Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
8

Почему о Чуме поэты и художники "пели", а другие эпидемии они не воспевали?

N-star [82.6K] 5 месяцев назад

Чуму называли великим уравнителем, косила всех.

Почему именно Чуме посвящали свои работы живописцы, поэты..

Почему не удостоились такой почести другие эпидемии?

Почему про грипп нет картин и поэм?

Про холеру, про ящур и сибирскую язву - так же нет?

Но возможно это я просто не нашла.

О коронавирусе, останутся хотя бы магнитики на холодильник?

Нашла про грипп "Испанку" вот такие подробности

Что отличало эпидемию «испанки» 1918 года от других вспышек гриппа, так это жертвы:

обычно болезни убивают детей и стариков, но «испанский грипп» уничтожал совершенно здоровых молодых людей, оставляя детей и людей со слабой иммунной системой живыми.

/Жюль-Эли Делоне. «Чума в Риме»./

  • Первый мор ослабил Рим во времена правления Марка Аврелия (161-180). Погибло около 5 миллионов человек. Что это было – чума, холера, или грипп – осталось не выясненным.
  • Еще более страшная волна накрыла и без того ослабевший Рим в VI веке в годы правления Юстиниана I – императора, пытавшегося реставрировать империю и отвоевавшего ее Западную часть. Она получила наименование «Юстиниановой чумы»и началась в 541 году. Ученым университета Иоганна Гутенберга из немецкого Майнца, исследовавшие ДНК человеческих останков, предположительно погибших от «Чумы Юстиниана», удалось установить бактерию, ставшей причиной этого страшного полувекового мора.
  • Эта крохотная убийца называется Yersinia Pestis. Она-то и вызвала болезнь, известную как «черная смерть».

Александр Пушкин. "Пир во время чумы."

фрагмент:

Царица грозная, Чума

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой….

Что делать нам? и чем помочь?

Как от проказницы Зимы,

Запремся также от Чумы!

Зажжем огни, нальем бокалы,

Утопим весело умы

И, заварив пиры да балы,

Восславим царствие Чумы.

>

7

Я иногда думаю, что испуг перед коронавирусной пандемией провоцируется в Европе как раз генной памятью о чуме.

Чума была различной. Бубонная чума происходила от укуса блох, которые тогда многочисленно встречались в одеждах людей. Именно поэтому предписывалось сжигать одежду усопших.

Но была еще легочная форма чумы.

При ней источником заразы становился чумной кашляющий человек.

Брызги его кашля, попадая на другого человека непосредственно- на его слизистые оболочки, вызывали его заражение. И вот люди оживляют призрак Чумы в коронавирусе. Но как кто-то сказал, что история приходит один раз в виде трагедии, а второй раз в виде фарса, так оно и есть.

Фарс пандемии коронавируса характерен и тем, сколько он вызвал юмора, анекдотов, сценок на вацапе и Ютубе. От коронавируса останется целая юморина.

А он большего и не заслуживает.

Чума убивала целыми селениями. И похоронить умерших было некому. Поэтому пришедшие через некоторое время стражники королевства просто сжигали все - дома, постройки, трупы.

И в тех местах долго боялись селиться.

Чума пришла как Истинная Смерть.

По данным ученых в это время на Земле жило всего 500 млн. человек.

Это означает, что Чума унесла 15% людей всей Земли.

В наших условиях (когда нас примерно 7700 млн) это означало бы, что Чума унесла бы 1млрд 155 млн жизней. Спасибо науке, что мы ее победили.

А как можно вообще сопоставить Такие масштабы Чумы с коронавирусом?!

Он навсегда останется в памяти людей как самая смешная пандемия на планете.

Если только ее не дополнят каким-нибудь зверством со стороны людей, типа третьей мировой войны или еще какой-то гадости.

Холера немного безопаснее чумы. Она передавалась через общую посуду, еду. И поэтому так много жизней не уносила. От нее гораздо легче изолироваться.

В холерных бараках работали сестры и братья милосердия. Многие люди выживали.

Тем не менее ее немного изображали. Вот идет Холера со знаменем, на котором можно прочесть ее имя.

Или вот картина, которая перешла на открытку. Это холера 19 века.

Так же изображали туберкулезных больных, особенно девушек. Туберкулезницы часто имеют хрупкую неземную красоту, о которой говорят, что уже не жилец. Это привлекало живописцев.

Туберкулез называли "чахоткой". Она считалась болезнью бедных.

Кристобаль Рохас "Бедность".1886г.

Эти болезни нашли отражение и в литературе. Известный роман "Три товарища" Ремарка, где главная героиня - чахоточная Пат.

Да и Пушкин тоже поминал чахотку.

Как видите, при чахотке достаточно не есть и не пить из одной посуды и не давать себя обкашлять. Поэтому такая болезнь вызывала не панический страх, а сострадание.

К тому же как теперь установлено, чахоточный больной при правильном режиме питания и сухой солнечной погоде часто выздоравливал силами своего организма.

То, что у нас еще так много туберкулеза в мире и смертей от него, свидетельствует о плохом питании миллионов людей и их тяжелой безрадостной жизни. При радостной туберкулез развивается неохотно.

А теперь пару слов о коронавирусе.

Чуму не звали и не ждали. Она пришла и ужаснула. А коронавирус позвали в пандемию порешать свои местные геополитические задачи какие-то прошоренные "товарисчи".

Теперь мы пляшем под эту дудочку и делаем вид, что нам и страшно и смешно, а некто нам грозит в окно..

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
20

Мой ответ, это всего лишь моё мнение, уверена, что такому поклонению Чуме есть

более разумное объяснение.

Странные вещи творит наша психика, необъяснимые, но не всегда надо требовать объяснения.

Иногда лучше покориться и жить с этим синдромом из поколения в поколение.

Создавая гениальные почести и распевая дифирамбы.

Умиляться на губительное, желая получить себе ответное "алаверды" безопасности.

Чума пришла, голодная как конец света и нажравшись до отвала, откинулась подремать.

Оставшиеся в живых кинулись прославлять её дивный аппетит.

Чума - стала живым воплощением Смерти (вершительницы отсчитывающей миги нашего пребывания здесь.)

Это наш синдром сравнил наши жизни с мыльными пузырями:

В череде натюрмортов появился такой жанр как "vanitas" показывающим, что наша жизнь

эта всего лишь суета и тщеславие, а центром жанра стал наш, человеческий череп.

Как вишенка на торте - на Чума, жри!

И шёпотом - когда же ты подавишься?!

4

Я когда был маленький и только учился читать, помню, было много дельных стихов про корь. Хотя, наверное, эпидемии кори тогда не было, да и самой кори тоже не было, а чудесные стихи про нее были. А сейчас вот вроде корь начала возвращаться, а стихи про нее куда-то исчезли.

Думаю, это не случайно, когда люди болеют, особенно чем-то очень заразным и опасным, им как-то некогда творить про эту болезнь, они заняты тем, что боятся, пытаются лечиться, умирают... А когда эпидемия отступает, они больше отсыпаются, кто-то обычным глубоким сном, то-то вечным, а проснувшись, уже ее толком не помнят. Кстати жаль, потому что скорее всего в действительности наш мир именно такой, каким его видит человек в состоянии крайнего ужаса. Но ничего не поделаешь... А потом появляются поэты и художники и начинают выдумывать эпидемию заново.

Казалось бы "Пир чумы" не про выдумку. Пушкин прятался от эпидемии и сумел сублимировать свой страх в создание пьесы про чуму. Но человек пишет про чуму, пережидая холеру, вольно переводя книжку шотландца Вильсона, который и сам эпидемию чумы не застал, потому что родился через 200 лет после нее. Мне кажется очевидным, что пишет он про состояние своего духа, вызванного чумной эпидемией в том виде, в котором она существует в воображении поэта.

Даже на это примере заметен эгоизм духа, который использует боль тела и даже его смерть только для того, чтобы рассказать о своих состояниях. Еще больше эгоизм духа проявляется в том, что про свои болячки, такие как шизофрения, панические расстройства, раздвоение личности и особенно квазиэпидимические явления вроде массового психоза творит он часто и помногу.

С одном стороны это кажется странным, потому что тело и дух вроде как в одной лодке, и тактика каждый за себя здесь неуместна. Но многое встает на свои места, если предположить, что нет никакого симбиоза духа и тела. А дух - это особая болезнь тела, к сожалению, и может и не к сожалению, совершенно незаразная. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одна болезнь не хочет воспевать другие.

Не знаю, что можно посоветовать телу в этом контексте, может быть пусть оно танцует про свои болезни и эпидемии? Хотя оно и так их в себе воплощает, зачем ему их еще и вытанцовывать.

3

Ну почему же не воспевали? Вполне досталось славы и другим эпидемиям.Самая знаменитая книга "Пир во время чумы" Пушкина. Но там скорее воспевается молодёжь, чем болезнь.

Маяковский например, боролся с распространением холеры вот такими стихами, неожиданно ставшими актуальными в наши дни.

Также Маяковский призывал к прививкам

против оспы

А об младшей сестрице этой болезни -ветряной оспе писала Юнна Мориц,о том,как сама болела. И довольно большое количество детских поэтов,часто к сожалению,преуменьша­ющих опасность и неприятные ощущения во время болезни.

смотри, чтоб всё блестело от чистоты.

Совершенно подробно рассказал о происхождении дизентерии поэт а также медик Владимир Проскурин.

"Мойте руки сын и дочь,мать с отцом и теща.Мойте руки день и ночь .Ничего нет проще!"-призывает нас советский медик.День и ночь-конечно,перебор.Но мыть руки всё же стоит.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID