Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
6

Как сформулировать проблему в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

noch1417 [4.7K] 4 года назад

На экзамене ЕГЭ по русскому языку дается текст, который нужно прочитать и выделить в нем одну из трех проблем, потом эту проблему сформулировать. Например, "Проблема отцов и детей". Как научиться это делать?

1

Доброго времени суток! Чтобы сформулировать проблему, нужно быть достаточно внимательным и уметь отличать косвенные и второстепенные проблемы, от явных и значимых. А также, нужно обладать внимательностью и чуткостью, важно уметь понимать текст. Развивайте эти качества в себе и у вас все получится! Хороших оценок!

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
4

Если учесть, что у достаточно начитанных школьников не возникает особых затруднений с определением проблемы в тексте для сочинения ЕГЭ по русскому языку, то нужно ориентироваться на "слабых" учеников. А им нужна реальная практическая инструкция по определению проблемы текста. Потому что обычно в таких случаях не до фантазий и размышлений, а "осталось 15 минут до конца урока, и нужно сдавать тетрадки". А потом - и сам ЕГЭ...

Поэтому, чтобы определить проблему текста, достаточно сделать следующее:

  • Найти негативный момент в содержании текста. Что не нравится автору? Что нехорошего произошло? Это может быть жадность, воровство, загрязнение окружающей среды. Это и будет проблема. Формулируем её, поставив эти слова в родительный падеж: "Автор поднимает проблему (чего?) жадности, воровства, и т.д."
  • Если конкретного негативного момента нет (а такое бывает часто, например, текст целиком про природу, и автор в конце восклицает : "Какая красота! Жить хочется!", то мы используем вспомогательные слова "роль" или "отношение", с их помощью можно сформулировать любую проблему. Это будет или "Проблема роли чего - то в чём - то" или "Проблема отношения кого - то к чему - то или кому - то". В нашем "странном" случае проблема звучит так:"Проблема роли природы в жизни человека".

Потренируйтесь, и Вы увидите, что определить проблему в любом тексте для ЕГЭ по русскому языку можно за 2 - 3 минуты.

4

Проблемные вопросы, которые могут быть заданы, выявляются и далее формулируются в зависимости от содержания текста.

Если в задании отрывок из произведения, который содержит диалоги родителей и детей, и этот диалог говорит о том, что в их отношениях не все гладко, то можно смело писать о "проблеме отцов и детей".

Если в отрывке говорится о том, что человек не может найти свое место в жизни, мечется из стороны в сторону, меняет работу и друзей, совершает нелогичные и странные поступки, то можно сказать о проблеме "лишнего человека", о социопатии, етс.

Текст, рассказывающий о лени и инфантильности, свидетельствует о проблемах воспитания, иждивенчестве и т.д.

Главное - понять смысл заявленного текста, уловить его посыл и "нерв". Хорошим подспорьем будет знание произведений литературы, то есть лучше читать больше и чаще думать о прочитанном.

3

В первую очередь следует понимать, что имеется ввиду под словом проблема.

Также следует помнить, что проблемы могут быть различные по своему характеру и сути.

  • философские,
  • политические,
  • социальные,
  • экологические,
  • нравственные или этические.

Каждая из выделенных проблем затрагивает определенную сферу жизни человека, общества, природы, поэтому при формулировке проблемы необходимо исходить из того, что некий частный случай, использованный автором, является отражением жизни в целом. Это следует учитывать при определении проблемы.

Формулировка возможна в виде вопроса, для этого можно использовать вопросы Как..? Почему...? Зачем..? Можно ли...? и т.д.

Также проблему можно в сочитении сформулировать, используя Родительный падеж.

Например, Проблема (чего?) отношения, выбора и т.д..

3

Сформулировать проблему по тексту в действительности не так уж и сложно. Первый шаг: внимательно читаем текст. Второй шаг: выясняем, спорят ли герои о чем-то, соглашается ли автор с одним из героев и т.п., то есть выявляем какое-либо противоречие. Третий шаг: формулируем проблему: проблема лжи, ненависти, предательства, верности, любви, взаимоотношений, сохранения природы и т.д.

Еще один способ - ассоциативный. Читаем текст и выясняем, какой самый важный вопрос появляется в голове по этому тексту. Этот вопрос - и есть проблема. Например: почему люди лгут друг другу? Что такое настоящая дружба? Существует ли любовь с первого взгляда?

2

Проблему в тексте выделить нелегко, но возможно. Внимательно прочитайте текст. Подумайте, какова основная мысль текста, т.е. что хотел автор сказать этим текстом, какую мысль до нас донести, над какой мыслью он сам долго думал. Например, он переживает, что что разрушаются памятники архитектуры, и считает, что их надо охранять. Это будет позиция автора. А теперь сформулируйте вопрос, чтобы на него можно было ответить: памятники архитектуры разрушаются, и их надо охранять. Получается: как надо относиться к памятникам архитектуры? - это и будет проблема. Проблему можно формулировать в форме вопроса. Например: в своей статье И.Иванов задается вопросом: как нужно относиться к памятникам архитектуры?

Для тренировки я бы порекомендовала купить сборник вариантов тестов, только посмотрите, чтобы в конце книги в ответах были прописаны проблемы текстов и позиции авторов. Главное - тренируйтесь. Время еще есть.

2

Для того, чтобы правильно сформулировать проблему, нужно правильно понять текст. Если текст публицистический, то проблема там будет сразу видна, иногда даже прописана. Если же текст художественный, то проблему нужно выявлять исходя из характеристики главных героев и их поступков.

Над выявлением проблемы нужно работать длительный промежуток времени, это умение не придет сразу. Прочитав текст, попытайтесь ответить на вопрос - для чего его писал автор, что хотел донести читателю.

Нужно также помнить, что проблема формулируется одним предложением и конкретно. Например, проблема (чего?) взаимоотношения отцов и детей.

1

Следует учесть несколько важных моментов.

  1. Следует сформулировать проблему, не затронутую, не заявленную вскользь, а именно поставленную автором, то есть обозначенную как самую важную или в числе важных. Поэтому следите, чтобы в сочинении слов "затронута", "упомянута" просто не было.
  2. Проблема должна быть прокомментирована с опорой на исходный текст. Никаких общих рассуждений, нужно привести не менее двух примеров фактологического типа из текста, важных для понимания текста.
  3. Нужно правильно интерпретировать текст.
Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID