Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
5

Почему в Европе не стучат колеса поездов?

Андрей1961 [127K] 2 недели назад

Покидаешь поезд и некоторое время в ушах звучит стук колес на железной дороге. Знакомый всем нам звук.

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
3

Скажем так, в Европе колёса тоже стучат, но не везде и гораздо реже, чем у нас. Всем знакомый стук колёс связан прохождением колёсных пар по термокомпенсирующим стыкам между рельсами. Стандартная длина рельса 25 метров, при скорости, например, 72 км/ч (20 м/с) четыре колёсные пары вагона будут проезжать за 1 секунду примерно один стык, т.е. темп стука будет 4 удара в секунду.

Надо сказать, что стыки - это самые проблемные участки пути, вызывающие усиленный износ как подвижного состава, так и самого полотна. Поэтому поиски способов увеличения бесстыковых участков начались ещё в 19 веке (кстати, длина первых рельсов была всего 5 ярдов - 4,5 метра). И уже в 1920-30-е годы были предложены способы довести бесстыковые участки полотна до нескольких сотен метров.

Но помимо технологий всё упирается в годовой ход температур. В Европе (Западной и Центральной) он не превышает 40 градусов Цельсия, что позволило почти повсеместно перейти на бесстыковые плети длиной 800 метров (отдельная история в Финляндии - там климат ближе к российскому, поэтому приемлемый для той же Германии 800-метровый стандарт не подходит). В России, особенно в Сибири и на ДВ, годовой температурный ход может превышать 100 градусов Цельсия (от -60 зимой до +50 летом), это ограничивает предельную длину бесстыковой плети уровнем 300-400 метров.

Ну а дальше все упирается в расстояния и финансовые возможности. В ЕС бОльшая часть железнодорожного полотна уже модернизирована под требования высокоскоростных поездов (одна из составляющих этих требований - это как раз переход на бесстыковые плети). В России же есть только одна скоростная ЖД, на остальных участках бесстыковая технология используется фрагментарно, прежде всего для мостов - чтобы уменьшить ударные динамические нагрузки при прохождении составов. Так что при сохранении нынешних темпов лет через 80 и в России колёса стучать перестанут.

Например, в 2015 г. на Сахалине наконец заменили всё ЖД-полотно с японского на российский стандарт. Как говорится, не прошло и 70 лет со Дня Великой Победы, а все несколько сотен километров трофейной железки таки удалось поменять. Так что нам определённо есть, чем гордится, как любят говорить на одном известном ресурсе с "морем позитива".

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
9

На многих звук постукивая колес действует как успокоитель. Он даже многих убаюкивает и помогает спать. Но такой звук не в каждой стране. На многих магистралях европейской железной дороги полнейшая тишина при движении. Исчезает родное для русского человека постукивание на стыках дороги. Большая часть наших дорог-звеньевые. Это набор коротких в 25 м звеньев, между звеньями находиться термозазор. У железа при изменении температуры окружающей среды происходит расширение или сужение. Необходим зазор. А привычный стук именно из-за него. В Европе климат очень мягкий и перепадов температур аналогичных не происходит. Есть возможность класть бесстыковочные пути, пути без стыков. Запинаться не обо что. Дорога одно целое полотно. Длина одного звена у них 0,8 км, стыки проварены. В СССР были бесстыковочные пути, но сваренные плети были недлинными, короткие отрезки. Крепились при этом к шпалам из дерева, не было амортизаторов, стук все равно был. Сейчас стали такие пути возводить. Но и на них чередуют сварные плети от 350 м и более с небольшими промежутками звеньевого пути. Часть пути именуется бархатной из-за комфортности на данном отрезке пути. Есть такие участки на Красноярских и Южноуральских дорогах. Их дорожникам выгоднее возводить, чем дороги из звеньев. У них продолжителен срок эксплуатации.

4

Стук колес вагонов по рельсам это звук получаемый при перекате колеса через стык двух рельс. В Европе нет такого стука на некоторых ЖД магистралях по причине того что используются либо косые стыки либо сварные. Но в Европе нет большого перепада температур как в России и этот метод вполне приемлем. Но в России сварные швы в рельсах могут вызвать их разрыв зимой и деформацию рельса летом что довольно опасно. Только в некоторых регионах России с небольшим перепадом температур используются косые стыки, а сварные вообще не используются, если и есть то только в южных регионах где нет большого перепада температур и особенно больших низких температур.

3

У нас тоже не везде стучат.

Есть участки с бесстыковыми рельсами - там поезд бесшумно "крадётся".

Хотя, сказать откровенно, я не представляю, как эти бесстыковые рельсы работают.

Куда они девают неизбежное температурное расширение-сужение? Что-то здесь не так.

Поэтому уж лучше пусть колёса уютно постукивают.

Но зато рельсы никогда не вздуются дыбом и не отправят наш поезд под откос.

3

Бесшумность ( конечно, относительная) движения по рельсам в Европе достигается довольно простым образом! В России рельсы стыкуются под прямым углом ( как показано на фотографии ), а в Европе рельс режется под острым углом и стык получается "косой". Поэтому переход колеса с рельса на рельс происходит более плавно и , соответственно, более тише. Вот и вся "хитрость"!!!

Грустный Роджер [334K]
Это не так.
Во-первых, и в Европе концы рельсов - под прямым углом.
Во-вторых, колёса стучат не потому, что "проваливаются в щель" на стыке, а потому, что рельс под весом поезда прогибается. Даже несмотря на то, что стык рельсов вседа располгается над шпалой. Встаньте рядом с полотном и посмотрите на стык, когда по нему проходит поезд. Вы увидите, что кончик рельса перед стыком хоть чуть-чуть, но опускается, когда к нему подходит колесо. И поэтому следующий рельс, на который колесо ещё не заехало, образует ступеньку. Поэтому срезать под углом не только бесполезно, но даже и вредно, потому что удар колеса пиридётся не на всю ширину рельса, а на угол.
 2 недели назад
NISANT [5.1K]
Чушь!!!  2 недели назад
комментировать
1

Колеса стучат на стыках рельс. Но длина рельса 25м нынче в России только на малозагруженных неэлектрифицированны­х дорогах. На всех электрифицированных и загруженных дорогах длина рельса уже давно выросла до 400 - 800м в зависимости от климата местности. Соответственно на бесстыковом полотне колеса стучат реже. Но и расстояние в 800м поезд проходит обычно чуть менее чем за минуту. При скорости поезда 50км/ч, для России это норма один рельс будет проходиться чуть менее чем за минуту и колеса тоже будут стучать 1 раз в минуту.

1

Все кроется в том ,что технологии давно не стоят на месте.И именно в скоростных поездах была внедрена система с ноу-хау,а заключается она в том,что при движении создается воздушная подушка,она в свою очередь не дает соприкасаться рельсов с вагонами ,благодаря этому трение полностью отсутствует и вы не слышите стуки и звуки.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация