Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
4

Прав ли преподаватель,продол­живший вести занятие при стрельбе в ПГНИУ?

Данелия [118K] 4 месяца назад

20 сентября, около 11:30 в кампусе Пермского университета первокурсник юридического факультета ПГНИУ открыл стрельбу. Студенты-филологи рассказали, что преподаватель Олег Сыромятников, читавший им в это время лекцию по истории русской литературы, проигнорировал ЧП и продолжил вести занятие.

Ситуация произошла в корпусе № 8 Пермского университета. В распоряжении редакции 59.RU есть аудиозапись, которая велась с момента начала занятия, приводим ниже ее расшифровку.

Спустя четыре минуты после занятия в аудиторию вошла мама одной из студенток со словами: «Извините, пожалуйста, там ЧП — человек с оружием, стрельба. Я думаю, надо закрываться». В ответ на это преподаватель ответил: «Закрывайтесь», — и продолжил занятие.

Спустя полторы минуты на аудиозаписи слышно череду раздающихся хлопков, похожих на звуки выстрелов. Через 15 секунд зазвучала сигнализация, через 10 секунд она отключилась. Затем раздался звук сирены полицейского автомобиля.

Всё это время преподаватель продолжал вести лекцию. Спустя полминуты между студентами и преподавателем завязался краткосрочный диалог:

Студенты: — Олег Иванович, давайте мы выключим свет, чтобы нас здесь видно не было?

Преподаватель: — Ну давайте выключим...

(Неразборчивая речь студентов.)

П: — Ну а что надо делать-то при этом?

С: — По крайней мере выходить не надо.

П: — Ну и всё… Переубивали всех террористов. Всё, работаем-работаем. Пишем дальше.

Спустя 18 минут после начала занятия студенты вновь обратились к преподавателю. Они зачитали уже опубликованные в социальных сетях сообщения о стрелке и необходимости забаррикадироваться под партами. В ответ на все предложения заблокировать двери партами он заявил: «Нет, ну давайте серьезно: это ведь учеба». Студенты и одна из родителей продолжили рассказывать подробности происходящего, в ответ на что преподаватель задал вопрос: «Ну и что?» После этого запись обрывается.

На второй аудиозаписи слышно, как преподаватель разговаривает по телефону, предположительно, с деканом. Тот, в свою очередь, говорит о необходимости «сидеть в аудитории и ждать какого-то сигнала». После этого телефонный собеседник рассказал, что служба безопасности уже выехала, а преподаватель произнес: «Продолжать работать. Слышали указание декана? Продолжать занятие».

— Только внимание не привлекайте, — обратился преподаватель к аудитории после телефонного разговора. — Продолжаем занятие. Слышали распоряжение декана? Вы меньше читайте сплетни всякие и прочие вещи.

Спустя четыре минуты после продолжения занятия в ответ на перешептывание студентов преподаватель сделал замечание.

— Девочки, вы мне мешаете. Занимайтесь там своими делами, но материал этот я спрошу. Нам пару эту никто не вернет. Ну и самоподготовка, готовьтесь сами. Не хотите учиться — не учитесь, я вас заставить не могу здесь насильно. Конечно, лучше бы кто-то с автоматом зашел и заставил — это было бы прикольно.

После этого занятие вновь продолжилось. На записи слышно, что несколько раз в дверь стучали, однако преподаватель в ответ читал лекцию шепотом. Когда из-за двери прозвучал голос, что это сотрудники правоохранительных органов, мама одной из студенток открыла дверь, пока лектор читал учебный материал.

— Всё-всё, одеваемся, выходим.

— Куда уходим?

— На улицу.

— Зачем?

— Эвакуация. Без вещей выходите.

Уже при выходе из аудитории женский голос произнес фразу: «Форс-мажоры всегда бывают, самое главное, что все живы». В ответ преподаватель отреагировал: «Дак и так бы были живы без всякой паники, сидели бы на паре».

Со слов студентов, занятие приостановили прибывшие для эвакуации сотрудники ОМОН, которые были в шоке от продолжающегося учебного процесса. При этом закрытую дверь сотруднику спецслужб открыли не сразу, а только удостоверившись в личности стучащего.

Сам Олег Сыромятников в разговоре с журналистом 59.RU заявил, что в этой ситуации он поступил правильно.

— Когда студенты стали сообщать, что в восьмом корпусе находится вооруженный человек, эту информацию они увидели в чатах, я сразу позвонил декану, своему руководству, — рассказал Олег Сыромятников. — Декан мне сказал, чтобы я продолжал занятие. Тем более, пока информация не была официальной. Я сохранял спокойствие и продолжал лекцию. Металлическую дверь аудитории я закрыл сразу изнутри. Ее невозможно пробить выстрелом. Было бы лучше, если бы в аудитории началась паника? Чтобы студенты начали выпрыгивать из окон и получили переломы шеи? Панику начала мать одной студентки (девушка является маломобильной и посещает лекции с сопровождением). Мать студентки попросила всех сесть под парты. Мне со своего места было смешно наблюдать, как студенты, сидя на полу под партой, пытаются писать конспект. Каждый должен заниматься своим делом. Я должен был в этот момент сидеть молча и смотреть на студентов? Я продолжил лекцию.

В результате стрельбы в Пермском университете по последним данным погибло 6 человек, 24 пострадало.

Данелия [118K]
Корреспонденты студенческого «Ё-Медиа» взяли для 59.RU комментарии у нескольких человек из этой учебной группы. Собеседники согласились на рассказ на правах анонимности.
— Мой преподаватель Сыромятников Олег Иванович никак не отреагировал на это сообщение и продолжил вести пару, — рассказала одна из студенток корреспондентам «Ё-Медиа». — Более того, он сделал замечание маме девочки, за то, что она отвлекает его от пары. На наше предложение подвинуть парты он сказал, что это всё равно не поможет.
 4 месяца назад
Данелия [118K]
— Возможно, тот факт, что он продолжал вести лекцию, должен был нас успокоить, но мне было бы спокойнее, если бы я могла просто спрятаться под парту и не думать, что материал, который он нам говорит, надо записывать, ведь «учеба в любом случае важнее», — поделилась своим мнением одна из студенток.  4 месяца назад
комментировать
4

Ключевая фраза в этой истории - вопрос преподавателя студентам:

Она говорит о том, что он не в курсе, как поступать в подобных обстоятельствах.

Чья это вина (и есть ли она), предстоит обсудить и обдумать. Возможно, следует проводить инструктаж с преподавательским составом на предмет возможных происшествий и других, к сожалению, возможных чрезвычайных ситуаций.

Прав ли преподаватель, ведя себя так?

Смотрим сразу на результат: все студенты в аудитории живы, и это главное.

Конечно, в этом не только его заслуга, но и матери студентки и самих студентов.

Насчет паники он, безусловно, прав. Паники не было, никто не покалечился.

Дверь закрыли, свет выключили, сели под парты - наверное, это было лучшим решением в той ситуации.

А то что наговорил лишнего, с кем не бывает. Стресс. Не дай Бог никому оказаться в подобной ситуации.

Соболезнования пострадавшим и их родным.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
7

Ну, конечно, преподаватель повел себя не совсем адекватно и не как лидер...одно дело сохранять спокойствие, и совсем другое - игонорировать. И это я говорю даже с поправками на то, что история может быть неточно рассказана.

Его поведение настроило подопечных ему против себя, а не консолидировало. Об этом говорит сам факт существования этого вопроса. Отрицание опасности, которую верно почувствовали студенты - это же не обязательно для проведения действий по собственной защите и даже ведения лекции? Он ведь мог пояснить свои мотивы? Из-за отрицания и шуток все могло выйти из-под контроля. "А почему мы его должны слушать?". Студенты - это уже взрослые люди, смысл вести себя с ними как с 3-летками, которых отвлекают игрушками.

Но мне бы не хотелось его упрекать. Было бы очень печально жить в обществе, где все до мелочей знают как себя вести в подобных ситуациях.

Конкретно в его аудитории все обошлось и хорошо...

6

В принципе прав. По правилам пожарной безопасности двери аудитории, а высшие учебные заведения обычно строятся с соблюдением правил, должны открываться наружу, а это значит, что баррикадирование двери бесполезно, более того, шум, производимый передвижением парт или столов, привлечет внимание. А если учесть, что дверь была способна выдержать несколько выстрелов, устраивать кипиш по поводу двери, не стоило. Плюс ко всему, у молодых людей нейроны быстрее бегают, а при физической нагрузке и свободном от мыслей мозге, они начинают двигаться еще быстрее, что приведет неизбежно к выбросу адреналина. А молодежь на адреналине начнет совершать глупости, что ни к чему хорошему не приведет.

Правильно сделал, что продолжил лекцию. Прямой угрозы жизни студентам в данном случае не было, а вот занять их мозги чем то привычным и обыденным, коим является лекция, нужно было,во избежание срывов у молодежи.

Единственный его косяк это неудачная шутка, но думаю это простительно.

6

Весь этот сыр-бор разгорелся вокруг преподавателя, но он из разряда предположений.

Вот если бы он... вот кабы он..., а что было бы если...

И тут никакого объективизма ждать не приходится. Сколько людей, столько будет и мнений.

Действительно, студентов учиться заставить невозможно. Даже под дулом автомата. Они как лошади - их привели на водопой - пейте. Кто хочет - тот пьет. Из источника знаний.

Кто не хочет - норовит под парту спрятаться.

Кстати, нечего было спрашивать разрешения. Хочешь спрятаться - прячься. Хочешь уйти - уходи. Студенты не привязаны.

Не понимаю я этих претензий к преподавателю.

Ну что за люди! Обязательно в любой чрезвычайной ситуации ущут хоть какого-то виновного.

-Кто дал разрешение на право приобретения оружия! Кто! Сюда его!!!!

-Кто не так среагировал на хлопки!!!! Сюда его!!!

Будем четвертовать!

5

Лектор говорил о том,что его действия были согласованы с руководством. Автор вопроса никак не комментирует это высказывание. И у меня возникает вопрос - самовольно ли продолжал лекцию преподаватель или все же по согласованию? От этого зависит понимание того, насколько самостоятельным было решение продолжать лекцию.

Лично я холерик, очень быстро меняю настроение. При угрозе жизни могла реагировать неадекватно: пытаться бкжать, прятаться, разреветься, то есть создать условия для страха у присутствующих. А это могло привлечь стрелка к аудитории. Преподаватель же своим крючтотворством избежал внимания к студентам, тем самым спас их т свою жизни. А победителей, как водится, не судят.

Оцениваю ситуацию с точки зрения своего характера. Возможно, молодежь иная, по другому реагирует, и потому мои выводы не отвечают ситуации, которая сложилась в аудитории.

Окончательный вывод поведению преподавателя может дать руководство учебного заведения. В случае несогласия с выводом руководства, преподаватель может отстаивать свое мнение в суде, вывод которого опять таки может иметь личное мнение судьи.

5

Спросите себя сами, всегда ли на разные хлопки вы реагируете как на стрельбу.

Мы живём не в условиях войны, лично я даже не знаю, как звучит выстрел в здании, да и на улице тоже.

Чего же требовать от преподавателя на пятом этаже универа, когда звуки выстрелов были на втором?

Мне кажется, что это надуманные претензии, абсолютно надуманные.

Прежде всего потому, что это абсолютно нестандартная ситуация, непривычная, из ряда вон выходящее, трагическое событие.

То, что преподаватель продолжал вести занятие, соблюдал дисциплину на лекции говорит о нём только как о положительной черте его характера.

Неужели лучше бы было, если бы он, не зная что происходит, начал наводить панику на студентов, спровоцировал их и спрятался бы под стол?

Я на стороне преподавателя, который соблюдал спокойствие.

2

И да, и нет. С одной стороны, мне понятен страх студентов. С другой стороны, стрельба на втором, лекция проводится на пятом - не прыгать же студентам из окон? Закрыть двери и заняться чем-нибудь до приезда полиции, например, той же лекцией, но я бы предпочла укрыться под парты или столы. Паника - страшная вещь, могла возникнуть давка, даже драка. Студенты в этой аудитории благополучно дождались представителей ОМОН.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация