Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
3

А как летчики определяли координаты до изобретения GPS?

LAG1968 [3.2K] более месяца назад
категория: наука и техника
5

А они и сейчас по GPS не определяют, если Вы не знаете. Да, у многих пилотов, такие устройства как GPS-навигаторы стоят в кабинах, но устанавливаются они чисто по личной инициативе. Для примера, просто подумайте, почему у пианистов нет на каждой клавише названия ноты и октавы в которой эта нота? Не задумывались? А как бы было удобно - нужно "РЭ-диез", нажми, и делов то. Но почему то такая замечательная идея еще никого не посетила.

Что касается самолетов и аэронавигации. Как до недавнего момента, так и вообще, в авиации существует такая важная специальность, как штурман. Именно он отвечает за навигацию, за прокладку курса, и за полетный план в целом. На современных самолетах, где экипаж сокращен до 2 человек, этим заняты бортовые системы, к которым экипаж обращается во время полета по мере необходимости. А она есть. И более того, многие параметры выводятся на дисплеи постоянно.

Как определить координаты. Для начала, вам почти никогда не придется их определять как таковые. это важно понять. Вы летите, и Вам, куда важнее определять координаты той точки, куда Вы летите, а не свои собственные. Их видит УВД ( управление воздушным движением ) и без Вашего доклада. Да, знать их полезно, но не жизненноважно. Куда важнее знать курс и удаление до той навигационной точки, на которую Вы летите. Тут важно сказать, что самолеты не летают как им хочется ( типа, а мы пойдем на север ). Они летают по авиа-трассам, которые обеспечиваются радиомаяками. Радиомаяки бывают разные. Не вдаваясь в великие подробности, достаточно сказать, что пилоту ( или штурману ) важно знать удаление от радиомаяка, направление на него, и свою скорость ( путевую, т.е. относительно земли ). Оперируя этими данными, экипаж ведет самолет от одного радиомаяка к другому, и таким образом прилетает туда, куда требуется. Это правила полета по приборам.

Есть еще правила визуального полета, которые действовали в основном еще в более ранние годы авиации, когда пилот, в силу низкой высоты часто мог видеть местность под собой, и сопоставлять ее с картой. Отсюда и название. Однако, современные самолеты так почти не летают. Основой современной навигации стал полет по приборам в режиме автопилота, который ведет самолет по заранее заложенному в компьютер борта флайт-плану. Там указаны все контрольные навигационные точки, и компьютер самолета их отрабатывает, приводя ВС поочередно к каждой из них. Таким образом Вс приходит в порт назначения.

Так же, в самолете есть инерциальная навигационная система, которая способна высчитывать положение ВС в пространстве подсчитывая ускорения его передвижения по пространственным осям. Она не столь точна, но имеет место быть, как дублирующая. А кое где и основная.

Как видите, для GPS тут нет места совсем.

система выбрала этот ответ лучшим
BAU [80.1K]
Как это "не определяют"? GPS входит в стандартную комплектацию современных самолетов (я не имею ввиду АН-2) в составе навигационного комплекса. Самолеты вполне себе летают и без контроля УВД, например над Атлантикой или Тихим. Ведут обычную прокладку, требуется учитывать снос.  более месяца назад
cvvcvv [6K]
если порт назначения не принимает - как происходит полет в аэропорт вылета или запасной - которого нет в полетном файле?  более месяца назад
Андреева Ольга [264K]
Флайт-план можно корректировать довольно быстро. Пилот выключает выполнение маршрута, и задает новые нав-точки. Кроме того, есть довольно большой набор стандартных схем-маршрутов. К примеру Вам требуется перейти в зону ожидания аэроузла, если Ваш борт не могут принять. Пилот в несколько кликов обращается к этой схеме, имеющейся в нав-дате, и активирует ее выполнение, с разрешения УВД, конечно. Что касается полетов через океан. Такие самолеты как Конкорд, или Боинг 747, выполняли подобные перелеты еще в те далекие времена, когда GPS и в проекте не было. Пользовались инерциалкой, и успешно прилетали куда надо ( в большинстве случаев ).  более месяца назад
BAU [80.1K]
После сбития боинга над Сахалином как раз и был разблокирован gps для гражданского применения. ИНС отличная вещь, когда правильно выставлена. А то был случай, как советский ту-22 с полностью исправной навигацией полётное задание выполнял с точностью 180 градусов. И из Моздока вместо Пскова оказался над Тегераном. Полёт был ночью, так что увидев на рассвете снежные горы под Новгородом экипаж мягко говоря удивился.  более месяца назад
Андреева Ольга [264K]
Боинг сбили над Камчаткой. GPS изначально это военная разработка. В гражданскую сферу она попала куда позже. Просто сейчас всем привычна, а еще 20 лет назад, даже мобильный телефон был редкостью. Что касается выполнения полета с погрешностью в курсе 180, то при всем уважении не могу себе такого представить. Даже полностью пьяный экипаж такое не допустит, хотя бы потому, что ПНП перед носом не у одного человека. Если представить, что экипаж полностью не готов к полету, а штурман в дрова, то даже в этом случае, курс полосы с какой взлетает он знает, как минимум. Не говоря уже о том, что на самолетах класса ТУ-22 полеты не совершаются по правилам визуального. Не тот тип машины. Но про полеты на Ту-22 вам расскажет Виктор12. У него есть подобный опыт.  более месяца назад
все комментарии (еще 2)
комментировать
2

Сначала пилоты ориентировались по местным предметам, летали вдоль дорог, от ориентира до ориентира, бывало, что спрашивали у пешеходов. Потом появились полетные карты, перед полетом пилоты прокладывали маршруты по карте, определяли характерные ориентиры, направления на них, летели по компасу, сверяли местность с картой. Потом появились радиостанции, на самолетах поставили радиокомпасы, теперь можно было использовать радиостанции для ориентирования, пеленги на две-три станции давали положение самолета на определенной точкой местности. Теперь есть радиолокационные станции, которые точно определяют положение самолета, за полетом которых следит или штурман наведения ВВС или диспетчер органов управления воздушным движением. Все очень просто и надежно. Конечно, военным экипажам сложнее, они летают относительно самостоятельно и вне маршрутов гражданской авиации. Гражданские самолеты летят под контролем диспетчеров, которые передают каждый самолет по цепочке друг другу по маршруту полета.

1

Сначала ровно как на море, секстан и небесные светила. У штурмана даже был специальный купол сверху.

Над сушей - по ориентирам (на старых даже пассажирских самолетах было остекление носа, там то и сидел штурман).

Потом появились радионавигационные системы. Всевозможные радиомаяки (уже во Вторую Мировую активно применялись), а потом и LORAN/Чайка (начало - Вторая Мировая, ближняя), Омега/РСДН (дальняя).

При этом до сих пор военные готовы к отсутствию радионавигации. Самолеты имеют собственную Инерциальную Навигационную Систему и ее астрокоррекцию.

1

На БВ был вопрос в виде фото - на котором были изображены огромные стрелки на земле из бетонаю так эти стрелки указывали почтовым самолетам малой авиации маршрут полета

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID