Вы правы в своём предположении, которое написали в пояснении к вопросу.
На территории порта движение судов организует Служба Управления Движением Судов, которая подчинена капитану порта.
Никто из капитанов судов не имеет права самовольничать.
Только скверно разбирающийся в организации движения судов может написать, например, что капитан судна в случае спасения терпящих бедствие не должен никому подчиняться. 
Так и до столкновения недалеко !
Соответственно и теплоход Лидия-В не стал спасать экипаж танкера, потому что для этого было послано судно-спасатель «Меркурий» .
Абсолютно аналогично всё происходило и в истории с норвежским сухогрузом Oslo Carrier 3, который не стал забирать на борт моряков с судна Ursa Major, поскольку был проинформирован  спасательными службами Испании, что за пострадавшими отправлено специальное испанское скоростное поисково-спасательное судно Salvamar Draco.
То есть, капитаны судов действуют не сами по себе, а руководствуясь координирующим указаниям.
Это может быть капитания порта или спасательные службы.
То, что в интернете эти истории комментируются по-разному говорит лишь, о том, что появилось очень много как бы специалистов.
Тех, которые на словах разбираются во всём, а на деле ни в чём.
В случае с аварией сухогруза Ursa Major испанские службы пришли к выводу, что эффективней забрать моряков специальным спасательным судном. И дали всем остальным соответствующие распоряжения.
В случае с аварией танкера "Волгонефти-212" вообще приняли решение подключить для спасения людей вертолёты.
Как мы видим, в спасательных действиях имеется определённая логика.
И в том и в другом случае хорошо просматриваются параллели.