Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
5

К какой культуре речи относятся жаргонизмы и почему их изучение (см)?

Пикулина [89.1K] 1 неделю назад

К какой культуре речи относятся жаргонизмы?

А главное:

  • Почему их изучение стало так важно на современном этапе языкознания/образова­ния?


Вопрос возник на примере домашнего задания по русскому языку для 6 класса.

Учебник (Ладыженская, Баранов,...), упражнение:

Какими Вы представляете говорящих данные предложения в этом упражнении?

Как спозиционируете представленных персонажей своему ребенку, помогая делать ДЗ?

Как обьясните их культуру речи/воспитания/обра­зования/мировоззрени­я?

Каков Ваш вердикт данной теме как образовательному/вос­питательному процессу?

бонус за лучший ответ (выдан): 10 кредитов
5

Проще всего ответить на первый подвопрос: жаргонизмы изучаются в рамках школьной программы по изучению лексикологии. В школьных учебниках, будь то УМК под редакцией Ладыженской и Баранова, или более свежий УМК под редакцией Рыбченковой, включен целый раздел "Лексикология и фразеология", который как раз и включает в себя изучение общеупотребительных и необщеупотребительны­х слов русского языка. К последним относятся:

Так что изучение жаргонизмов как разновидности необщеупотребительны­х слов официально входит в школьную программу по русскому языку для 5-9 классов. Кстати, лексика как раздел языкознания стала включаться в школьную программу только с 1970 года. До этого наблюдались лишь кратковременные попытки.

Теперь подвопрос о важности изучения жаргонизмов в школьной программе. На него лучше всего ответят составители учебно-методических комплексов. Учителям остается только предполагать, что в этом случае необходимость диктует время. Сейчас жаргонизмы в обществе переживают очередной расцвет, обусловленный широким доступом к интернет-ресурсам, являющимся прямо-таки рассадником сленгового жаргона. Поэтому при выполнении такого задания стоит ожидать, что ребенок в 6 классе уже знает такие выражения и даже может сказать, представители каких социальных групп их употребляют. Из приведенных примеров четыре относятся к молодежному жаргону, а первый - универсальный: его используют представители разных социальных и возрастных групп. Об уровне культуры носителей жаргонной лексики судить весьма сложно: в молодежной среде употребление жаргонизмов часто становится нормой общения именно внутри этой среды. А вот вне ее человек вполне может общаться нормальным языком. Так что во многих случаях жаргонизмы - это средство адаптации человека в сходной возрастной группе, а также что-то вроде защитной мимикрии, позволяющей принимать традиционную для конкретной группы стилевую "окраску".

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
3

Жаргон, иначе АРГО, это язык профессионалов. То, что у вас приведено в качестве примера не передает ни одной профессиональной реплики, а они-то и важны. Есть жаргон автомобилистов, артистов, художников, моряков, военных. В любой профессии есть слова и выражения, которые будут непонятны непосвященным.

2

В этих примерах представлены жаргонизмы, характерные для молодёжного сленга, то есть для устного общения отдельной относительно устойчивой социальной группы, объединяющейся в данном случае по возрастному признаку.

От общенародного языка эти жаргонизмы отличаются специфической лексикой, выделяющейся особым словообразовательным­и средствами, такими как (1) «водила» вместо «водитель», сменой значения слова, как, например, (2) «тащиться» , (3) «оттянуться» в значении «испытывать удовольствие, блаженство», или заимствованиями из другого языка , например, (4) «(ловить) кайф» из арабского «kif» – первоначально «отдых после обеда с курением гашиша или в состоянии опьянения», а также путём фамильярного отношения к серьёзным, ценным предметам, например, бытовое название «тачка» вместо «автомобиль».

Свой жаргон служит для молодых людей средством некоторого обособления от общества и объединения по интересам в свою группу, иногда даже для конспирации своих оценочных мнений или занятий. Но в сущности этот молодёжный сленг является искажением языковых норм и сниженную лексику (арго) и культуру общения – неуважение к водителю, которого просят подвезти куда-нибудь, к машине, приобретённой другом или к описанию их неадекватного состояния и поведения на так называемых тусовках, дискотеках.

Серьёзными назвать молодых людей, активно пользующимися подобными жаргонизмами, довольно трудно. Если разновидность речи с использованием специфической лексики (в основном терминов) в кругу профессионалов (физиков, шахматистов, программистов, автомобилистов и др.) ещё можно принять, то молодёжный сленг как средство обособления от общества и искажения языка вызывает неприятие - за чистоту языка и культуру речи, отражающих и уровень развития мышления человека, следует постоянно бороться.

2

В первом предложении с обращением "водила" говорит малокультурный хамовитый человек, возраст от 18 до 50 и более лет. Во втором слово "тащусь" заменяет такие слова, как восторгаюсь, восхищаюсь, наслаждаюсь, т. к. они, видимо, не в лексиконе говорящего и имеют грубый оттенок, как и слово "оттянулась". Свидетельствуют о низкой культуре. Ловлю кайф - сленг молодежной низкой речевой культуры, стремление к месту и не к месту употреблять иноязычные слова. Тачка круче - свидетельствует о зависти и стремлении к материальным благам. Общий вывод - все эти примеры можно использовать как анти примеры в речевом общении людей с низкой речевой культурой. Малый словарный запас, неумение общаться, неуважение к собеседнику. Т.е. как не надо говорить. Дебильная реклама "сникерсни", "Оттянись со вкусом" - нет таких слов в русском! Но ведь ребенок не знает, думает, что это "прикольно", раз звучит с экрана.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация