— При определении масштабов мобилизации грамотный военком должен видеть половозрастной состав населения и понимать, какой процент, допустим, от 20–35-летних можно мобилизовать. И решает, что 2% (300 тысяч) достаточно. А судя по последней переписи, численность этих мужчин выросла сверх ожидаемого в сравнении с переписью 2010 года, — рассказал «Фонтанке» независимый демограф Алексей Ракша. — Но это — в целом, а во многих регионах в результатах переписи — каша: в одних выросло, в других нет. Расхождения с реальностью часто небольшие — приблизительно в пределах 10%, но в некоторых республиках (Ингушетия, Калмыкия, Дагестан, КБР, КЧР, Мордовия) доходит до 20–40%. Но ни 10, ни 20-процентной разницей в численности мужчин, по данным переписи, невозможно объяснить ту разницу в планах по мобилизации, о которой говорят в СМИ: в некоторых регионах план по призыву на душу населения в разы больше, чем в Москве. То есть однозначно объяснить странности мобилизации кривой переписью можно только в малой степени.Согласно переписи-2021, мы живем не совсем в России
Демограф Алексей Ракша возмущен итогами проведенной переписи:
— Кривейшая, я бы ее выбросил. Не буду ею пользоваться никогда ни в каком варианте и никому не советую, в том числе Росстату. Перепись показала нам какую-то другую страну, не совсем Россию.
Как только ее результаты появились три недели назад в открытом доступе, он был первым аналитиком, который ее проанализировал и опубликовал выводы:
— Качество переписи ниже плинтуса. Нехватка детей увеличилась до катастрофической: их очень плохо посчитали в возрасте до 7 лет, а четверть младенцев вообще потеряли. Начиная с 10–12 лет, наоборот, очень большой прирост, непонятно откуда. Население соседних возрастов изменилось сильно по-разному. Так, население круглых годов рождения (1975, 1980) выросло на 11–16% относительно ожидавшегося, а соседних (1974, 1979) — на 0–6%. Это яркий признак крайне низкого качества переписи.
Возрастная аккумуляция стала еще сильнее, как в слаборазвитых странах с малограмотным населением, причем не в старших, а в средних возрастах, особенно у мужчин. То есть это выдуманные из головы люди с «круглым» годом рождения и возрастом. Демографические расчеты — рождаемость, смертность — теперь станут более искаженными (женщин обнаружили слишком много, а рождаемость считается на женщину), менее точными и достоверными, некоторые виды тонких расчетов сделать теперь будет уже невозможно.
«Росстат точно хотел править итоги переписи, но то ли ему запретили, то ли не смог вытянуть такое безобразие»
демограф Алексей Ракша
По «плавности» пирамиды судят не только о качестве переписи, но и о возможности государства собирать и обрабатывать свою статистику, а также о стабильности. Но нам показывают, что ничего этого у нас нет. По словам Ракши, половозрастная структура населения неправдоподобная, пирамида — кривая. Так что лучше бы этой переписи вообще не было. Но, с другой стороны, если мы чего-то хотим достичь в государстве, то пока не доведены до совершенства информационные технологии, предназначенные для ведения регистра населения, перепись важна. И да, нужно ее проводить раз в 10 лет, пусть даже в 2030 году. Хотя в 2030 году будет другая страна и будем другие мы, если будем.
Почему вы решили начать с парикмахерской?
Разгоняемая в телеграм-каналах версия о том, что бездарно проведенная перепись стала причиной столь же бездарной мобилизации, по мнению Юрия Крупнова, председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, притянута за уши.
— То, что перепись проведена, мягко говоря, небрежно, очевидно, — говорит он. — Но данные, полученные в ходе нее, не очень-то и нужны для мобилизации. Достаточно данных Росстата, которые он собирает с ЗАГСов, точнее ничего нет. Перепись нужна прежде всего для ориентиров в развитии экономики, поскольку позволяет уточнять ряд экономических и расселенческих характеристик: она дает более выпуклую картину по территориальному распределению населения. И конечно, она нужна для прогнозирования демографических процессов. Но по результатам переписи-2021 мы не получили такой картины, которая помогла бы делать серьезные демографические прогнозы в увязке с социальными, экономическими и другими прогнозами. И да, надо выяснять, почему она оказалась такой ненадежной и такой некачественной — может, переписчиков к ней плохо подготовили, может, планшеты, им выданные, подвели. Все надо анализировать.
На вопрос, а зачем вообще проводить перепись, если она не отвечает задачам, которые должна выполнять, Юрий Крупнов отвечает:
— Для развитой страны перепись — один из важнейших элементов планирования (только потом — прогнозирования), а у нас его нет, кроме смешных квазитрехлетних бюджетов, которые каждый год полностью пересматриваются. Нет генеральной схемы размещения производительных сил, например, нет генеральной схемы расселения, отсутствует мало-мальски приличная генсхема развития энергетики страны. То есть результаты переписи ни на что не влияют: не только на мобилизацию, они с текущей деятельностью правительства увязываются очень слабо. В таком виде незачем тратить миллиарды на нее.
Да, перепись населения — 2021 можно сколько угодно критиковать, но Крупнов задает вопрос — зачем? И напоминает анекдот: «В парикмахерской мужчина предъявляет заведующей претензии: стригут неправильно, кругом грязно, инструмент плохой и помещение не проветрено. Заведующая спрашивает: "А порядок в городе, уровень преступности, зарплата вас устраивает?" Возмущенный клиент качает головой: "Не-е-ет". Парикмахер: "А почему тогда вы начали с парикмахерской?"»
«Надо критиковать не перепись, а всю систему госуправления в стране, которой не нужны никакие цифры»