Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
7

Что не так с подарком в сюжете картины Маргерит Жерар (см)?

N-star [64.3K] 2 недели назад

"Подарок".

Художник: Маргерит Жерар (Marguerite Gérard, 1761-1837)

Франция, 18 век, а где же романтика?

И это даже не уси-пуси декоративный живой кролик - это заяц,

и пара птиц!

Картина названа "Подарок", а радости на лицах персонажей нет.

Вопрос: Что происходит в сюжете этой картины?

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
3

Мне кажется, что с подарком как таковым на картине все в относительном порядке. Не до конца понятно, кто или что является подарком - дичь, цветы, юный, но уже лысеющий паж, письмо с сонетами на неизвестном для его читательницы языке, собачка странной породы, но это только заставляется внимательней вглядываться в изображенное на картине.

А вот с "Подарком" как названием что-то явно не так. Это нормальная ситуация, когда произведения создаются в соавторстве. Автора два, название - одно. О.К. Маргерит назвала эту картину "Подарок", а как бы ее назвал Жана Оноре Фрагонар? Что он вообще рисовал на холсте, на котором Маргерит рисовала "подарок"? Был этот холст для него "Автопортретом с дурацкой шляпой в руке"?

Это - не праздные вопросы, даже одному автору оченьсложно сохранять в своем творении единый смысловой центр. Иногда получается, что одна часть Я автора снимает "Добро пожаловать", другая - "Посторонним вход воспрещён". В итоге два этих продукта разных субличностей автора совмещаются и затейливо переплетаются, и изредка получается весьма глубокий эффект, чаще всего комический.

А здесь авторов изначально два, и следы борьбы между ними за смысловое доминирование можно обнаружить на картине. Эта борьба проявила себя прежде всего в виде разбросанных по полу животных. Думаю, что они распределили задачи, Жан Оноре рисовал корзину с дичью, Маргерит - корзину с цветами, но портретист Жан Оноре быстро понял, что проигрывает в важнейшем негласном соревновании - на лучшую корзинку, нарисованную на картине, и в раздражении замазал свой вариант, а зайчиков и птичек просто раскидал по полу. Ведь никто не дарит охотничьи трофеи, просто швыряя их к ногам адресата подарка. Можно предположить, что изображенная на картине семья была не слишком богата, и поэтому у их собачки не было настоящих игрушек, и она была вынуждена играть мертвыми зверушками.Но мне думается, что 1-е объяснение более убедительно.

Однако все это версии, мы не знаем доподлинно, что именно обычно рисовал Жан Оноре Фрагонар на картинах Маргерит Жерар. Наверное, имеет смысл детально изучить ее картины, написанные после его смерти, чтобы понять, что именно исчезло с этих ее полотен. Видимо, это исчезнувшее и было тем, что написано им на ее более ранних картинах.

В данном случае ситуацию немного облегчает то, что в сюжет картины вписан житейский треугольник, в котором в реальности оказались Маргерит, ее деверь и ее сестра. Речь, наверное, больше идет не о любовном, а скорее чисто житейском треугольнике и скрытом соперничестве. Нет сомнений, что "сестру", немолодую, безликую, уставную от жизни женщину, нарисовала Маргерит. А вот рисовали ли Маргерит и Жан Оноре друг друга, создавая образы "пажа" и "читающей, или же это были их автопортреты, я не знаю.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
20

Чтобы понять, что ж в картине "Подарок" не так, надо немного прояснить личность и судьбу художницы.

Маргерит Жерар (Marguerite Gérard, 1761-1837)

(Портрет работы Фрагонара)

творила на стыке столетий и была яркой представительницей французского романтизма в живописи. Она была тем редким случаем, когда женщина-художник добивается успеха, когда ее картины благосклонно принимаются публикой на вернисажах. Признание, заказы, выставки. И даже награда из рук самого Наполеона Бонапарта.

Сюжеты ее картин в общем-то незамысловатые: семейные сцены из жизни среднего и зажиточного класса родной Франции. Некоторые критики упрекали Маргерит в слащавости, сухости и "зализанности" живописи. Но зато посмотрите, какой крепкий рисунок, как выверенна и точна палитра, как уверенно распоряжается она светом и тенью! И потрясающая "материальность", особенно в написании тканевых драпировок.

Учителем Маргерит был сам знаменитый Жан Оноре Фрагонар, прославившийся как тот еще эротоман.

Как пример: Картина Фрагонара "Качели". (есть и похлеще-"Девочка, играющая с собачкой")

В ученье Маргерит попала к мэтру по родственным связям, ее старшая сестра была замужем за Жаном Оноре. Ходила молва, что ученика с ученицей связывает не только любовь к живописи, но подтверждений прямых тому нет, а позже, после смерти сестры, Маргерет стала заботливо опекать постаревшего Фрагонара, став ему опорой и защитой.

В отличие от наставника, в картинах Маргерет эротизм сдержанный, даже целомудренный. Он в смущении персонажа, в чуть заметном игривом повороте головы, в опущенных ресницах.

Приведенное полотно, как и еще ряд других, написаны совместно Маргерит с Фрагонаром, которому было присуще до предела театрализовать свои сюжеты. Он обставлял их массой "говорящих" предметов, с "роялем в кустах" и с "дьяволом в деталях".

Так видимо обстоит дело и с разработкой сюжета картины "Подарок"

Вот тут-то и найдем романтизм. И как романтику вообще, и как роман - синоним любовных перипетий.

Я обратила внимание на стол, покрытый черной скатертью с таинственными крестообразными знаками.

Второе, что насторожило - женщина-служанка на втором плане, также одетая в черное, с печалью на лице указующая рукой именно на эту черную скатерть. Как бы напоминая хозяйке о приличиях.

Очевидно в доме еще витает дух утраты, но срок траура исчерпан тем не менее.

Молодая вдова надела светлое платье и приготовилась к новому этапу в своей жизни.

А вот и он, не заставил себя ждать.

Юный посланник, с откровенным любопытством взирающий на даму (очевидно какие-то слухи поползли), принес ей долгожданную весть и надежду на новое счастье: цветы, письмо и некий символ в виде подстреленной дичи.

Обратите внимание, как юная дама улыбается, только кончиком губ. Внешне пристойно.

Контраст ярких цветов на черной скатерти - прекрасный говорящий прием в живописи.

Убитый заяц - это намек на поверженного на дуэли мужа-соперника. (А может не на дуэли, но все равно по Библии заяц - самое презренное животное. Так даритель делает намеки)

А еще обратите внимание на "диагональ" рука с письмом - рука по направлению к комнатной собачке. Это проделки Фрагонара-выдумщика. Это его соавторская задумка - дать указку на то, что письмо от милого дружка.

Картины М.Жерар, хранящиеся в Эрмитаже, все написаны именно в соавторстве с Фрагонаром.

А вот еще одна, которую тоже можно "читать" как любовный роман. Масса говорящих деталей....называетс­я

"Плохие новости"

16

Художницу Маргерит Жерар, как и её учителя Жана Оноре Фрагонара привлекали бытовые сюжеты из жизни высшего сословия Франции 18-го века, переживавшего не лучшие времена Великой французской революции. Картины семейного счастья на фоне наполеоновских войн, чем это не романтизм той эпохи, дышащей героизмом и порохом.

Картина "Подарок" рисует домашнюю сценку, когда в дом к молодой девушке мальчик-курьер принёс скромный презент от своего господина - подстреленную дичь и корзинку цветов. К охотничьей добыче и цветам была приложена длинная записка, которую юная особа в полупрозрачном хитоне или рубашке, поднявшись с кресла, неторопливо читает вслух. Её внимательно слушает пожилая женщина в трауре, мать или родственница хозяйки.

Юный паж, скорее всего не слушает, а любуется избранницей своего господина. Мода того времени, которую часто называют "нагая", одела женщин в лёгкие платья, словно римские туники, не скрывавших буквально ничего, но позволяла им походить на античные статуи. Милую картинку завершает собачка девушки, просящая её внимания.


Кажется всё в порядке, идиллия, гармония цвета, почти фотографичность деталей. Вот детали... Здесь можно выступить в роли того "сапожника", которому советовали" "Суди, дружок, не выше сапога", но рискнём.

Убоясь ошибиться, пусть поправят цветоводы, сочетание свежесобранных цветов кажется неестественным. В одной корзине собрались и весенние нарциссы, и летние цветы. Особенно выделяются пышные розы, они явно собраны не из оранжереи, а под открытым небом. Они распускаются, когда весенние цветы заканчивают своё цветение.

Ну а человека, знакомого с охотничьим промыслом и традициями, могла смутить такая деталь, как ожившая дичь - один из фазанов словно бы ещё трепещется, подняв крыло. Не известно, как французские охотники, а русские считают живую лесную добычу в доме дурной приметой, не приносящей ничего хорошего.

8

Пришлось мне вооружиться Интернетом и полазить и поразмышлять.

Я узнала, что в 19 веке было принято дарить дамам дичь, убитую на охоте, что уже хорошо. Это означает, что тот, кто сделал девушке подарок, не хотел ее оскорбить.

Вообще как оказалось, сельские дворяне наперебой дарили то, что им удалось наохотить.

Так же поступали в самой древности охотники. Они приносили любимой женщине еду - ногу мамонта, например.

Но дальше Интернет сообщил мне, что конец 18 века и начало 19 века - это подарки с намеком. Дамы и кавалеры активно играли в шарады, подарки так же следовало расшифровывать.

Классический букет с любовной запиской никогда не дарили на прощание, это был признак постоянного поклонника.

Он мог быть простым охотником без воображения, и тогда девушка могла расстроиться, что ей преподнесли какого-то зайца с птицами.

С другой стороны, если француз был любителем загадывать шарады, то он ее точно загадал. Во Франции заяц как ни странно символ Пасхи. До сих пор француженкам дарят зайцев на Пасху и просто. И все из-за древней легенды, что будто бы языческая богиня превратила птицу в зайца. Но он продолжал нести яйца. Ох запутаешься с этими французами.

Может быть своим подарком поклонник предлагал назначить день Свадьбы?

Например, сразу после Пасхи.

Но немного еще из Интернета про зайца.

Это уже интересно.

Заяц был спутником Афродиты, может быть поэтому он должен был быть зверем, символизирующим чувственность и плотское желание?

Я думаю, что живого зайца дарящий принести не мог, вот он и подарил уже убитого, но годного в пищу.

С одной стороны у ног своей Мадонны, а с другой стороны во Франции считалось, что женщинам полезно есть зайчатину, т.к. она увеличивает в ней плодовитость и прочие эротические качества.

Ну а птицы, видимо дарены для того, чтобы это не так сильно бросалось в глаза. И чтоб любимая знала, что в сущности он уже убил пару птиц для подарка, поэтому заяц - это не просто охотничий трофей, но и намек на плотские желания, которые он все сложил к ногам своей госпожи. Девушка не огорчена. Она просто призадумалась.

Маргерит Жерар любила изображать исключительно позитивные сцены. По крайней мере так ее характеризуют искусствоведы.

И в этой картине тоже позитив. Предложение своей любви во всех видах. Все так.

4

Ну а что не так? Поклонник мамзель прислал ей в подарок охотничьи трофеи (собственноручно добытые или купленные на рынке). Их предполагается трансформировать силами прислуги в званый обед, на который по этикету того времени пригласить поклонника.

Полагаю, именно это изложено в письме, наряду с разными муси-пуси, любовь-морковь. Слева младший брат мамзели, а в центре эвонная маман. Причем маман явно выражает своё расположение к потенциальному зятю, а мамзель находится в классических японских размышлениях "Атомулиядалато". Братец явно не возражает, видимо, воздыхатель - достаточно привлекателен как образчик мужественности и пример для подражания.

3

Все с подарком "так". Помимо убитой дичи дамочка получила (скорее всего это тоже часть подарка, потому что цветы на столе стоят не в вазе, а в корзине) еще и корзину с цветами, а также любовную записку, которую читает в присутствии родственников. Охотничьи трофеи к цветам - это все равно, что для современной дамочки получить в подарок к цветочкам коробку конфет, то есть, по тем временам это признак хорошего тона.

Лица у всех изображенных на картине людей довольные, а песик - тот и вовсе счастлив, ему бы явно хотелось потрепать убиенную кавалером дамочки дичь, но юная мадемуазель сдерживает охотничьи порывы своей маленькой декоративной собачки. Романтика - романтизмом, а кушать хотели во все времена, увы.

У "маман" девицы довольное лицо, а отстраненное лицо молодого отпрыска (скорее всего, это брат девушки) может и выглядит немного печальным, но лишь оттого, что он осознает, что сестрица вскорости покинет отчий дом, и выйдет замуж за того самого храбреца, что настрелял дичи к званому обеду.

3

Заяц в те времена обладал в бестиарии Христа вот такой характеристикой :Предатель, ни тёплый, ни холодный, непостоянный. Убитые птицы,тоже подчёркивали непостоянство, и некую хищность адресатки. В письме даму обозвали, и отказали в дальнейшем общении.

Правда, могло быть и иное толкование, возможно, заяц по каким либо причинам, символизировал её рыцаря, и в письме сообщение о его смерти.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID