Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
6

Почему никого не волнует, что в школах не хватает учителей географии?

Птица незванная [84K] 7 месяцев назад

У нас в школе постоянно не было географии. Учителя долго не задерживались. В итоге я повесила себе карту мира, читаю и изучаю географию, что называется, со словарем.

Почему географию считают таким неважным предметом?

Никто не парится, что мы ее почти не знаем. Или знаем слишком поверхностно.

Разве в современном мире география больше не нужна?

Просто залез в Интернет и все нашел по клику ?

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
13

Ирония.

А зачем вообще это нужно? Изучать какую-то географию.

Такси довезет куда надо по навигатору (как извозчик - в комедии Фонвизина "Недоросль").

Гео-графия. Описание Земли, планеты, на которой все мы живём. Ведь именно Земле мы обязаны всем, что у нас есть. Из ее недр добываются ископаемые, ее почва растит нам пропитание.

Но не время панегирикам.

Есть проблема, - в школах не хватает учителей по данному предмету. Неправда, что это никого не волнует. Органы управления в системе образования владеют статистикой и видят проблему.

Проблему-то видят, но не знают путей ее решения.

Такое положение во всей стране. Катастрофически не хватает школьных учителей-предметников. Больше всего: математиков, физиков, историков, химиков, биологов.

Некоторые школы только за счет пенсионеров укомплектовывают штатное расписание.

Выпускники педагогических вузов стараются устроиться на стороне и не торопятся идти работать в школу. Теперь это не престижно.

А порой и самоубийственно.

Проблему знаю изнутри, поэтому ответственно скажу: нет работы более зависимой среди бюджетников, нежели работа учителя.

Лишь немногие завоёвывают авторитет, чтобы парировать наскоки администрации. Остальные покорно следуют различным, порой нелепым распоряжениям.

Учитель делает ремонт в классе, убирает территорию и красит забор, высаживает цветы на школьную клумбу и приносит вкусную домашнюю снедь, когда приезжает комиссия.

А когда надо - выходит на митинги в поддержку правительства.

Сравнить можно с крепостничеством.

Многие видят причину в изменяющейся демографии, но на мой взгляд самая главная причина - падение престижа профессии.

Прогноз минобра РФ: к 2029 году нехватка педагогов составит 189 тысяч человек.

И тогда...

В Россию приедут работать учителя из Украины и Белоруссии.

Потому что там положение учителя еще хуже, а зарплаты меньше.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
10

Не хватает не только учителей географии, а и врачей-педиатров, агрономов, ветеринаров, слесарей, плотников, и еще многих других специалистов. Нынче, нет плановой системы набора и распределения специалистов как в СССР, сегодня, помимо политической идеологии (субъективная причина), музыку диктуют рыночные (объективная причина), а точнее, товарно-денежные отношения. То есть какие специальности на рынке труда востребованы, соответственно, так это все и отражается на актуальности тех или иных дисциплин в системе академического образования. Понятно, что вопрос кадров всегда волнует и волновал руководство того или иного государства, но в нынешних условиях - спрос выше всяких желаний и предложений. Почему, например, народ уезжает из сел в города, и никто с этим ничего поделать не может, даже финансовыми и социальными льготами никого не заманишь обратно в село? Потому что, нет в селах современных условий цивилизации и нет никакой ближайшей перспективы развития ни в ширь ни в глубь и ни в высоту. Деньги выделять на село - все-равно что деньги на ветер, ибо сельскохозяйственный и животноводческий сектор является очень уязвимым секторов в плане рентабельности.

Вот так и образуются кадровые дырки то там, то сям.

Здесь следует наверное определяться - с кем и с чем государство и общество идут в будущее - с разносторонне развитой молодежью и кучей невостребованных специалистов, потенциальных безработных либо систему образования подстраивать под требования времени, и тогда, географов будет меньше, но они будут востребованными и хорошо оплачиваемыми специалистами не в общем размытом пространстве системы образования, а в узко профилирующей среде, по типу специализированных гимназий.

Тем более, что география и в советское время не особо конкурировала с другими учебными дисциплинами.

8

Может я не слишком популярную точку зрения выскажу, но отношение к географии, как к второстепенному предмету, не основному, культивируется и поддерживается самими учителями и родителями учеников. Сами учителя основными предметами позиционируют русский язык и математику как основные предметы. Остальные - да во вторую очередь. За счет чего всегда что-то делается? Ну не за счет же русского и математики. География - это кругозор, это интересно, это важно. Как и история, как и биология. Для личности в целом это важно.

У нас тоже все решалось за счет географии и биологии. И с учителями были проблемы именно географии и биологии. А когда ситуация в школе нормализовалась: появились две замечательные увлеченные учительницы по биологии и с блеском в глазах прекрасная учительница географии - отношение к предметам было сформировано и переломить ситуацию и заинтересовать наши классы в параллели они не смогли.

Сама школьная система уже расставляет приоритеты: что важно, а что нет. А география имеет все шансы быть интереснейшим предметом. География - землеописание. Как можно не интересоваться, как устроен окружающий мир вокруг? Почему сама система образования так пренебрежительно относится к географии, что преподавать ее сложно, как непопулярный предмет, как довесок к физике и математике с русским? Я этого никогда не принимала. Я училась в школе 30 лет назад, а судя по учебе моих детей, отношение к географии не поменялось.

Вот честно: если бы такие предметы, как изо, музыка, мхк преподавались бы на том же уровне, что физика и математика - это было бы здорово. Печально, что школа учит через нежелание детей учиться. Хотят учиться немногие. А что с этим делать: с повальным нежеланием учиться - даже не представляю. Мы это пережили с детьми, они нашли интересные для себя направления в учебе, но учились в школе через глубокое внутреннее сопротивление.

6

География, естественно, нужна.

Хотя, я не думаю, что этот предмет можно назвать особо важным или критичным. Да, ее нужно преподавать, чтобы люди ориентировались в мире, в котором живут. Знали про карты и глобусы, океаны и пустыни, про леса и степи, вулканы и болота, представляли, где они живут, чем встает солнце и пр.

Но надо ли изучать все реки, пусть даже родной страны, все вулканы, а потом и все города, экономические зоны и пр.? Иметь понятие - да, учить... не думаю. Мы учили. Мы учли тщательно и сдавали это как один и серьезных предметов. Математику, русский и т.д. А теперь 4/5 этого забылось, потому что не использовалось в жизни. Я биологию лучше помню, чем географию.

И учителя не особенно к этому стремятся.

Хотите знать - почему?

Потому что это просто знания, о чем можно всегда и везде прочесть. География не развивается. Это просто сумма знаний. А это для науки беда. Материки как были, так и есть. Вулканы, степи, горы. Да, ученым интересно, что пустыня отступила или наступила на 50 км, но на карте этого не видно и школьникам об этом лишь упомянут. Всю географию стоит превратить в обязательный факультатив.

Преподавать ее может любой педагог, стоит ему потратить 10 минут и прочитать материал.

А можно просто заменить , например, пятьюдесятью часа специально подготовленного видео.

Кто-то изучает географию о словарем. Это, естественно, лично дело каждого. Хобби, если угодно. Т.е. занятие для души, не приносящее никакой пользу, кроме самоудовлетворения.

Да, подробная география нужна в группе профессий. Но автору вопроса это просто не требуется. Автор не пошел учиться на географа, не стал путешественником(кар­та на стене), а просто повесил вместо ковра на стену. Да, может и полезно знать, где протекает река Ваенга, но если только разгадывать кроссворд. Не поедет туда автор, не переплывет ее, не пройдет от истока до устья, не уйдет от стены с картой, потому-то и знания эти - мертвый груз.

Вот интересно, если бы не преподавали математику, на стене висела бы таблица умножения? Годами можно изучать, если больше заняться нечем.

5

Великий смысл географии вышел.

Белых пятен на карте нет. Есть парочка небольших и у меня даже есть вопросы на эти темы, но интересны они не географам, а ботаникам и геологам. Наука география постепенно становится такой же декоративной и узкоприкладной, как некогда латынь. И это нормальный процесс. Знания развиваются и какие-то области себя исчерпывают, уходят в справочники и именно там им самое место. Все самое важное и реально нужное среднему человеку из этой области знаний современные дети осваивают уже в детском саду и первых классах на уроках Окружающего мира. А заучивать справочный перечень наименований - это не имеет смысла для тех, кто не занимается профессионально геополитикой, природопользованием, туризмом и экономикой. То есть, обоснованный интерес возможен только к старшим классам. Соответственно, на фоне современной учебной нагрузки этот ослабевший предмет оказывается не в первых рядах.

Сейчас актуальна астрология - вот где возможно немалое развитие.

Ресурсов всегда достаточно там, где это реально нужно.

Тут про профессию учителя сказали, падение престижа и нехватку кадров. Не все так просто. Профессия преподавателя в связи с громадной инфонагрузкой на детей и невероятными возможностями для самообразования, тоже переживает переформатирование. Есть этот чисто человеческий фактор: громадина под названием "система образования" физически не поспевает за изменениями, которые вносит в жизнь человека инфопространство. Мысль всегда была быстрее, чем тело. Сегодня это видно хорошо, как никогда. И это есть во всех странах, и вообще планетарное явление.

Есть еще один важный процесс: углубление специализаций, снижение ценности общей эрудиции. Люди, которые умеют отбрасывать лишнее, которые развиваются качественно точечно вглубь, а не средненько вширь, более успешны. Что лучше, разгадывать кроссворды не глядя, или быть высокооплачиваемым профессионалом?

Люди выбирают лучшее.

А вот эта тоска по универсальному советскому образованию...мне она знакома и понятна, но я давно пересмотрела к этому отношение. Надо уметь не цепляться к прошлому. У меня есть близкие родственники, связавшие жизнь с науками, которым когда-то дала жизнь география. Есть просто знатоки - спросишь, с чем граничит Бурунди, скажут не глядя. Вот у них да, живые знания. Они им нужны для дела. Взрослого, реального, ощутимого. Работа. Публицистика. Наука.

А школа...в ней гораздо больше более серьезных проблем, чем невнимание к вторичному предмету.

У меня лично были великолепные учителя по географии. У моих детей все было настолько плохо (мало и скучно, все знают, во что превратились школы после катастрофических 90 х), что они получали еще и домашнее образование. И да, географию как отдельный предмет я не выделяла. Есть история, литература и биология, в рамках которых периодически нужно обращаться к карте и понимать, что и где. Ну еще пара занятий для систематизации знаний. И все. Надежная база представлений уже есть. В обычной школе все сдавали на пятерки, без всякого труда.

4

Мне кажется, что преподавать географию -довольно неблагодарная профессия.

Во-первых, довольно низкая зарплата. (Я больше про обычные общеобразовательные школы)

Во-вторых, малая отдача от учеников. (Да, есть некоторые, кто любят географию, могут сдавать ОГЭ и ЕГЭ по этому предмету, но таких очень мало. А успешные сдачи экзаменов и олимпиад учениками могут поднимать ставку)

В-третьих, проблема с учебниками. (Наш мир меняется очень часто. И учебники, написанные 10-20 лет назад уже не очень актуальны, хотя входят в учебную программу.)

Могу рассказать на личном опыте. Я обучалась в двух школах, где данный предмет был худшей каторгой. Причём предмет я знала очень неплохо, так как занималась дополнительно с репетитором, и спокойно писала экзаменационные работы вне стен школы.

Очень часто отмечала, что география считается очень легким предметом. Поэтому ее идут сдавать на ОГЭ и ЕГЭ не самые умные дети, что доставляет проблем преподавателю, когда обучить ребёнка невозможно.

Как итог-география важный предмет. Если хотите связывать с этим жизнь или изучать дополнительно, то я Вами, автор, восхищаюсь. Возможно, в данный момент, актуальность данного предмета немного меньше, так как знать полезные ископаемые или направления течений и ветров уже не так важно каждому человеку. А данным проблемам уделяется много внимания на предмете. (Ну, либо мне так везло)

3

Не хватает не только географов. Других учителей тоже не хватает. С русским и математикой дела обстоят получше: эти учителя могут ещё репетиторством подрабатывать. А часто вы встречали: нужен репетитор по географии? Нет. Часто учителя по географии - это какие-то совместители или ещё и педагоги по другим предметам. Да и что греха таить: география в школе проходится галопом по Европам.

У нас в школе ещё и учителей по трудам не хватает. Чтоб изменить это положение необходимо менять всю систему финансирования образования и принцип вознаграждения педагогов. Чтоб работать в школе надо мало того, что иметь педагогическое образование, надо ещё и призвание иметь и нервы железные. Но этот момент пока никак не вознаграждается. Да и отношение к учителям со стороны и детей и родителей всё хуже. Так что сейчас работа учителя географии неблагодарная.

3

Школа потому и называется общеобразовательной, что в ней учат много предметов, ведь вряд ли ученики младших и средних классов знают, что им понадобится в дальнейшем, в старших то классах многие не знают по какой стезе пойдут. Образование в наше время и так на низком уровне. География конечно не профильный предмет для многих, но это не причина, что бы её не учить. Конечно сейчас не старое время, всё можно найти в интернете, но не имея базовых знаний там такое найдешь, что у тебя Арктика с Антарктикой местами поменяются и ты будешь уверен, что так оно и есть, и это верно. А если учесть всю западную пропаганду, льющуюся на нас, можно поверить в то, что Россия это карликовое государство размером с Москву, ну может ещё область приплюсуют. Надо поднимать авторитет учителя, да и всё образование, зареформировались уже дальше некуда.

3

В советское время география была хоть не основным предметом, но изучали её тщательно. Вначале урока несколько вызванных учеников показывали на карте реки, моря, горы, пустыни СССР. Остальные ученики повторяли в атласах. Поэтому почти все знали где берут начало и куда впадают реки, знали все континенты, хотя чужие страны мы изучали не так досканально. Сейчас, наверно, турецкие достопримечательност­и знают лучше российских. "За державу обидно",-цитирую таможкнника Верещагина из "Белого солнца пустыни".

1

Если б только учителей по географии... Детям знаний не хватает по всем предметам.

И где здесь корень проблемы - фиг знает.То ли в зарплатах, то ли в нагрузках, то ли в системе.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация