Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
13

Хозяйка медной горы, какие у неё могли быть планы на жизнь?

N-star [82.7K] 3 недели назад

Худому с ней встретиться – горе, И доброму - радости мало.

/Павел Бажов./

Художник Андрей Алексеевич Шишкин.(1960 г.р.)

бонус за лучший ответ (выдан): 10 кредитов
8

Тоже всегда было загадкой, что именно от нас, двуногих, нужно эгрегорам. Даже от лучших из нас. Никогда не поверю, что мы может вызывать у них любопытство. Вряд ли герою «Дня сурка» во время сто пятого пробуждения было любопытно, что с ним случится во время обеда. У Медной Горы за время ее существования было уже столько Данил, Данилов и Даниилов, что она могла бы посылками всем дальним родственникам отправлять, как этот делал с гуталином дедушка кота Матроскина.

Ну не могу я поверить в то, что Море начинает являться людям в образе золотой рыбки, позволяющей себя поймать, только ради того, чтобы разузнать человеческие желания под видом их исполнения. Вряд ли ей станет легче от того, что он узнает про чье-то желание быть столбовой дворянкой и владычицей морской. Слишком уж несоразмерны мы, смертные и привязанные намертво к одному месту и личности, и почти вечные эгрегоры, которые мгновенно перемещаются в границах области своего существования и постоянно меняют свою субъектность, являя себя людям то как ящерица, то как «хозяйка», то как «голос ниоткуда».

Мне не слишком нравится теория композитности, обязательности живых вкраплений в эгрегоре, но другой у меня нет. Как известно эгрегоры городов, например, чаще всего возникают вокруг крепостных стен. В которые при строительстве вмуровывали, чаще всего живьем и добровольно, уважаемых граждан, мастеров, построивших стену и т.п. Считалось, то они изнутри придают конструкции прочность и надежность.

Вот примерно этого, т.е. согласия на добровольное пребывание с ними и в них пытаются добиться Вечная Зима от Кая, Медная Гора от Данилы, Океан от Садко. Правда, получается обычно не очень, часто в самый ответственный момент появляется условные Катя или Герда, которая хватает кандидата на увековечивание через замуровывание за ухо и тащит домой, потому что ее мама приехала, дети не воспитаны, или даже еще не зачаты.

Если же не принимать эту теорию, то придется согласиться с еще одним Даниилом, Андреевым, который полагал, что эгрегоры не могут прожить без наших психических выделений. Поэтому нам всем нужно побольше хотеть, сублимировать и вытеснять ради их процветания. Содержание желаемого и вытесняемого при этом во многом вторично.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
19

Чтобы хозяйку медной горы понимать, надо читать сказку Бажова "Хозяйка медной горы".

Сняли фильм "Каменный цветок" про Данилу мастера, посмотрели его в детстве, и составили себе впечатление о Хозяйке по фильму. Но там нет целостного образа женского духа горы.

Хозяйка медной горы как будто досталась Уралу в наследство от эллинских времен. Тогда в каждой роще жили свои дриады, у ручьев, наяды, а у гор -агростины.

Еще прозывали их ореады или орестиады.

Другими словами была Хозяйка медной горы горной нимфой.

Какие планы у нимфы?

Она живет сообразно с силами природы, подчиняется их ритмам. Она не имеет планов, кроме заботы о своем объекте, к которому она привязана. Но т.к. она кроме духа еще и душа, то нимфам свойственно как и всем влюбляться. Больше всего нимфам нравятся творческие люди, подлинные мастера.

Ведь творческий человек так же пронизан творческой энергией, как нимфа энергией своей стихии. Легче нимфе понять человека, сквозь которого проходит какая-то стихия, чем таких, кто словно муравьи, заняты только повседневностью. Во времена солнечной Эллады была эта нимфа медной горы такой наверное.

Что интересно, стала я искать материал и обнаружила, что на Востоке в Азии все хозяева гор сплошь мужчины. Стало быть Хозяйка медной горы - последняя пограничная нимфа Европы.

А дальше уже идут одни мужики.

Жизнь нимфы гор довольно интересная. Ей надо и творческим людям ремесло передать, и добрым людям помочь, и злых наказать.

Она - это правосудие самой земли, матери-природы в этом районе.

Так что планы ее верстались как и наши, сообразно обстановке.

Много несправедливости было в те времена рядом с ней, и во всякую она вникала.

Но над чувствами людей она не была властна, как и над своими. Чтобы сочувствовать доброте, у нее была душа, поэтому и любви ее душа была подвластна.

Так вот полюбился ей Степан в рассказе у Бажова. И хоть и была у Степана невеста, он и семью завел и не изменил невесте, а осталась тоска по нимфе, как останется у любого мастера по Музе.

И когда приелась семейная жизнь, стал он искать Хозяйку, да так потихоньку и зачах. Только разве ее вина?

Он не нашел в жене духа творчества, не слился с ней этой стихией.

В этом и с точки зрения психолога есть главное одиночество творческих людей. Они могут найти понимание в семье и помощь и чувственность. Но если один из пары не творческий человек ни в какой сфере, то энергия творчества не находит своего слияния ни с кем. И есть одиночество в разделенной любви.

Оно и толкало многих мастеров на поиски Хозяйки, на тоску по ней, которая все поддерживала, усиливала, давала гореть яркому пламени таланта.

В фильме "Каменный цветок" хорошо сделала Катя, невеста Данилы, что стала постигать его мастерство, прониклась им. И через это стало ей возможно зайти в гору(как творческому человеку-мастеру) и спасти своего жениха. Этот момент очень важен.

Вот и поговорили про планы.

Как у хозяйки, богини-матери, у нее не было верности, она любила всех своих подопечных, а не любила корыстных ограниченных злобных людей, разоряющих ее гору ради богатства.

К тому времени Олимп уже совсем зачах, директивы свыше не высылались на отдаленный пограничный рубеж. И Хозяйка медной горы стала самостийной правительницей, милующей и карающей по своему усмотрению.

Если верить Бажову, то она была более справедливой правительницей, чем все окружающие человеческие правители.

Так и проходили ее дни: по утрам разборки, наказы ящеркам и прочим подвластным силам, потом гуляние на природе, а там уже и встречи.

Как и все в этом мире, эти встречи не были случайными.

Они лепили образ Мироздания. Из этого образа потом создавались и планы.

10

Какие могли быть ещё планы на жизнь у Хозяйки медной горы кроме как женитьба и супружество. Раз преданное было (похвасталась-таки перед Степаном), значит и женихи имелись в наличии. Зачем ещё столько несметных богатств копить, да менять дорогие наряды как в калейдоскопе.

А какие могли бы быть претенденты на её руку, как она сама о себе говорила "на каменну девку", — да уж не из людского роду-племени. «Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать». Поиграет, потешиться, только-то этого и достаточно для загадочной сущности с неясной этимологией, примерившей женский образ.

Как знать, её могли добиваться немецкий Рюбецаль и чешский Краконош, поляки Пустецкий, Белух и Ясек-Птасек, добряк с Донбасса Шубин и пермяк-сосед Демидыч, а уж кобольдов, гномов и эльфов пруд пруди, мало ли тех, кого называют духами-покровителями места или гением места (genius loci). Одна беда, к насиженному пристанищу все они очень привязаны и не любят его покидать. Ну, разве что погостить сходят друг к другу.


Однако, что там горные и лесные духи, дриады и наяды. Не является ли фольклор, вдохновивший П. П. Бажова, народным переложением ипостаси богини Венеры. Римская Венера появилась у берегов острова Кипр, когда ещё пребывала греческой Афродитой. Затем стала его покровительницей, Кипридой. Кипр со своим огромным месторождением меди, долгие века снабжавший всё побережье Средиземноморья этим металлом, дал средневековым алхимикам повод обозначить медь знаком, соответствующим символу «зеркало Венеры».

Клеймо с этим «зеркалом» красовалась на продукции Полевского медеплавильного завода, что у горы Медной, с 1735 года с лёгкой руки В. Н. Татищева. Этот символ сейчас находится на гербе Полевского городского округа. Кроме восьмиконечной Северной звезды на нем можно увидеть и Каменный цветок, и коронованную ящерицу — Хозяйку Медной горы.

Ну а, уже рассматривая родословную Хозяйки от Афродиты-Венеры, можно предугадать планы Хозяйки Медной горы. Они, скорее всего, прежние — это Любовь. Любовь и к богам, под которой древние понимали силы природы, и к смертным. Помогать любящим и преследовать тех, кто отвергает любовь.

10

У нее план был только один - оставаться на все времена Владычицей и Хозяйкой медной горы. Она даже в мыслях не представляла, что свое место уступит кому-то другому. Цену и красоту камней она знала и ценила. Ей только требовалось одно- мастерство человека и желание самой наслаждаться красотой всевозможных чаш,украшений, приборов, который создал мастер.

Душа человека, его порывы, страдания такой мифической леди чуждо. Мастер Данила - просто исполнитель ее заказа. И всего лишь.

Делиться с кем-то своими планами или богатством Уральских гор Хозяйка не собиралась. А вот создать красоту для себя любимой- единственная цель в ее бесконечной жизни.

А если немного отойти от темы и представить, что знаменитый сказочник П.Бажов живет в наше время? На этот вопрос смог дать ответ только знаменитый художник - карикатурист Василий Дубов (карикатура в сборниках автора). Искусного мастера такого, как Данила, сейчас найти трудно. Вот и стоит опечаленная Хозяйка Медной горы, которой мастер вместо чаши сделал граненый стакан. И повторяет в печали:"Что, Данила-мастер, не получилась твоя чаша"?

8

В Вопросе заложена некоторая либо неточность, либо осознанная двусмысленность.

А заключена она в слове "жизнь". О какой жизни может идти речь у нежити. У Бажова нет прямого термина, кто такая Хозяйка Медной горы, однако по косвенной ссылке (хозяйка, сравните с прозвищами домового(хозяин, дед, сосед, дедушка-соседушка), лешего(хозяин, лесовик, лесной дед)). По этой косвенной отсылке можно, как само собой разумеющееся, воспринимать Хозяйку, как классическую нежить, правда неупомянутую в народных сказках.

По такой логике можно не говорить о жизни, как таковой, но можно воспринять тут "жизнь", как замещающую термин "существование"(есмь­).

Включая ту же логику, планы нежити непостижимы, как и планы прочих богов, божков, духов.

Однако, постижима некая закономерность их действий, направленных на защиту своих ареалов, хозяйств, вотчин. Всегда направленную против человека, если их "хозяйства" не связаны напрямую с жизнедеятельностью человека(домовой, банный, кикимора, которая, к слову, вопреки расхожему мнению никак не болотная, а аналог того же домового, только заведующего хозяйственными постройками, а кикимора болотная - это оксиморон, насмешка, то, чего не может быть).

По той же логике, планы и задачи Хозяйки направлены только и исключительно на сохранение своего хозяйства всеми мерами, включая самые радикальные, а ее заигрывания с "добрыми", как, впрочем, и с "худыми" людьми не более, чем развлечение, потеха: судьба худого коротка и страшна, а доброго длиннее, но не менее страшная, а "награды" ее приносят только отложенную беду или безумие. Хозяйка Медной горы - могущественная нежить, одна из ипостасей стихии, всегда враждебной человеку, всегда пытающемуся покорить ее.

4

Я понял вопрос автора так: чего хотела на самом деле Хозяйка Медной горы?

Понятно, что если судить с точки зрения фольклористики - это всего лишь персонаж местных сказаний, мифов. У многих народов бытует поверье, что у той или иной горы есть горный дух. У нас на Урале, например, бабушки запрещали поднимать камни, если хотите рассмотреть камень, то поднимите его, полюбуйтесь положите обратно как можно точнее. Если же брать что-то без разрешения горного духа, то быть беде.

Не секрет, что у каждого поверья, запрета (табу) есть смысл. Про запрет брать камни я понимаю так, лежащие камни становятся жилищем для многочисленных насекомых, убирая их мы лишаем их защиты.

Примерно так и должна рассуждать Хозяйка Медной горы. Я хочу только одного, чтобы вы, люди, не нарушали мой мир, мир жизни на горе. Не зря эта хозяйка являлась иногда в виде ящерицы, животного, обитающего меж камней, под их защитой.

Значит у нее планы на жизнь были такие: чтобы жизнь была в горах! Тех, кто нарушал эту жизнь своим вторжением она наказывала, а тех, кто защищал жизнь и бережно к ней относился, не трогала.

4

Да какие планы могли у нее быть на человеческую жизнь? Только выбраться из Медной горы да посидеть на камушке в виде зеленой ящерки. Она ведь сама понимала, что нет ей доступа ни к чему человеческому. Это в горе она всесильная хозяйка, а в чувствах живого человека нет у нее силы, потому что у самой нет любящего человеческого сердца. Жаль ее, конечно. Бажов и сам ее жалеет, особенно это в сказе заметно в сцене, когда Степан ответил отказом на предложение о женитьбе. Ну а раз на любовном фронте ничего не получилось, то и сделалась Хозяйка меценатом - и Степану помогла вольную оформить, и Даниле в сказе "Каменный цветок" возможность талант проявить дала. Шутка шуткой, но ведь действительно меценатство с ее стороны - кто талантлив и душевно чист, тому и помощь.

4

Какие уж планы на жизнь у стихии, духа горы?... Нечеловеческого ума это дело.

Все равно что попытаться представить, не скучно ли было на Олимпе Ириде, богине радуги)

Если пофантазировать и представить ее в виде человеческого существа, то все равно, она иначе бы мыслила и иначе чувствовала, чем простые смертные. Поэтому человеческой меркой измерить ее нельзя.

Может, ее целью было создание красоты и гармонии в своём каменном мире - для этого она и Данилу привлекла. А это вот мелкое, человеческое - страсти, эмоции, любовь - ей чуждо и во внимание не принималось вообще.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID