"Кукольный домик" -это пьеса, написанная в 1879 году Хенриком Ибсеном, драматургом из Норвегии. Пьеса состоит из трех актов. В основном она посвящена жизни Норы, домохозяйки, которая чувствует себя разочарованной своим положением и статусом в обществе. Она чувствует себя пленницей своего мужа Торвальда Хельмера. Норе приходится сделать трудный выбор между тем, чтобы остаться в браке и уйти, и она решает уйти в конце пьесы. Пьеса была впервые поставлена 21 декабря 1879 года в Королевском театре Дании, в том же месяце была опубликована.
Драматург использует много символизма, чтобы выявить различные черты персонажей пьесы. Символы подчеркивают характер, но это также добавляет реализма написанию. В этой пьесе символизм есть уже в названии. Термин “Кукла” в данном случае, относящийся к Норе, рисует картину женщины, которая живет, не принимая никаких решений самостоятельно. Она здесь только для того, чтобы угодить своему мужу, который рассматривает ее как ребенка и свою собственность.
Ибсен также использует символику, чтобы указать на различные характеристики и темы, которые он намерен осветить в пьесе. Доктор Ранг используется для обозначения нечестных дружеских отношений, которые распространены в жизни каждого человека. Ибсен использует рождественскую елку и подарки, чтобы представить материалистическую природу Норы. Она любит материальные ценности, и рождественская елка, доставленная в ее дом, хорошо отражает ее характер. Секретность и баланс сил между Хелмером и Норой-еще один реалистичный элемент пьесы благодаря символике запертого почтового ящика. Это показывает, как они скрывают что-то друг от друга, хотя и состоят в браке.
Нора ест миндальное печенье, но держит это в секрете от мужа, который не одобряет, когда она его ест. Этот поступок символизирует обман со стороны Норы. Она тайно делает то, против чего выступает ее муж, также символизируя бунт. Танец показывает, насколько Нора соответствует требованиям своего мужа, даже когда ей это не нравится, просто чтобы сделать его счастливым.
Черная шаль Норы-признак того, что ей грустно и она устала от жизни. Она надевает его после того, как решает покончить с собой, что означает ее желание умереть, так как черный цвет ассоциируется с печалью, смертью и трауром. Когда она меняет одежду с разноцветной шали на черную, это символизирует, что жизнь Норы меняется от счастливой к печальной. Хлопанье двери в конце пьесы означает переход от жизни по чьим-то правилам к новому миру индивидуальной свободы.
Нора Хелмер-персонаж, находящийся в центре всех происходящих событий по мере развития пьесы. Она чувствует, что ее муж заключает ее в тюрьму в их доме. Ее муж, Торвальд, управляющий банком, и это заставляет Нору выглядеть ниже его. Нора предстает хрупкой женщиной, которая не в состоянии эффективно справляться с жизненными трудностями. Она переходит от заботы об отце к заботе о муже. В результате она материалистична, потому что всю свою жизнь привыкла к тому, что ее защищают и обеспечивают всем необходимым.
Вопрос о том, является ли Нора жертвой обстоятельств или злодеем, который приносит проблемы, - это трудный выбор. Нора играет второстепенную роль по сравнению со своим мужем. Он ожидает, что она оправдает его представления о любящей и заботливой жене. Торвальд-человек, который больше беспокоится о своей репутации и о том, как он выглядит на публике, чем о своем браке с Норой. Нора-жертва обстоятельств, живущая жизнью, в которой все ее решения принимает за нее контролирующий ее муж.
Всякий раз, когда она пытается выразить свое беспокойство по поводу этой привычки, ее муж меняет облик мужчины, который обращается к ней ласковыми именами, и начинает оскорблять ее за то, что она женщина. Здесь она, похоже, становится жертвой положения своего мужа в обществе. Считается, что Нора создает проблемы только потому, что держит деньги, которые она одолжила у Крогстада, в секрете от своего мужа.
Для женщины ее возраста Нора слишком спокойно относится к жизни. Она живет в зоне комфорта, так как все, о чем она беспокоится, - это чтобы ее любил и баловал муж. Она также выглядит кокетливой и живет в неведении и забвении, полагая, что все вещи совершенны, как и должно быть. Когда она, Нора, наконец понимает, что все складывается не так, как она ожидает, она заново открывает себя и подходит к жизни более зрело, чем раньше. Она берет свою жизнь под контроль и перестает разыгрывать из себя жертву. Ибсен считает, что Нора-жертва обстоятельств, чья жизнь контролируется ее мужем. Благодаря пьесе он превращает Нору в зрелую женщину, которая делает лучший выбор, в том числе оставляет своего жесткого мужа в конце пьесы.
“Ролевая игра” в браке Хелмеров проводится как Норой, так и ее мужем Торвальдом. Нора сначала производит впечатление материалистичной, послушной и покорной жены, в то время как на самом деле она просто играет эту роль, чтобы изобразить образ, которого ожидает от нее муж. Торвальд, с другой стороны, играет богатого, респектабельного мужа, в то время как на самом деле он делает это просто для защиты своей репутации. За закрытыми дверями он груб и даже оскорбляет свою жену, обращаясь с ней как с ребенком, а не как с женой.
Торвальд отказывается вернуть Крогстаду работу просто потому, что его об этом просит его жена Нора, и он считает, что не должен уступать требованиям своей жены. Его поступок выявляет его характер как мужского шовиниста, который презирает советы, даже если им стоит следовать только потому, что они исходят от женщины. Позже в пьесе Торвальд намекает, что его брак с Норой разваливается, но он говорит Норе, что они должны действовать, так как брак все еще крепок. Здесь видно, что Торвальд больше беспокоится о том, каким его видят люди, чем о благополучии его брака.
Пьеса Ибсена также показывает, как нежелательные черты передаются из поколения в поколение. Пьеса в основном посвящена коррупции и слабости. Нора считается хитрой и материалистичной, как и ее отец, который также подозрителен и тратит свои деньги бессистемно. Доктор Ранк говорит, что он унаследовал проблемы от своего отца, и диагноз подтверждает, что это правда. Крогстад также обеспокоен тем, что его плохая репутация из-за нечестных отношений с Норой может сделать жизнь его детей несчастной, когда они вырастут. Это примеры, показывающие, как слабость и коррупция передаются в пьесе от одного поколения к другому.
Через персонажей, например, Нору и ее мужа Торвальда, мы видим борьбу, через которую они проходят, чтобы создать позитивное представление о себе в обществе. Серьезность социальных условностей становится очевидной, когда они признают, что их брак потерпел неудачу, но Торвальд настаивает, что они должны скрывать свои проблемы от общественности и вести себя так, как будто все в порядке.
В пьесе Ибсен освещает многие важные проблемы, начиная от семейных конфликтов, гендерных конфликтов, коррупции, восстания и самореализации. Драматург рисует яркую картину развития характера, особенно хорошо используя образы, в основном символику.
Пьеса понравилась.