Если вы видите это сообщение, значит, произошла проблема с загрузкой файлов в стилей (CSS) нашего сайта. Попробуйте сбросить кэш браузера (Ctrl+F5). Если это не поможет, а вы находитесь в регионе, где возможны ограничения интернет-трафика с российских серверов - воспользуйтесь VPN.
Приносит ли регулярная исповедь психологический вред?
Айгор
[29.5K]10 лет назад
Рассмотрим с точки зрения простой психологии. Когда человека готовят к исповеди, ему прежде всего внушают мысль - "ты грешен, ты должен всячески сам себя укорять, считать грешным, и никогда не считать праведным, ты должен искать в себе новые грехи, и признать как факт то, что ты будешь грешить всегда, так как безгрешных нет, а исповедь поможет тебе эти грехи стереть". Что получается в итоге? Человек теряет веру в свое Я, перестает понимать, что все в его руках и зависит только от него. Далее он внушает себе чувство вины, его подогревают, что желательно довести чувство до такого сильного эмоционального переживания, чтобы оно сопровождалось слезами. Далее человек упивается виной. Если у него получается исповедоваться так, как учат в церкви, искренне и со слезами, то эти переживания становятся катарсисом, особенно сильно они проявляются в первый раз. Далее такой человек помимо постоянного внушения себе, что он ничтожен, разуверенный в собственных силах (так как это гордость), получающий удовольствие от упоения своей виной, приобретает еще и зависимость от процесса исповеди, которая сопровождается приятными эмоциональными разрядками. Ему всячески внушают, что исповедоваться надо регулярно, как можно чаще. Он грешит и ходит исповедоваться, удивляется почему его грехи повторяются, и не видит внутреннего психологического механизма, согласно которому, его регулярные исповеди прямо пропорциональны совершаемым грехам. Непонятным видится момент стирания богом этих самых грехов. Невозможно отменить совершенное действие. Что случилось, то случилось, и даже если ты раскаялся в содеянном, и рассказал посреднику-священнику на исповеди, то само действие никуда не денется, оно уже происходило, максимум что произойдет - ты почувствуешь психологическое облегчение. Поэтому я не верю, что грехи можно как-то простить и стереть. Карма есть карма, и за неё всегда придется отвечать. И тут мы подходим к еще более сложному аспекту этой проблемы. Исповедь не уменьшает количество грехов, которые человек совершает. Более того, из-за подсознательного упоения виной, человек чувствует, что если он в определенный момент перестанет грешить, то отпадет сама необходимость исповеди, ему не придется ни в чем себя винить, и испытывать чувство вины. Эта мысль трактуется как духовная гордость, так как не грешить якобы невозможно, и мы возвращаемся к тому, что я говорил выше - воцерковленный человек должен постоянно осознавать, что он грешен, испытывать чувство вины. Как чувство вины помогает решить психологическую проблему, из-за которой человек совершает тот или иной грех? Никак. Чувство вины только мешает. Надеюсь это понятно каждому. Чувство вины тянет человека в замкнутый круг греха, так как оно не дает почувствовать свою власть над грехом, и следовательно, не дает человеку избавиться от греховной привычки. Может, я в чем-то не прав? Нужна ли в таком случае исповедь вообще, как вы считаете? И способны ли вы от неё отказаться, если вы верующий? Желательно давать развернутые, аргументированные ответы. Спасибо.
По моему мнению,христианство(и не только) во всех его формах-это одна из форм психологического мазохизма.
Человек принимает тот факт,что он-червь никчемный,Божией милости пока недостойный,а потом старается всеми способами эту милость заслужить.
И исповедь-тоже своего рода зависимость,желание поваляться в ногах,надеясь на прощение т.н. "грехов".
Как в сексуальной игре "доминирование",один к одному.Там тоже подчиненный ощущает удовлетворение от своего подчинения,зависимости,от мнения "господина" или "госпожи".Та же зависимость от зависимости,извините за тавтологию.
Всякая же зависимость вызывает абстиненцию,синдром нехватки.Не зря порвавшие с какой-либо религиозной конфессией вначале часто испытывают психологические проблемы,дискомфорт,депрессию,чувство вины перед собой за напрасно потраченное время-деньги-силы.
Я никоим образом не хочу оскорбить чувства верующих,так что прочитавшие это-не жмите "флажок",если уважаете чужое мнение.
Потому что это-мнение независимого и думающего человека.
Не согласны-отвечайте автору и Вы,приведя свои аргументы.
Для "Айгор" - если вы меня не боитесь - уберите из "Чёрного списка"... В чём проблема ? Легко рассуждать о "флуде" предварительно прикрывшись проплаченной защитой. Умейте проигрывать достойно. Пока я вижу в вашем лице слабака не умеющего достойно защитить свою точку зрения.— 10 лет назад
Oleg Potockyi
[15.8K]
Для "Венгр" Простите, дорогой оппонент - но кого вы цитируете ? В христианстве то, что вы закавычили - НИКТО, НИКОГДА не говорил. Что значит "...мерзкий червь,заслуживающий ада..." ??? Это вы говорите о ЧЕЛОВЕКЕ - созданном по образу и подобию Божию ??!!
Может вы не о христианстве ? Тем более, что "услада в поиске грехов" - это похоже взято из каких-то дохристианских языческих верований. Но насколько я знаю Иудаизм и Мусульманскую веру - там тоже такого уничижения человека нет ... Уточните - вы о какой религии говорите. Тем более, что ИСПОВЕДЬ применяется в-основном всё-же в Христианстве. Мы точно говорим об одном и том-же ?
Пы.Сы. Церковь и Общество всегда были близки, но всё-же это разные ветви развития человечества...— 10 лет назад
Айгор
[29.5K]
Олег, вы можете считать что угодно. Я не собираюсь ни с кем состязаться, и вам не советую этим заниматься, поэтому мне безразличны ваши попытки задеть мое самолюбие. Бояться вас нет причины, вы просто не очень хорошо владеете собой, в разговорах теряете контроль, я желаю вам искренне, чтобы вы обрели полное самообладание. В черном списке оставлю вас, так как не хочу, чтобы разжигались конфликты в моих темах. Успехов вам.— 10 лет назад
Oleg Potockyi
[15.8K]
Слабак !— 10 лет назад
Венгр
[291K]
Именно о христианстве и говорю. Конечно,немного утрируя,признаю.Но смысл тот же, он не теряется,Церковь старается обвинить человека в том,что он родился уже грешным,или от греха. А тот,кто долго ищет у себя несуществующие грехи-по требованию Церкви-тот в конце концов получит наслаждение от "найденного" таки у себя греха.Следовательно,получит наслаждение и от униженного "покаяния",и от великодушного отпущения грехов. Что есть мазохизм,наслаждение от унижения или побоев.— 10 лет назад
Oleg Potockyi
[15.8K]
Вот почему я вас и пытаюсь переубедить... Вы слишком "утрированно" видите христианство. Смысл покаяния можно сравнивать скорее с очисткой компьютерной системы от вирусов. В обеих случаях - болезнь ИЗВЕСТНА, методы очищения - классические. Но кто-же запретит пользователю снова залезть на порносайты ? Так и в христианстве : речь не идёт о НЕСОВЕРШЕНСТВЕ системы. А вот свободная воля может позволить либо нахватать душе новых "вирусов", либо остаться чистой и непорочной - такой, какой изначально создал нас творец. "Стремление к исповеди" звучит также нелепо как "желание постоянно проверять компьютер на наличие вирусов"... К сожалению вы описываете нечто несуществующее.— 10 лет назад
Oleg Potockyi
[15.8K]
И второе. Вы ведь даже не видите - для чего нужна ИСПОВЕДЬ. В Русской Православной Церкви это не самоцель, но всего-лишь один из этапов подготовки к ПРИЧАСТИЮ. Такой-же как пост или вычитывание обязательных Канонов. По-вашему - многочасовое вычитывание Канонов тоже пахнет мазохизмом ?
В Греции, где Причастие и Исповедь разведены - тоже не такое отношение к покаянию... В-общем - давайте отталкиваться от земных реалий.— 10 лет назад
Венгр
[291K]
Но если я заявлю,что "не нахватался вирусов,потому что не лазил по порносайтам"-зачем я тогда нужен Церкви?Да меня там засмеют,и выгонят... Кроме того,исповедуются ведь периодически.Следовательно,грехи для этого должны быть всегда наготове. И потом,как там с первородным грехом?В чем виноват несчастный,родившийся не по собственному желанию?— 10 лет назад
Oleg Potockyi
[15.8K]
Что касается вашего первого заявления - то оно скорее всего вызовет смех у любого человека слегка разбирающегося в инете. Ведь вирусов можно нахватать не только на порносайтах. Так и с собственной греховностью. "Безгрешным" может посчитать себя человек лишь совсем загрубевший в собственных грехах... Неужели кто-то на Земле сможет, например, "на голубом глазу" заявить о том, что "возлюбил ближнего своего как самого себя..."?? При этом, отправив этого "ближнего" в "чёрный список" ? Я уж не говорю о других Заповедях, кои мы нарушаем ежедневно и ежечасно...
А с первородным грехом наших праотцев вы немного ошиблись (впрочем тут вы повторяете ошибку многих - в т.ч. и верующих). Их грех остался на их совести. Нам от них достался не ГРЕХ, но повреждённая человеческая природа. За которую Христос уже принёс жертву и от которой мы можем избавится буде на то наша воля.— 10 лет назад
Венгр
[291K]
Церковь заинтересована в превращении невинных "куки" в вирусы,поскольку те,которые не соблюдают основные 10 заповедей-в церковь и так не ходят. А те,которые ходят-не должны грешить тем же грехом по второму разу,и отпадет необходимость в постоянном покаянии.Логично было бы,нет? Так нет же,грешат постоянно.Зачем?Да чтобы было в чем каяться-поскольку Церковь ЛЮБИТ грехи,как любят унижаться в постоянном признании-покаянии и сами "грешники". Тогда зачем они вообще христиане,если не могут не грешить?Лицемеры?Фарисеи?Ведь грех,совершенный повторно,после покаяния-отпущения разве не становится непрощаемым?Или так же отпускается,как и в первый раз?Потому что-снова покаялся грешник?Или-мазохист,любящий каяться и сожалеть?— 10 лет назад
Oleg Potockyi
[15.8K]
Простите, но вы опять меня не услышали. Откуда вы взяли, что покаяние является ГЛАВНЫМ церковным таинством ?? Кто вам сказал, что в Храм мы ходим КАЯТЬСЯ ??
"Будте совершенны как Отец ваш совершенен..." - это призыв к действию, а не основание к наказанию. Ведь не будет-же ваш начальник вас штрафовать за то, что вы бегаете медленнее олимпийского чемпиона ? Так и в Церкви - мы НЕ испытываем чувства ВИНЫ за то, что не можем достичь святости. Это удел единиц. И уж тем более - не ставим себе цели "грешить чтобы каяться". Честно говоря от вас и от "Айгора" я такие странные выводы слышу впервые ! Вынужден спросить вас ещё раз : Вы это точно о христианской церкви ? Уж больно ваши утверждения выглядят фантастически... Мягко говоря - вы как-то уж слишком оторвались от действительности.— 10 лет назад
все комментарии (еще 6)
комментировать
5
Ustas
[66.4K]
10 лет назад
Чувство вины, и покаяние с уверенностью в прощении это не одно и тоже. Тянет в замкнутый круг греха, как раз невозможность покаяния, по принципу грехов много, и какая разница сколько их всё равно дорога в ад. Один раз согрешив, можно грешить бесконечно, ведь нет прощения, нет покаяния. Не даром людям согрешившим, и искренно раскаявшимся доверяют больше, зная что они не повторят свой грех. Примеров очень и очень много и в нашей жизни, когда люди прошедшие войну и стрелявшие в людей становятся священниками и больше никогда не берут в руки оружия, и пример апостола Павла очень красноречив. Что касается вреда психологическому состоянию, то спокойствие и душевный мир это свойство людей глубоко верующих, которые часто исповедуются и причащаются. И сколько людей спасла церковь от душевных трагедий, и сколько людей приобрели душевный мир, получили помощь и успокоили свои страхи в церкви при помощи исповеди и причастия. Это проверено веками.
Вы затронули важную проблему, дело в том, что неправильная духовная жизнь (я бы сказала псевдодуховная) может действительно привести к проблемам с психикой. Сама постановка вопроса говорит о неправильном восприятии духовной жизни. Мое глубокое убеждение - не надо искать себе духовника, руководителя, миряне не должны бездумно копировать монашеские практики. Нужно знать, изучать свою веру, знать основные каноны и самостоятельно принимать решения в духовной жизни, не перекладывая ответственность на священников. Это духовный инфантилизм, страх сделать что-то не правильно, а Христос говорил - не бойтесь, не должно быть страха в отношениях с Богом, должно быть благоговение, но не страх, страх калечит душу. Хотя, страх Божий - это другое понятие.
В отношениях с Богом не должно быть такого, как вы описываете - я грешный, грешный, зачем эти внушения и самовнушения? Обычно отношения с Богом строятся по-другому. Человек любит Бога и совершив грех (невольно) чувствует потерю благодати, чувствует, что отпал от Бога. Грызть себя в таком случае не надо, покаяние переводится с греческого как изменение мыслей, а также естественным образом благодаря покаянию должна меняться жизнь, это не бесплодное самогрызение, а определенные активные действия. Нужно создать в свой жизни такие условия, обстоятельства, при которых повторение греха невозможно. Есть в христианстве еще такое понятие - радостотворные слезы, это как катарсис, очищение, это состояние, когда слезы покаяния приводят к чувству легкости и радости. Такие слезы благотворны для психики. На самом деле жить с Богом, жить духовной жизнью - это счастье и психика никак не может от этого пострадать, наоборот, душа исцеляется. Но в нашей стране есть проблема - утеряна духовная преемственность за годы советской власти, поэтому найти хорошего духовника, чье руководство принесет пользу, а не создаст проблемы, достаточно сложно, иногда невозможно. Поэтому надо включать голову и брать ответственность на себя.
Я отвечаю из своего опыта, в церкви 20 лет и постоянного чувства вины не испытываю. Бог прощает и надо верить Ему, как Бог верит в нас. То, что Вы описали в вопросе, это сектантская практика, с таким я тоже сталкивалась, правда, в Греции, а не в России, но и в России в монастырях такое может быть, это не имеет отношения к настоящему православию, важно знать и понимать это.
При подготовке к исповеди человек обязан видеть себя таким, какой он есть. Большего не требуется.
Всё в руках Господа и зависит только от Него. Поняв и приняв это, жить становится гораздо легче (в материальном плане тоже).
Чувство вины легко стирается верой. Зная, что грешны все, о какой вине можно переживать? Мы все одинаковые.
Господу подвластно всё. В том числе и очистить душу покаявшегося человека от грехов.
Вы очень много рассуждаете о чувстве вины, но его нет в истинно верующем человеке, который знает, какой он и понимает, что Господь его никогда не оставит, каким бы плохим он не был. Люди оставят, все отвернуться, а Господь будет рядом с человеком до конца.
..вполне возможны и такие психологические механизмы, которые Вы описали...но обычно в церковной исповеди больше поверхностного, схематичного...присутствует и состояние схожее контрольной в школе или экзаменом (у многих детей закрепляются страх и неуверенность...потом и враждебность к контролю, к проверке...многие защищаются хитростью, фальшью, имитацией, умением сдать "минимум" чтобы пройти "линию контроля",также есть дети которых все получается лучше чем у многих и они уверены, что они отличники)...многие уверены что они хороши в исповеди(такой тип самообмана, то есть самоправедности)... ключевую роль тут играет личность священника, его характер и духовность...ведь откровенный разговор бывает труден и между близкими друзьями, братьями, между детьми и родителями которые действительно любят друг друга и знают друг друге гораз до больше чем священник о прихожанах...
удален
лучшее что я читал об исповеди это рассказ "Исповедник" из произведения "Игра в бисер"?... речь об открытости не только в буквальных словах и речь не только чувствах и состояниях... речь о преодолении одиночества, о доверии человека человеку, о возрастании в общении...
Человеку известны 5 информационных уровней: неживой, растительный, животный, человеческий, вышестоящий. При взаимодействии вышестоящего и человеческого, нижестоящий может впадать в крайности:
слепое препоручение себя вышестоящему;
считаться только со своими желаниями и делать только то, что хочется.
Стоит поучиться мудрости у Моисея, который посвятил свою жизнь служению, но никогда не отказывался от здравого смысла, остался свободомыслящим.