Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
0

Почему идеи христианства стали понятными для людей Древнего Рима?

HopeT [370K] более года назад

Как вы думаете, почему идеи христианства стали понятными и необходимыми для людей Древнего Рима? Проведите сравнение с языческими религиями Древнего Рима по следующему основанию:

  • поступки и качества Иисуса Христа,
  • поступки и качества римских языческих богов.

2

сравнивая ритуальную часть, можно в некотором смысле сказать, что теургические мистерии эллинов послужили некоим прообразом для христианских таинств.

Коллегию Жрецов Юпитера, возглавлял Понтификус Максимус, верховный жрец. В некотором роде Римский Папа, как наместник бога на Земле, тоже носит титул - понтифик, и резиденция его находится в Риме.

Христианство было навязано силой.

Школьная прогамма истории является христианской, изображает язычников античности людьми безнравственными, что не совсем соответствует действительности.

Лучше использовать термин не язычник, потому что оно является ругательным, а термин "политеисты".

обычно приводится в кач-ве примера, что эллинский Рим ощущал свою исчерпанность и находился в упадке, периоде декаденса, и активно жаждал возрождения в виде христианства, которому якобы не было альтернатив. Оно частично так, но Рим, за тысячелетия своего существования много раз бывал в упадке и каждый раз поднимался. После приема христианства зрелища все остались, рабство сохранилось и даже умножилось, с образованием стало хуже. Гражданские права времен республики и императорский империи, исчезли. В Империи сохранялся Сенат, проводились голосования, после Константина этого уже не было.

Демонизировать крупные Империи было популярной практикой библейских авторов. Так они демонизировали противников Израильского царства: Вавилон и Египет, обе империи назвали - источником вселенского зла. Значение же самого Израильского Царства было ими во много раз преувеличено, и социально-экономическая структура в нем ничем не отличалась от соседних стран.

Демонизация Древнего Рима, впервые начал делать Ап. Павел, который совершил два крупных путешествия в Рим, занимаясь активной проповедью христианства, ведя прозелитическую и миссионерскую деятельность. Второе свое путешествие он не завершил, т. к. ему отрубили голову. Сам ап. Павел был римский гражданин, но возмущался, что теряет часть своих прав, как римского гражданина, сталкивается с пренебрежительным отношением, когда открыто называет себя христианином. Об этом, в частности, он переписывался со своим современником, философом Спинозой. Описание Рима, со слов ап. Павла заставляет воспринять этот город, как столицу и саму Империю - в довольно мрачных, пессимистичных тонах, где все сведено лишь к кровавым зрелищам на аренах, лживости политиков грешащих многословием и празднословием, а так же разврату с гетерами в термах и банях. Это все на самом деле лишь избирательные примеры, понравившиеся Павлу, в то время как сам Рим существовал куда сложнее и многообразнее. А Иудея и прочие дотационные регионы, где зародилось христианство, вообще не могли бы существовать без Рима. сам. ап. Павел в своей жизни не видел Христа напрямую, его рукоположил в апостолы Петр, которого он уже встретил не молодого.

Сравнивая кач-ва античных и христианских персон, можно привести примеры полубогов и героев - как Геракл и Одиссей. Одиссей восстал против богов Олимпа, против Посейдона и поэма посвященная ему, описывает олимпийцев взбалмошными и горделивыми, плохо обращающимися со смертными. В Одиссее есть эпизод, как герой спускается в Аид и там беседует с несколькими героями древности, которые тоже сетуют на произвол богов. козни богов и противодействие со стороны смертных их довольно мелочной натуре - в этом вся Одиссея и Иллиада.

Геракл, как герой многочисленных мифов, освобождает от оков героя Прометея, которого боги приковали к скале за неподчинение и ворон клевал его печень целую вечность. Противодействует козням богини Геры, а так же богини безумия, которые постоянно подстраивают ему ловушки. Сизиф и его тщетный труд, когда он катит камень в гору, а так же Танатос, герой с железным сердцем, ненавистный богам, олицетворение смерти, типажи из амфитеатров - Еврипид, Эзоп, Эдип, это все имеет некоторые переклички с христианскими идеями. Но сам амфитеатр как развлечение, христиане позже находили невероятно греховным и богомерзким. Поэтому его запретили и лицейские, актерские искусства в Византии больше не развивались.

Итого: представления греков/римлян (эллинов) о своих богах в позднем фольклоре уже пропитано скептицизмом и возвышена роль простых смертных.

Эти элементы роднят эллинскую фольклористику с христианской. Возвышение роли человека, антропоцентризм, смертные, простые земные заботы, ставятся выше, чем интриги высокомерных олимпийцев. В определенный момент доходит до прямого отрицания роли богов, например, в знаменитом произведении - "Зевс Уличаемый", где приводится достаточно атеистическая критика теизма как такового. Философами, которые были близки к атеизму и скептицизму являлись - Сократ и Эпикур, но еще достаточно много других. И хотя они жили до христианства, и хотя они были больше атеисты, часть их этики, часть их концепций близки христианским.

Фигура Христа, пассивно склоняющим колени перед палачами, юродствующим и самоуничижающимся, идущим на смерть, не препятствующего даже своему предателю, это было для античных граждан маленько слишком. и тут аналогий с персонажами мифов античности привести не получается. как и не получается провести аналогию в любой другой культуре с такой стратегией поведения.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
2

У меня не все поместилось в первый ответ, поэтому добавлю второй:

понятными и необходимыми идеи христианства не были. там было еще манихейство, гностицизм, митраизм, мздаизм, герметизм, и множество других учений как альтернатива христианству. Все они содержали элементы той же абсолютной этики и были дуалистичны - разграничивали мир на добро и зло. Сыграло роль то, что все эти учения присягнули на верность римскому императору, а так же их отличал принцип плюралистичности. Христиане светскую власть Рима отказались признать, и поскольку её символизировал знак Зевса/Юпитера, в форме штандартного одноглавого Орла, то христиане отказались присягать этим символам, этим регалиям, как они считали моральной изменой для себя присягнуть даже диску Солнца или лику Цезаря на монете. Поэтому первое свое время христиане обособились как маргинальная, асоциальная группа. И власти Рима пытались их прогнать прочь, совершали их притеснения. Когда пришел к власти Константин, через междоусобную войну, через военное знамя "сим победиши", где был изображен крест, он отменил римские бани и термы, гадание на внутренностях животных, а, чуть погодя, закрыл философские школы в Афинах, и затем и во всех провинциях. Своих врагов-конкурентов на императорский престол он убил в бою или казнил позже. Это был III век н. э. Чуть позже к власти пришел Юлиан "Отступник", жаждущий реформировать эллинскую религию, и сделавший небольшой откат в прошлое, но его программа не удержалась. Укрепление христианства произошло по той причине, что все силы, которые относились к христианству лояльно, толерантно, а таковыми были больше половины античных сил, они все были отстранены от влияния, когда христианство установилось. Сама по себе вера в Христа не сильно смущала большую часть эллинов, и личностные,персонифи­цированные учения в честь одного человека-основателя, были популярны: платонизм, пифагорейство и т. д. Но все учения, которые проявили к христианству лояльность, в момент его узаконенного прихода к власти, оказались ликвидированы в кратчайшие сроки. Христианство жаждет активной соц. роли (власти), и готово идти к цели энергично и любыми средствами. Из этого процесса нельзя извлечь ангажированный вывод о том, что выбор христианства был свободен и осознан, и тем более необходим и понятен. Константин поставил свою клановую систему правления, над всеми провинциями, своих из родни, и использовал чаще солдат, чем проповедников для поддержания порядка. Так он регулировал все части империи под своим личным протекционным гегемоном. Всю аристократию поставили перед фактом - вы должны креститься или вам здесь не место. Аналогично и с более малыми сословиями, которых крестили массово.

Эллинский политеизм имел довольно мягкие, демократические формы. когда смешались пантеоны Греции и Рима, когда Рим поглотил Грецию, то они просто заменили Афину на Геру, переименовали Ареса в Марса, Зевса в Юпитера, остальных богов кто не вписался в формат, типа многоликого Януса, или змееголовой Гекаты добавили в пантеон. Для политеистов в целом не свойственно враждовать между собой. Так же и парсийские, иранские верования частично оказывали влияние на Грецию во время пунических войн в с персами. Но эти столкновения носили веротерпимый характер. Монотеизм, конкретно его библейская, иудейская форма - это достаточно кровожадное и непримиримое явление, монотеизм, единобожие из Библии можно назвать самой кровожадной формой теизма. поэтому христиане все язычников отказавшихся признать Христа, стали выселять или казнить на месте.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация