Если вы видите это сообщение, значит, произошла проблема с загрузкой файлов в стилей (CSS) нашего сайта. Попробуйте сбросить кэш браузера (Ctrl+F5).
Если это не поможет, а вы находитесь в регионе, где возможны ограничения интернет-трафика с российских серверов - воспользуйтесь VPN.
Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
6

Что такое словообразовательная пара?

Ирина Робертовна [93.9K] 11 лет назад 

Приведите примеры таких пар.

2

Словообразовательная пара - это такие два слова, из которых одно образовано непосредственно от другого. Слово, от которого образовано новое слово, является производящим (или мотивирующим), а само новое слово является производным (или мотивированным).

Например: белый - белить, волос - волосатый, пять - пятеро, топтать - вытоптать, цыган - цыганенок,

крыло - окрылить, стол - настольный, стонать - постанывать,

Есть словообразовательные пары и у сложных слов.

Например: остроглазый образовано от прилагательного острый и существительного глаз;

белоголовый - от прилагательного белый и существительного голова.

Каждое простое производное слово имеет свое, только одно производящее слово, то есть образует с ним одну пару. Поэтому словообразовательных пар столько, сколько есть производных слов.

А одно производящее слово может иметь при себе несколько производных, то есть оно может входить в несколько пар.

Например, производящее слово голова образует несколько словообразовательных пар:

голова - головастый, голова - безголовый, голова - поголовно, голова - головушка.

Или слово черепаха образует пары со словами черепашка, черепаший, черепаховый.

Видно, что производящее слово является как бы пассивным членом пары,

его подыскивают себе в пару производные слова.

Поэтому словообразовательные пары следует определять по производным словам, а не по производящим.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
3

Пара слов, между которыми существуют взаимоотношения словообразовательной мотивации, называются словообразовательной парой.

Основное (исходное) слово является мотивирующим, другой член пары (более сложный) называется мотивируемым.

Примеры словообразовательных пар:

козёл (мотивирующее)-козлё­нок (мотивируемое),

по формальному признаку козлёнок сложнее, потому что включает суффикс -ёнок,

семантически козлёнок тоже сложнее, так как подразумевается компонент "детёныш".

гора (мотивирующее)-горис­тый (мотивируемое).

цена (мотивирующее)-равно­ценный, бесценный-слова мотивируемые.

Краснота ← красн(ый) + от(а).

2

Что такое словообразовательн­ая пара, можно понять, если учитывать, что многие слова русского языка являются производными от других слов.

Каждое производное слово образовано от производящей однокоренной лексемы с помощью какой-либо словообразовательной морфемы:

приставки

автор - соавтор;

кто - некто;

что - ничто;

суффикса

укрепить - укрепление;

победить - победитель;

тягать - тягач;

приставки и суффикса

береза - подберезовик;

ухо - наушник;

шея - ошейник

и т. д.

Важно найти самое близкое производящее слово, чтобы правильно определить словообразовательную пару. Чаще всего производное и производящее слово различаются только одной морфемой, с помощью которой образовано новое слово.

Исходя из этих размышлений, сделаем вывод:

Словообразовательн­ая пара - это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а другое производным от него.

Примеры словообразовательных пар

лед - ледяной;

серебро - серебряный;

поздний - поздно;

конь - конница;

лыжа - лыжник;

украсить - украшение;

восхитить - восхищение;

удивить - удивление.

2

Примеры словообразовательных пар:

  • перелить - лить;
  • соль - солить;
  • залить - заливка;
  • полить - поливка;
  • ночь - ночной;
  • преподаватель - преподавательница;
  • чесать - зачесать;
  • изобретать - изобретатель.

Примеры словообразовательных пар раскрывают, что же такое словообразовательная пара. Словообразовательная пара - это однокоренные слова, состоящие из производящего слова ( ночь ) и производного слова ( ночной ), которые связаны между собой словообразовательными отношениями ( дарить - передарить ).

Производящая основа всегда легче, проще, чем производящая ( поить ), а на производную основу уже идет "наращивание" морфем, в данном случае морфемы -пере- ( перепоить ).

Rogneda [435K]
Думаю, что залить - заливать, а потом только "заливка"
полить - поливать - поливка
  —  10 лет назад 
комментировать
1

В системе русского языка есть четко определенный, подчиняющийся правилам, процесс создания новых слов. Происходит это на базе уже существующих структурных единиц языка. Самая маленькая единица имеет название - -словообразовательная пара. Состоит она из пары, имеющих общий корень, слов. Однокоренными, проще говоря, являются, с одним и тем же корнем, близкие по смыслу слова.

При этом производящим является одно из них, а второе с помощью словообразовательной морфемы становится производным от него непосредственно. Примеры: писать — писатель, стол -настольный, заря-зарница.

1

Если в паре слов , основное слово и новое образовавшееся, есть связь, то это называется словообразовательное значение. То есть для образования словообразовательной пары нужно, чтобы от одного слова образовалось новое слово.

Основное слово производит другое слово, пара из основного и производного слов

Чтение - читать.

Учить - учитель.

Мастер - мастерица.

На примере основного слова вдохновлять можно составить словообразовательные пары с этими частями речи

вдохновлять - вдохновение

вдохновлять - вдохновенно и другие

1

Такой парой слов, являются два слова, при связи которых, первое слово, образует от себя второе, а потому его в русском языке принято именовать как производящее слово. Ну а что касается второго слова, то раз оно произвелось из первого, то его и называют - производным.

Например возьмем такие пары слов:

спор - спорный.

хороший - хорошеть.

город - городской.

1

Словообразовательные пара - это два слова, где одно происходит от второго, являясь более сложным по структуре.

Например:

  • Каменоломня - камень и ломать;
  • Водоканал - вода и канал;
  • Остроумный - острый и ум;
  • Владелец - владеть;
  • Обладатель - обладать;
  • Заквасить - квасить.
0

Попросту говоря, словообразовательные слова - это слова однокоренные, то есть состоящие из производящего слова, например, день, и производного - дневной.

Или еще примеры:

пешеход - ходить

потемнеть - темнеть

веселый - повеселить

смелый - осмелеть

В общем, смысл должен быть понятен.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация