -

сарА - женщина-военачальник, женщина-министр.

И сейчас так и говорят: "госпожа министр".

Имя САра и образовано от этого слова путем перенесения ударения вперед:

это обычный способ образования имен собственных в иврите.

Второе имя Якова - Израиль (на иврите - Исраэль) - имеет приставку будущего времени, которая тоже употребляется в образовании имен собственных. Это - первая буква и.

Буквы ср остались от глагола лисрот, а эль - дух:

текст при наведении

666999 [0]
"Скорее всего, это существо было негативно-агрессивного плана,
поэтому и имела место борьба." и Иаков поросил демона благословить его , и тот нарек ему имя Израиль?) Бог это был, вернее ангел конечно, Богом посланный. а борьба показывает человеческую упертость(гордыню) и богопротивление - после грехопадения.
  —  8 лет назад 
666999 [0]
"Скорее всего, это существо было негативно-агрессивного плана,
поэтому и имела место борьба." и Иаков поросил демона благословить его , и тот нарек ему имя Израиль?) Бог это был, вернее ангел конечно, Богом посланный. а борьба показывает человеческую упертость(гордыню) и богопротивление - после грехопадения.
  —  8 лет назад 
комментировать
6

Ночью праотец столкнулся с нападением невидимой стихии,

считается, что это был бог, но по ночам привычно вылазит тёмная сторона астрала Земли.

Яков получил имя боровшегося с богом, но это был отнюдь не бог, а тёмная астральная сущность.

Поэтому цветаевские ассоциации оказываются крайне поляризованными и сомнительными,

для поэзии это даёт богатый диапазон толкований смыслов : и Яаков поплатиося и охромел,

а что светит лирической героине в последнем споре? Тут явно недостовало полемического запала,

магии стиха ― слишком мало для потустороннего начала. Необходимо было видение и понимание,

чтоб укротить стихию такую. А бороться вслепую ― проживать судьбу никакую.

2

Это - ассоциация с библейским эпизодом и со всей библией.

Яков боролся с богом, а бог сотворил всех, так что Марина собралась отбирать

своего возлюбленного от самого Творца.

В поэзии хорошо выглядят всякие крайности, доведенные до предела,

к тому же поэт и сам стремится максимально расширить диапазон охвата поэтического материала.

Яков получил после этого случая второе имя Израиль - боровшийся с богом, и

Марина как бы пристраивается вслед за Яковом чтобы побороться.

Правда, библейская история - неясная, как и многие другие в библии.

Скорее всего, пристал к Якову какой-то нечистый дух, дело ночью-то было,

и, так сказать, в свете этого получается довольно-таки странный курьез.

Не дело читателей, однако, судить порывы поэтов: ей так написалось - и баста.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация