Если вы видите это сообщение, значит, произошла проблема с загрузкой файлов в стилей (CSS) нашего сайта. Попробуйте сбросить кэш браузера (Ctrl+F5).
Если это не поможет, а вы находитесь в регионе, где возможны ограничения интернет-трафика с российских серверов - воспользуйтесь VPN.
Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
6

Приносит ли регулярная исповедь психологический вред?

Айгор [29.5K] 10 лет назад 

Рассмотрим с точки зрения простой психологии. Когда человека готовят к исповеди, ему прежде всего внушают мысль - "ты грешен, ты должен всячески сам себя укорять, считать грешным, и никогда не считать праведным, ты должен искать в себе новые грехи, и признать как факт то, что ты будешь грешить всегда, так как безгрешных нет, а исповедь поможет тебе эти грехи стереть". Что получается в итоге? Человек теряет веру в свое Я, перестает понимать, что все в его руках и зависит только от него. Далее он внушает себе чувство вины, его подогревают, что желательно довести чувство до такого сильного эмоционального переживания, чтобы оно сопровождалось слезами. Далее человек упивается виной. Если у него получается исповедоваться так, как учат в церкви, искренне и со слезами, то эти переживания становятся катарсисом, особенно сильно они проявляются в первый раз. Далее такой человек помимо постоянного внушения себе, что он ничтожен, разуверенный в собственных силах (так как это гордость), получающий удовольствие от упоения своей виной, приобретает еще и зависимость от процесса исповеди, которая сопровождается приятными эмоциональными разрядками. Ему всячески внушают, что исповедоваться надо регулярно, как можно чаще. Он грешит и ходит исповедоваться, удивляется почему его грехи повторяются, и не видит внутреннего психологического механизма, согласно которому, его регулярные исповеди прямо пропорциональны совершаемым грехам. Непонятным видится момент стирания богом этих самых грехов. Невозможно отменить совершенное действие. Что случилось, то случилось, и даже если ты раскаялся в содеянном, и рассказал посреднику-священнику на исповеди, то само действие никуда не денется, оно уже происходило, максимум что произойдет - ты почувствуешь психологическое облегчение. Поэтому я не верю, что грехи можно как-то простить и стереть. Карма есть карма, и за неё всегда придется отвечать. И тут мы подходим к еще более сложному аспекту этой проблемы. Исповедь не уменьшает количество грехов, которые человек совершает. Более того, из-за подсознательного упоения виной, человек чувствует, что если он в определенный момент перестанет грешить, то отпадет сама необходимость исповеди, ему не придется ни в чем себя винить, и испытывать чувство вины. Эта мысль трактуется как духовная гордость, так как не грешить якобы невозможно, и мы возвращаемся к тому, что я говорил выше - воцерковленный человек должен постоянно осознавать, что он грешен, испытывать чувство вины. Как чувство вины помогает решить психологическую проблему, из-за которой человек совершает тот или иной грех? Никак. Чувство вины только мешает. Надеюсь это понятно каждому. Чувство вины тянет человека в замкнутый круг греха, так как оно не дает почувствовать свою власть над грехом, и следовательно, не дает человеку избавиться от греховной привычки. Может, я в чем-то не прав? Нужна ли в таком случае исповедь вообще, как вы считаете? И способны ли вы от неё отказаться, если вы верующий? Желательно давать развернутые, аргументированные ответы. Спасибо.

4

По моему мнению,христианство(и не только) во всех его формах-это одна из форм психологического мазохизма.

Человек принимает тот факт,что он-червь никчемный,Божией милости пока недостойный,а потом старается всеми способами эту милость заслужить.

И исповедь-тоже своего рода зависимость,желание поваляться в ногах,надеясь на прощение т.н. "грехов".

Как в сексуальной игре "доминирование",один к одному.Там тоже подчиненный ощущает удовлетворение от своего подчинения,зависимости,от мнения "господина" или "госпожи".Та же зависимость от зависимости,извините за тавтологию.

Всякая же зависимость вызывает абстиненцию,синдром нехватки.Не зря порвавшие с какой-либо религиозной конфессией вначале часто испытывают психологические проблемы,дискомфорт,депрессию,чувство вины перед собой за напрасно потраченное время-деньги-силы.

Я никоим образом не хочу оскорбить чувства верующих,так что прочитавшие это-не жмите "флажок",если уважаете чужое мнение.

Потому что это-мнение независимого и думающего человека.

Не согласны-отвечайте автору и Вы,приведя свои аргументы.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Oleg Potockyi [15.8K]
Для "Айгор" - если вы меня не боитесь - уберите из "Чёрного списка"...
В чём проблема ?
Легко рассуждать о "флуде" предварительно прикрывшись проплаченной защитой.
Умейте проигрывать достойно.
Пока я вижу в вашем лице слабака не умеющего достойно защитить свою точку зрения.
  —  10 лет назад 
Oleg Potockyi [15.8K]
Для "Венгр"
Простите, дорогой оппонент - но кого вы цитируете ?
В христианстве то, что вы закавычили - НИКТО, НИКОГДА не говорил.
Что значит "...мерзкий червь,заслуживающий ада..." ???
Это вы говорите о ЧЕЛОВЕКЕ - созданном по образу и подобию Божию ??!!

Может вы не о христианстве ?
Тем более, что "услада в поиске грехов" - это похоже взято из каких-то дохристианских языческих верований.
Но насколько я знаю Иудаизм и Мусульманскую веру - там тоже такого уничижения человека нет ...
Уточните - вы о какой религии говорите. Тем более, что ИСПОВЕДЬ применяется в-основном всё-же в Христианстве.
Мы точно говорим об одном и том-же ?

Пы.Сы. Церковь и Общество всегда были близки, но всё-же это разные ветви развития человечества...
  —  10 лет назад 
Айгор [29.5K]
Олег, вы можете считать что угодно. Я не собираюсь ни с кем состязаться, и вам не советую этим заниматься, поэтому мне безразличны ваши попытки задеть мое самолюбие. Бояться вас нет причины, вы просто не очень хорошо владеете собой, в разговорах теряете контроль, я желаю вам искренне, чтобы вы обрели полное самообладание. В черном списке оставлю вас, так как не хочу, чтобы разжигались конфликты в моих темах. Успехов вам.  —  10 лет назад 
Oleg Potockyi [15.8K]
Слабак !  —  10 лет назад 
Венгр [291K]
Именно о христианстве и говорю.
Конечно,немного утрируя,признаю.Но смысл тот же, он не теряется,Церковь старается обвинить человека в том,что он родился уже грешным,или от греха.
А тот,кто долго ищет у себя несуществующие грехи-по требованию Церкви-тот в конце концов получит наслаждение от "найденного" таки у себя греха.Следовательно,получит наслаждение и от униженного "покаяния",и от великодушного отпущения грехов.
Что есть мазохизм,наслаждение от унижения или побоев.
  —  10 лет назад 
все комментарии (еще 6)
комментировать
5

Чувство вины, и покаяние с уверенностью в прощении это не одно и тоже. Тянет в замкнутый круг греха, как раз невозможность покаяния, по принципу грехов много, и какая разница сколько их всё равно дорога в ад. Один раз согрешив, можно грешить бесконечно, ведь нет прощения, нет покаяния. Не даром людям согрешившим, и искренно раскаявшимся доверяют больше, зная что они не повторят свой грех. Примеров очень и очень много и в нашей жизни, когда люди прошедшие войну и стрелявшие в людей становятся священниками и больше никогда не берут в руки оружия, и пример апостола Павла очень красноречив. Что касается вреда психологическому состоянию, то спокойствие и душевный мир это свойство людей глубоко верующих, которые часто исповедуются и причащаются. И сколько людей спасла церковь от душевных трагедий, и сколько людей приобрели душевный мир, получили помощь и успокоили свои страхи в церкви при помощи исповеди и причастия. Это проверено веками.

4

Вы затронули важную проблему, дело в том, что неправильная духовная жизнь (я бы сказала псевдодуховная) может действительно привести к проблемам с психикой. Сама постановка вопроса говорит о неправильном восприятии духовной жизни. Мое глубокое убеждение - не надо искать себе духовника, руководителя, миряне не должны бездумно копировать монашеские практики. Нужно знать, изучать свою веру, знать основные каноны и самостоятельно принимать решения в духовной жизни, не перекладывая ответственность на священников. Это духовный инфантилизм, страх сделать что-то не правильно, а Христос говорил - не бойтесь, не должно быть страха в отношениях с Богом, должно быть благоговение, но не страх, страх калечит душу. Хотя, страх Божий - это другое понятие.

В отношениях с Богом не должно быть такого, как вы описываете - я грешный, грешный, зачем эти внушения и самовнушения? Обычно отношения с Богом строятся по-другому. Человек любит Бога и совершив грех (невольно) чувствует потерю благодати, чувствует, что отпал от Бога. Грызть себя в таком случае не надо, покаяние переводится с греческого как изменение мыслей, а также естественным образом благодаря покаянию должна меняться жизнь, это не бесплодное самогрызение, а определенные активные действия. Нужно создать в свой жизни такие условия, обстоятельства, при которых повторение греха невозможно. Есть в христианстве еще такое понятие - радостотворные слезы, это как катарсис, очищение, это состояние, когда слезы покаяния приводят к чувству легкости и радости. Такие слезы благотворны для психики. На самом деле жить с Богом, жить духовной жизнью - это счастье и психика никак не может от этого пострадать, наоборот, душа исцеляется. Но в нашей стране есть проблема - утеряна духовная преемственность за годы советской власти, поэтому найти хорошего духовника, чье руководство принесет пользу, а не создаст проблемы, достаточно сложно, иногда невозможно. Поэтому надо включать голову и брать ответственность на себя.

Я отвечаю из своего опыта, в церкви 20 лет и постоянного чувства вины не испытываю. Бог прощает и надо верить Ему, как Бог верит в нас. То, что Вы описали в вопросе, это сектантская практика, с таким я тоже сталкивалась, правда, в Греции, а не в России, но и в России в монастырях такое может быть, это не имеет отношения к настоящему православию, важно знать и понимать это.

2
  1. При подготовке к исповеди человек обязан видеть себя таким, какой он есть. Большего не требуется.
  2. Всё в руках Господа и зависит только от Него. Поняв и приняв это, жить становится гораздо легче (в материальном плане тоже).
  3. Чувство вины легко стирается верой. Зная, что грешны все, о какой вине можно переживать? Мы все одинаковые.
  4. Господу подвластно всё. В том числе и очистить душу покаявшегося человека от грехов.
  5. Вы очень много рассуждаете о чувстве вины, но его нет в истинно верующем человеке, который знает, какой он и понимает, что Господь его никогда не оставит, каким бы плохим он не был. Люди оставят, все отвернуться, а Господь будет рядом с человеком до конца.
1

..вполне возможны и такие психологические механизмы, которые Вы описали...но обычно в церковной исповеди больше поверхностного, схематичного...прису­тствует и состояние схожее контрольной в школе или экзаменом (у многих детей закрепляются страх и неуверенность...пото­­м и враждебность к контролю, к проверке...многие защищаются хитростью, фальшью, им­итацией, умением сдать "минимум" чтобы пройти "линию контроля",также есть дети которых все получается лучше чем у многих и они уверены, что они отличники)...мно­гие уверены что они хороши в исповеди(такой тип самообмана, то есть самоправедности)... ключевую роль тут играет личность священника, его характер и духовность...ведь откровенный разговор бывает труден и между близкими друзьями, братьями, между детьми и родителями которые действительно любят друг друга и знают друг друге гораз до больше чем священник о прихожанах...

удален

лучшее что я читал об исповеди это рассказ "Исповедник­" из произведения "Игра в бисер"?... речь об открытости не только в буквальных словах и речь не только чувствах и состояниях... речь о преодолении одиночества, о доверии человека человеку, о возрастании в общении...

0

Человеку известны 5 информационных уровней: неживой, растительный, животный, человеческий, вышестоящий. При взаимодействии вышестоящего и человеческого, нижестоящий может впадать в крайности:

  • слепое препоручение себя вышестоящему;
  • считаться только со своими желаниями и делать только то, что хочется.

Стоит поучиться мудрости у Моисея, который посвятил свою жизнь служению, но никогда не отказывался от здравого смысла, остался свободомыслящим.

Айгор [29.5K]
В чем тут мудрость заключается?  —  10 лет назад 
skynet [10.3K]
Мудро жить своей жизнью, принимать ответственность за свои решения.  —  10 лет назад 
Айгор [29.5K]
Для этого нужен бог?  —  10 лет назад 
комментировать
Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация