Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

Насколько справедлива теория психоистории?

Ира люблю длинные вопросы и ответы на БВ [190K] 3 недели назад

Термин "Психоистория", придуман учёным и писателем во многих областях науки, но знаком основной массе читателей, как термин в фантастических романах. Писатель фантаст Айзек Азимов. развил такую теорию, что история человечества предопределена. И совсем не зависит от личностей. Неважно кто был выдающейся личностью в то или иное время, историческая смена одной формации на другую предопределена психоисторией.

И изменить ничего нельзя, даже имея машину времени. Погрузиться в прошлое и изъять из колыбели будущего тирана-правителя, история сопротивляется этому и всё равно событие произойдёт.

Я не хочу применять эту теорию к современным событиям в мире, просто интересуют мнения по этому поводу.

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
2

Если мы говорим о психоистории Айзека Азимова, то было бы ошибочно полагать, что он имел ввиду то, что все события предопределены. Наоброт, психоистория разрабатывалась как метод управления событиями на достаточно большом промежутке времени (несколько сотен и тысяч лет). С одной стороны, предопределенность событий вытекает как раз из незнания законов психоистории или неумения их применять.

С другой, психоистория - многоуровневая система, и способ применения и направление воздействия с помощью уже известных законов психоистории, так же могут подчиняться закономерностям уже более высокого уровня.

Таким образом, то существо, которое может сделать точный прогноз должно находится на существенно более высоком уровне понимания психоистории, который учитывает то, как озвученный прогноз повлияет на траекторию развития цивилизации.

Этот процесс чем-то похож бег к линии горизонта. Знание закономерностей одного уровня позволяет нам предсказать ближайшее будушее и вызывает желание внести в него коррективы. Но чтобы учесть воздействие нашего знания на мир, нужен еще более высокий уровень знания. Теоретически можно предположить, что такое всезнающее и всеведущее существо есть, но тогда оно должно быть только наблюдателем, поскольку его активные действия запускают новый виток этой гонки. Не случайно Селдон в Основаниях Азимова мертв и он лишь предсказывает разивитие тех событй, которые запрограммировал ранее.

Рекомендую познакомиться на ютубе с лекциями С. Переслегина по психоистории

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
3

Прошлое точно нельзя изменить. Мы его знаем, сделаны выводы и лучше перевернуть лист, оставив в истории события. А вот настоящее и будущее можно изменить. Хотя судьба, безусловно, есть у людей, стран, но и несколько путей развития. А как же поговорка?

И историю люди творят. Сценарии можем такие написать, что всё сбудется и наилучшим образом. Для этого и писателем не нужно быть. Есть даже такая практика. Это немного мистично, но работает.

Я вот пишу и говорю о свете, добре, о гармонии. Это такой позитивный настрой людей. Есть люди, которые пишут о тьме, зле, что неплохо бы в неё погрузиться полностью и что Сатана возьмёт празды правления. Мне такое не резонирует. Он и так много властвовал. Достаточно! Жили ведь в тёмные времена. Немного и сейчас проживаем...

А писатели-ещё те необычные люди. Часто их писанина пророческая. Они владеют силой слова и реально пророки. Это невероятно, но факт.

3

Отчасти Азимов прав.

Есть какой-то элемент предопределенности как во всемирной истории- так и в судьбе всего человеческого рода. Но я не думаю, что этот элемент ввсё определяет на 100 процентов, то есть - полностью.

История мира сильно зависит от личностей. Например- если бы не убили императора Павла Первого- который пытался подружиться с Наполеоном- история нашей страны была бы немного другой.

Золотого памятника будет достоин тот - кто сумеет научно определить и показать- когда предопределенность можно и нужно преодолеть - а когда любые попытки преодоления бессмысленны. И те и другие ситуации встречаются очень часто.

3

"история человечества предопределена. И совсем не зависит от личностей" - полная чушь. Непредвзятый взгляд на историю показывает, что роль личности в самых разных исторических процессах весьма заметна.

2

То, что изменить историю нельзя даже имея машину времени, это не верно. Изменить можно, только отличия будут заметны на относительно коротком историческом интервале. На большом отрезке времени эти изменения будут сглажены объективными историческими и социальными законами развития. Это можно сравнить с извилистой рекой.

Исток реки находится на возвышенности. Можно поставить на реке дамбу, или наоборот, прокопать канал в одном месте. В результате этого, изгибы речного русла вблизи той дамбы или канала, будут другие, но только вблизи. А в результате, река всё равно будет впадать в море почти в том же месте, что и без вмешательства.

По отношению к человеческой истории это будет выражаться в том, что если "изъять из колыбели будущего тирана-правителя" (используя ваше выражение). То изменится жизнь у одного-трех поколений людей, живущих во время его правления и несколько десятилетий позже. Так, если мы изымем жестокого древнеримского императора Нерона то несколько изменится жизнь древних римлян в период с 60-го по 120-й годы новой эры. Потом изменения, полученные таким искусственным методом сгладятся, а лет через сто исчезнут совсем. И только в одной из глав учебника истории останется записано другое, с другими именами.

1

Это больше не психоистория, а эзотерическая. Нельзя изменить будущее, а прошлое можно. Сделаные вещи - останутся с нами и будут прикованы к нам. Нельзя заглянуть в будущее, в прошлое - можно

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация