Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
8

Зачем мне знания о системах счисления?

rrrFer [7.1K] 2 года назад

Допустим, меня убедили, что знание программирование мне может пригодиться. Но в школе меня целый год учат складывать числа в двоичной/восьмерично­й системах счисления в столбик, переводить их из одной системы в другую и т.п. В том числе всякие диковинные системы типа троичной, семиричной и т.п.

Я понимаю, что без этих знаний я ЕГЭ не информатике не сдам, там много таких вопросов. Но не этим ведь занимаются программисты. Я не представляю зачем и кому эти навыки вообще могут пригодиться, но и если вдруг программисту (или еще кому-то) нужно перевести число из шестиричной в двенадцатеричную систему, неужели он будет делать это вручную на бумаге, а не с помощью онлайн-сервиса?

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
Джорджи Сарагоса -- новый п... [10.3K]
Быстрее было что-то выучить по теме, нежели формулировать и задавать здесь вопрос, приятель )  2 года назад
rrrFer [7.1K]
быстрее? В школе этому ненужному знанию учат 6-9 лет (как повезет). За это время я мог бы сделать много полезного, но ведь без перевода из одной системы в другую я не сдам ГИА в 9 кассе и ЕГЭ в 11.
Вот прямо сейчас посмотрел примерное ЕГЭ по информатике на ЯндексРепетиторе - первый вопрос во всех вариантах в этом году будет про системы счисления.
 2 года назад
комментировать
16

Собственно автор вопроса сам дал на него ответ — знания о системах счисления ненужные, когда есть онлайн-сервисы. И он прав, как и многие другие. Несть числа тем выпускникам, закончивших не только школы, но и вузы, которые не посетовали бы на багаж знаний, невостребованный с тех пор как они закончили учебные заведения.

Они правы. Правы, если смотреть на человека как на машину, что в неё загрузили, то она и способна выдать, ни сделав шага в сторону. Изменились исходные данные, поменяли условия, машина не родит ничего нового из того, чем она напичкана. Творчески подходить к поиску ответов, искать недостающую информацию, определить, что решение задачи похоже на тот или иной знакомый алгоритм, предложить новый путь в непривычных условиях, она не способна. Ну, или пока не способна.

Не нужны и многие другие конкретные знания, например, стихи, выученными стихотворениями на хлеб не заработаёшь. Но без их заучивания не развивается память — основа всякого обучения. Работа с большим объёмом незнакомой информации учит не пасовать перед ней, даёт уверенность в своих силах. Приобретённые способности и навыки позволяют переключаться из одной области деятельности в другую. Порой, в совершенно неожиданную.

Впрочем, что гадать, воспользуемся навыками добывать информацию в совершенно незнакомом вопросе. (Надо сказать, что навыки были приобретены при изучении дисциплин, которые сейчас совсем не актуальны, а некоторые из них уже умерли). Открываем методичку урока информатики, читаем цели:

Не думаю, что кто-нибудь отказался от развития таких способностей, захотел бы пройти мимо систем счисления, раз уж они позволяют их развивать. Как можно всего этого добиться другим путём, — разгадывать логические загадки, решать кроссворды — слабовато для недетсадовского возраста. Да и выветриваются всё легковесное, не способное произвести деформацию мозговых извилин, быстро, со скоростью звука.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
rrrFer [7.1K]
Это хороший ответ, спасибо. Особенно убедительно выглядит ссылка на методичку. Итог - суть изучения разных ненужностей не в самих ненужностях, а в развитии логики.  2 года назад
Вова маленький [175K]
Разные ненужности существовали во все времена. В прошлом без знания Закона Божьего и "мёртвых" языков классическое образование считалось незаконченным, без курса "История КПСС" не выдавали вузовские дипломы. Изучаешь и думаешь, это бы время, да на профильные предметы... Но кто-то думал о нас как Козьма Прутков, чтобы мы не уподобились флюсу.  2 года назад
комментировать
7

Однажды класса эдак после четвертого я пришел домой, бросил портфель в угол и на полном серьезе сказал родителям: "Мне надоело учиться!"

Папа сказал: "Молодец сынок! Наконец-то ты стал взрослым, а я думал еще долго ждать. Когда на работу устраиваться пойдешь?" Мама поддержала: "Давно бы так. Ну что? Писать, считать ты умеешь, для работы дворником вполне достаточно. В добрый путь!"

Ну ясно, что я был озадачен такой реакцией и на завтра в школу всё-таки пошел.

Я часто слышу заявления, обычно подростков, что мол это нам не понадобится. Так вот оно конкретно конечно может и не понадобится. Но зоны мозга, которые развиваются при решении такого рода задач Вам могут понадобиться и при решении других задач, которые встретятся Вам по жизни.

rrrFer [7.1K]
Вы неправильно поняли вопрос, я хочу учиться, но не понимаю зачем мне семиричные системы, древнегреческие и прочие.
Все современные ЭВМ работают на двоичной системе, чтобы было удобнее читать - числа часто представляются в шестнадцатеричной. Но это можно изучить за 1 месяц, а на все, что я описал выше отводится полтора-два года. Разве нельзя это время потратить на что-то более полезное - программирование например. Для программирования не нужны системы счисления.
 2 года назад
Алексей Цемахович [222K]
Ну например за тем, чтобы научиться делать нечто не понимая зачем. Просто ради смирения и дисциплины. Очень полезное качество.  2 года назад
комментировать
5

Это всего лишь развивает логику восприятия этого мира и не более. Раньше учили считать на логарифмических линейках в школе. Я не удивлюсь, если современное поколение даже не представляет что это. А ведь это был шедевр математических вычислений.

Зачем она нужна? Всё можно сделать на компьютере. Раньше у меня была таблица логарифмов

зачем она мне? всё можно вычислить на компьютере.

Оказывается если я займусь низкоуровневым программированием, мне не обойтись без двоичных вычислений. Мне нужно знать какой бит, а не байт отвечает за что. Я должна вспомнить всё про двоичную логику, а меня в школе ей не учили. Я сама училась по книгам и статьям на сидиромах.

Выходит, не зря гоняют в школе по разным системам счисления. Кстати мозг человека имеет, если сравнивать по аналогии с ЭВМ, не двух битную систему, а 17 ти битную. точнее 17 состояний бита, а не банальные "0, 1". Второй бит будет 289, третий бит = 4913, а 4-й будет 83521

Думаю достаточно, ведь 4-й бит в двоичной системе равен всего-то 8-ми (не считая нулевого). А если создать такой процессор? Как программист напишет к нему программу не понимая логики систем счисления?

Примеров здесь можно привести вагон и маленькую тележку но мне больше всех нравится:

rrrFer [7.1K]
"Оказывается если я займусь низкоуровневым программированием, мне не обойтись без двоичных вычислений. Мне нужно знать какой бит, а не байт отвечает за что" - не пригодится. Вы пишите программу на Ассемблере, она транслируется в машинный код. Напрямую в машинных кодах не пишет никто, начиная годов с 50х. Не пишет уже потому, что это не нужно.

Что касается примера с "географией­" - речь не про информатику в школе, а конкретно про раздел с системами счисления. Этот раздел занимает очень большую часть курса, я вот думаю, что эти полтора-два года лучше отвести на изучение табличных процессоров или программирование.
 2 года назад
Ира ЛДВО на БВ [266K]
А если я пишу, переписываю Spd? Цитата; "На любом модуле памяти DIMM присутствует небольшой чип SPD (Serial Presence Detect), в котором производителем записывается информация о рабочих частотах и соответствующих задержках чипов памяти". Там размер в байтах. Я хочу скорость не 1866, а 2150, а таких значений нет, но я уверена, что память будет работать стабильно. Мне нужно всего-то поменять несколько битов в нескольких значениях и пересчитать КС. И что мне писать целую программу - простыню в несколько мегабайт? В биосе жёсткого диска мне требуется отключит авторемапинг, я не могу подступиться к телу диска. Он там что-то ремапит, а инфу наружу не отдаёт. Но я раскопала пару корманд по АТА интерфейсу. Загоню их и до времени отключения диска смогу списать с него, что клиенту "нужно ещё вчера".  2 года назад
Ира ЛДВО на БВ [266K]
Это два типичных примера. А есть нетипичные. Процессор железяки новый и интерпретатора под него не существует. "Надо брать лопату", - и самому выкапывать команды методом сравнения. Изучайте параллельно программирование, но то и это даст пищу, как вам вести себя в нестандартных ситуациях. Я не пишу программ на ассемблере уже давно, но чтобы понять язык программирования знания работ на Ассемблере мне сильно помогают. И кстати вставка в любую программу небольшого кусочка ассемблерного кода, ускоряют её работу в десятки раз.  2 года назад
комментировать
4

Для чего стоматологу знать общую анатомию, к примеру, как работает сердце человека и основы реанимационных действий? Сверли зубы, да рви их клещами. Но может и пригодиться.

В общем вы правы. Если это рядовой программист-ремесленник, который который занимается стандартной кодировкой по десятку известных ему алгоритмов, то более глубокие знания только перегружают и без того не сильно развитый мозг. Но если он мечтает создать что-то принципиально новое, без фундаментальных знаний в своей области ему не обойтись. В том числе и в смежных областях. Не представляя, как процессор или память обрабатывает электронные импульсы, соответствующие нулям и единичкам в двоичной системе, дальше шаблонов не уедешь.

Почему я начал про стоматолога? По аналогии. Другу поставили несколько зубных имплантов. Обошлось чуть не в полмиллиона рублей. Качество работы великолепное. Но после этого у него в течении трёх лет постоянно обострялся гайморит (не путать с геморроем!), то есть воспалялось что-то там в носу и нужно было делать проколы.

Она не понимал в чём причина, пока какой-то врач лор прямо не указал ему, что причина в имплантах, установленных в верхней челюсти. Глубоко их вкрутили и они поджимали пазухи носа.

Пришлось всё переделывать. А захотел ьы про такую возможность знать его первый протезист, может такой проблемы бы и не было.

То же самое с программированием. Начинать нужно с азов и хотя бы в принципе понимать, как это делать на листочке бумаги, а не онлайн.

rrrFer [7.1K]
Системы счисления никак не связаны с программированием. Поэтому пример с анатомией и стоматологом не в тему. Программисту системы счисления нужны не больше чем стоматологу.  2 года назад
комментировать
3

С одной стороны вы правы умение считать и переводить из одной системы в другую в обычной жизни вам не пригодится.

Но с другой стороны это дает понимание того, что 1 кило Байт это не 1000 байт, а ведь на самом деле 1024 байтов. И в нашей жизни все больше появляется гаджетов и бытовой техники, которая имеет память именно в байтах, кило байтах. Емкость флешки, которой пользуются все тоже ведь исчисляется как 8, 16, 32 и т.д. В общем это часть нашей жизни.

Зная и умея считать и переводить счет из одной системы в другую, дает понимание более сложных процессов. Всегда можно найти ошибку, ведь техника тоже может ошибаться и когда это приводит не к тому результату, который нужен программисту он может пересчитав в ручную найти ошибку и устранить ее.

Ну, и еще один довод за. Сейчас бухгалтерский учет ведется в специальных программах. По факту бухгалтеру нужно только вносить данные в программу и чтобы получить отчет нажать на пару кнопок. Но хорошие бухгалтера умеют в случае чего свести баланс и другие отчеты в ручную. И если на стадии ввода информации ошибиться в копейках без знания того как тот или иной отчет свести в ручную эти копейки ни как не найти, т.е. ошибку.

rrrFer [7.1K]
"что 1 кило Байт это не 1000 байт, а ведь на самом деле 1024 байтов." - вы учили информатику, но вы не правы. В Кибибайте 1024 байт, в килобайте - 1000 байт. Приставки типа Кило-, Мега- и прочие фиксированы в ISO и ГОСТ. В ГОСТ 2008 года была оговорка про 1024 и кило если речь идет про количество ИНФОРМАЦИИ, но на смену ему пришел новый ГОСТ.  2 года назад
комментировать
3

Мы жертвы школьной программы, жестокой и беспощадной!

Что только в школьный курс не добавляют, чтобы у учеников мозги лопнули. Действительно, почти половина того что нам дают в школе просто напросто не нужно в жизни

Так и о системе счисления, геометрии, физике, химии, ну если, конечно это не нужно в профессии.

У нас в школе не было зацикленности на информатике и ее особенностях. Нас учили основам информатики, чтобы более и менее ты ее знал, и все. Что касается ЕГЭ по информатике, да эти знания нужны лишь для успешной сдачи ее, а на програмиста в иеституте научат, что, да как?. Не нужно зацикливаться на этом, школа есть школа. Насильно не заставят ничего учить и знать!

[пользоват­ель заблокиров­ан] [14.3K]
Геометрия учит людей логично доказывать своё мнение, и понимать отсутствие логики у оппонента. Проще говоря, человека сложнее развести, как лоха. В том числе и на пропагандистском уровне.
Знание основ физики, как минимум поможет не совершить глупых ошибок в повседневной жизни. То же самое с основами химии. По крайней мере вы не сунете пальцы в розетку и не станете смывать масляную краску водой.
 2 года назад
ЭЛЬ-РОЯЛЬ [3.9K]
Я имею в виду углубленные курсы.  2 года назад
[пользоват­ель заблокиров­ан] [14.3K]
Где вы видели в школе углублённые курсы? Там самая большая глубина - по щиколотку.
В школе у меня из математики была только арифметика, алгебра и геометрия. А из физики - только сама физика.
В ВУЗЕ я сдавал около 15 экзаменов по различным разделам математики, а физика так и вообще разделилась начиная от теории упругости и сопромата, до теоретической механик, газовой динамики,теплофизики­, электротехники и электроники.
Так что не всё так глубоко в школьной программе.
 2 года назад
ЭЛЬ-РОЯЛЬ [3.9K]
Я меня свое мнение у вас свое. Можно, конечно, наш диолог вести, что то доказывать, но я не буду. Мое мнение не изменить, в школе есть то, что вообще не нужно в жизни.  2 года назад
[пользоват­ель заблокиров­ан] [14.3K]
К примеру, слово диАлог пишется через А. Но русский язык же тоже никому не нужен?  2 года назад
все комментарии (еще 2)
комментировать
2

В кибернетике используется двоичная система счисления, как самая оптимальная в плане надёжности. Проще всего и надёжнее иметь два состояния триггера, нежели ещё и промежуточные.

Однако, для человеческого восприятия такая система не удобна, число в ней записываются весьма громоздко. Например, десятичное число 1837 будет выглядеть, как 11100101101. Поэтому программисты используют для написания программ восьмеричную систему счисления, что даёт для того же десятичного числа 1837 более короткую запись 3455, но чаще используется шестнадцатеричная система счисления, которая даёт ещё более короткую запись, чем даже десятичная, десятичное число 1837 будет выглядеть, как 72D.

Программисты быстро переводят в уме числа из двоичной системы в шестнадцатеричную и обратно, что в общем-то и не сложно. Складывать числа, кроме десятичных, как правило в процессе их работы - такого не приходится делать, кроме некоторых исключений, для которых достаточно использования калькулятора. Оперировать с системами счисления, кроме 2, 8, 10 и 16 тоже в основном не приходится. Но эти навыки в процессе обучения не будут лишними, потому, как они обобщают процесс познания систем счисления.

ИМХО

rrrFer [7.1K]
Очень подробно и понятно вопросы оптимальности систем счисления раскрыты тут: https://pro-prof.com/forums/topi­c/%d1%81%d1%80%d0%b0­%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d­1%82%d0%b5%d0%bb%d1%­8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d­0%bb%d0%b8%d0%b7-%d0%bf%d0%be%d0%b7%d­0%b8%d1%86%d0%b8%d0%­be%d0%bd%d0%bd%d1%8b­%d1%85-%d1%81%d0%b8
Там же показано, что наиболее оптимальная система с основанием равным 2,718. Вероятно поэтому в СССР пытались делать ЭВМ на троичной системе счисления.
Однако, как это свзано с вопросом - "Зачем все это школьнику?" и "Неужели его нельзя занять на информатике ничем более полезным?"
 2 года назад
комментировать
2

В школе дают много "бесполезных" знаний, но без них, увы, документа об образовании получить невозможно. А знания так обширны, потому что не только о вас лично думали, что вам пригодится, а что нет, но и обо ВСЕХ выпускниках, которые пойдут учиться в ВУЗы, дают базовые знания по всем предметам, кому-то и литература не понадобится, кому-то история, но знать это нужно, чтобы получить СРЕДНЕЕ образование.

2

Вы предлагаете программисту перевести число с помощью онлайн сервиса.Но кто создаст программу перевода,если программист,который ею занимается,не знает правильного счисления ?Какие результаты он прикажет выдавать компьютеру за правильные?

Вот будет такое поручено Вам,а Вы не знаете.А поскольку никто никому не преподавал,то и никто не знает.Как сделать этот сервис-знаний нет.

1

Да дело же тут просто в том, что учитель информатики ваш ни черта не знает и не понимает в программировании. Потому ему и не учит. А учит... азбуке! Точнее, арифметике компьютерной.

Целый год. Что сам умеет - тому и учит.

Смиритесь. У школы нет денег, за которые можно нанять настоящего программиста на должность учителя информатики. Изучайте программирование дома, самостоятельно.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация