Если вы видите это сообщение, значит, произошла проблема с загрузкой файлов в стилей (CSS) нашего сайта. Попробуйте сбросить кэш браузера (Ctrl+F5). Если это не поможет, а вы находитесь в регионе, где возможны ограничения интернет-трафика с российских серверов - воспользуйтесь VPN.
Полицаями становились те, кто недолюбливал советскую власть и стремился выжить любой ценой, даже предав свою родину. На национальных окраинах Советского Союза в полицаи шли представители "обиженных" национальностей, присоединенных почти насильственно. В центральных районах - потомки кулаков, репрессированных и просто беспринципные мстительные люди. Война стала проверкой человеческих качеств, и не все ее прошли с честью.
Со слов своей бабушки знаю историю одного полицая в Белоруссии. Когда немцы начали "приглашать" в полицаи, один холостой мужчина, не имевший проблем при советской власти, вызвался на этот пост. Сделал очень много хорошего для своих земляков: по-тихому предупреждал об угоне в Германию, о намечающихся облавах и т.п. Старался оградить молодых-интересных от подселения фашистов. Передавал информацию партизанам. Выжил. И после войны его оправдали спасенные люди. Он не боялся, т.к. рисковал только собой.
Как интересно. Соседка моей сестры, родом из Белоруссии, рассказывала, что у них тоже один мужчина вызвался быть старостой, когда в деревню пришли немцы. Сказал, "пусть уж лучше я..." Как потом выяснилось, он поддерживал связь с партизанами. Однажды эта самая соседка вышла из дому на рассвете и увидела, как их староста выходит из леса. Он сказал: "Мария, я знаю, что ты не из болтливых, запомни - ты меня не видела".— 3 года назад
комментировать
3
секлета
[286K]
3 года назад
Мы с вами не были в оккупации, а вот мои родные и с маминой, и с папиной стороны, были.
Папа малолетним узником лагерей попал в 16 лет в Германию на заводы Круппа, почти полностью утратил здоровье, и всю жизнь болел. Ему так "повезло", думаю, потому что папиного отца признали кулаком, и папу, единственного мужчину в семье, наказали за отца, угнав в Германию. Без старосты это не произошло бы, он составлял списки тех, кого угоняли.
А маму, благодаря старосте, в Германию не угнали. Он просто уменьшил ее возраст. Староста был очень добрым человеком, помогал, кому мог, но все равно после освобождения села, был сослан в лагеря. Мама смогла в 1944 году уехать в город, и не знала, вернулся ли быаший староста домой. Бабушка, мамина мама, тоже хорошо отзывалась об этом человеке. Моя вина в том, что я не спросила, какого возроста был староста, что остался в селе, а не ушел в армию. Вроде бабушка говорила, что он был ее кумом, бабушка была 1883 года рождения, то есть ее кум вряд ли был молодым к началу войны.
Возможен еще один аспект, желание защитить, спасти семью. Или получить какие-нибудь преференции для себя и семьи. Или просто из трусости, страха перед фашистами. Причин может быть много, но факт остается фактом, такие люди были, и по какой причине они это не сделали, они стали предателями.
У нас на институтском потоке каких национальностей только не было - чуть ли не все республики представлены - русские, белорус, грузин, азербайджанец, евреи, украинка, казашка, эстонка. Почему-то грузин и украинка друг друга недолюбливали и вечно ругались. Причём, не просто ругались, а связывали свою антипатию именно с национальностью. Она упрекала грузин в лени, а он парировал: "зато мы в войну полицаями не были". Как-то так. В их перепалки никто не вмешивался, чтобы не принимать чью-то сторону. Остальные жили дружно. До сих пор общаюсь с азербайджанцем, который позже эмигрировал в штаты. При этом он ярый приверженец современной политики России, можно сказать, патриот. И с теплотой вспоминает СССР.
Почему шли в полицаи? Малодушничали, были согласны на всё ради своей выгоды. Просто сорт людей. Хотя бывали и другие мотивы - о них тут уже писали.
Причины у всех были разные. И однозначного ответа быть не может. Кто-то шел из-за ненависти к советской власти, кто-то выполнял задание партии, кто-то пытался облегчить жизнь сельчанам. Главное не почему стал полицаем, а что творил. Даже некоторые противники советской власти оставались людьми будучи полицаями.