Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
4

Почему нот семь?

Andrei [34K] более месяца назад

7 чудес света, 7 дней в неделе, 7 цветов в радуге. Кажется эта магическая цифра 7 всюду нас преследует!

Но чем определяется количество нот? Почему их именно 7? Что это - просто случайность или закономерность, продиктованная законами физики?

3

Пальцев на ваших конечностях не по семь штук?

У меня не семь. Магии не хватило. А у вас сколько и почему? С вами что не так?

Во-первых, не нужно усложнять. Не нужно пытаться разглядеть взаимосвязи там, где их нет, и строить теории заговора тоже не нужно.

Вот такая это "магическая" цифра.

Нет, цифра-то, конечно, магическая. Точнее, мифологическая.

Только цвета радуги тут - следствие. Всего лишь удобная условность.

Вот и в нотах это тоже всего лишь условность. Ведь в октаве-то целая дюжина полутонов. Это как бы во-вторых.

И то именно этих нот было шесть. Считайте:

Ut queant laxis

Resonare fibris

Mira gestorum

Famuli tuorum

Solve polluti

Labii reatum

Sancte Iohannes.

Так прикинул в XI веке Гвидо д'Ареццо. И лишь в XVII столетии Джованни Баттиста Дони заменил Ut на Do и добавил ещё одну ноту, Si. Это в-третьих.

В-четвёртых, возвращаясь к октаве, в которой 12 полутонов и нот по-хорошему тоже должно бы быть двенадцать - вспомним, что таков лишь равномерно темперированный музыкальный строй. И лишь в частном случае 12-ступенной темперации. Может быть 19, 20, 24, 31, 53 ступеней. То есть нот! А ведь бывают и другие строи.

Меньше - проще. Только и всего.

Оставьте физику в покое. Она незыблема. Постичь её можно рациональным сознанием. А мифологическое лишь искажает реальную картину. "Доказывать" что-то через ничем не подкреплённые сказки, ложные аналогии и т.п., делать из реальных данных мифические выводы либо пытаться втоптать науку в грязь, приписывая ей посторонние свойства и творить прочие махинации осознанно или неосознанно - быть тем самым голубем на шахматной доске.

Если бы всё было так просто, постоянная Планка была бы целочисленной, и это число тоже было бы "магическим". Не то что 6,626 070 15⋅10−34 кг*м2/с. И вообще бы всё было замечательно: ни в чём не нужно разбираться, главное увидеть элементы в том или ином "магическом" количестве, вуаля.

система выбрала этот ответ лучшим
Andrei [34K]
Я не почитаю цифру 7, но все таки почему в нотах "всего лишь условность" является 7?  более месяца назад
[пользоват­ель заблокиров­ан] [199K]
Немного математики для ступеней звукоряда, чтобы они были равны и между собой, и в других тональностях. Считать в пределах одного разряда, можно сказать, физиологически проще и быстрее. Поэтому 12 свели к 6 уже известным тогда обозначениям, остальные стали принимать за их повышения/понижения. Седьмую добавили позже как раз для "священного числа".
До, До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль, Соль#, Ля, Ля#, Си, До (уже другой октавы) - вот ряд полутонов. Видите, не обозначен ми диез, это уже фа. То есть между другими нотами интервал тон, а в данном случае полутон. И в конце, когда в другую октаву переходим. То есть так-то хватает и шести.
И, повторю, это, как и сам 12-ступенный строй - лишь договорённость, господствующая в данный исторический период развития музыки. Пускай и весьма удобная для работы. Бывало иначе. Как будет - неизвестно.
 более месяца назад
комментировать
4

Да мы знаем 7 чудес света, 7 дней в неделе, 7 цветов в радуге. но это же не природа, это просто задумка человека. Неужели 7 нот - дань традиции, некий красивый ход, на подобии остальных? Нет! На самом деле, если бы было 8 чудес света, 8 дней в неделе и 8 цветов в радуге, нот все равно было бы 7! И вот почему:

Каждому звуку соответствует определенная частота колебаний звуковых волн (а наше ухо приблизительно слышит звуковые колебания от 20 до 5000Гц).

По сути если Вы придумали какую мелодию, то можно просто записать частоты каждого звука, например:

И никаких заморочек с диезами, бимолями и басовым ключом. К тому же история говорит, что в древности не было строго математического описания звуковых волн. Да и не каждый набор звуков является приятной мелодией. Это потому что человеческий слух воспринимает приятными только определенные сочетания звуков.

Дернем верхнюю струну гитары "до" она завибрировала с частотой 260 Гц, но прикол в том, что в этом звуке присутсвовали вообще все ноты и "ре" и "ми" и т.д., это потому, что струна колеблется сложно:

Поэтому в звуке будет присутствовать не 1 частота колебания струны, а несколько, их назвали "гармоники" (или обертоны).

Таким образом, любой звук - смесь частот и в нем много нот, обратите внимание как соотносятся частоты соседних гармоник, при чем два звука с соотношением таких часто вместе звучат приятно. Соотношение между частотами называются интервалами:

А теперь, зная все это, попробуем разбить весь диапазон извлекаемых звуков на октавы и вот что будет:

И мы придем к "природной октаве", в ней помещается ровно 8 ступеней и если мы настроим музыкальный инструмент так что частоты в октаве будут соотносится также (хоты бы приблизительно) - это будет очень приятно звучать.

Так вот, издревле музыканты настраивали инструменты с помощью интервалов, т.к. они хорошо заметны на слух, они брали основной тон и таким образом нашли вот такую комбинацию:

ТАКИМ ОБРАЗОМ "7 НОТ" - это компромисс между естественной природной последовательностью звуков и возможностью точной настройки инструментов на слух! И очень долго 7 нот хватало для исполнения, но со временем люди захотели играть мелодии чуть повыше или чуть пониже и для этого понадобились промежуточные ступени, которые мы можем теперь увидеть в пианино.

В итоге, в октаве стало 12 ступеней, однако название есть только у 7 основных:

1

Правильно, нот - семь, то есть по названию их семь "до-ре-ми-фа=соль-ля-си". И так в каждой октаве. И верно, эти звуки отличаются по частоте в Герцах. Но если не включать в рассмотрение физику, и все эти частоты в Герцах, и то, что в одной ноте определённой высоты включены несколько гармоник разных частот, то музыкант даже голосом определяет почти точно до первой октавы и до второй октавы.

То есть - от до до до. Но как правильно было отмечено, но на самом деле не 7, а 12 - " до-до диез=ре=ре диез=ми" и так далее. Между ми и фа не диеза , вернее ми диез и есть - фа.Так же между си и до следующей октавы нет "чёрной клавиши", то есть "си-до.".

Почему так получилось. Скорее всего между звучащими до и до нужно было именно эти 12 звуков, которые показывают всю красоту миллиона мелодий.

А птицы слышат не 12 звуков, а больше. Но людям это не нужно. Им достаточно вот эти 12, а не 7 нот. И если кто-то споёт вместо до диеза ре, то фальш заметит любой музыкант, при условии, что в партитуре или мелодии написана - до диез.

7 нот это упрощённо говорят.

1

Осмелюсь заметить: в музыке семь основных нот. А всего их, как ни покажется кому-то странным, двенадцать.

Посмотрите на клавиатуру фортепиано. Мы увидим на ней несколько октав, в которых чередуются как белые, так и чёрные клавиши. Так вот в одной октаве именно двенадцать клавиш - семь белых и пять чёрных.

Если бы всё ограничилось семью, а не двенадцатью нотами, то музыка была бы примитивнее. И сыграть на таком инструменте, в котором в октаве было бы семь, а не двенадцать, нот, можно было бы очень немногое.

Andrei [34K]
Так и нет ответа почему...  более месяца назад
Инкогнито
 нет ответа на вопрос  более месяца назад
Сергей МИДИмэн [115K]
Потому что их 12, а не 7.  более месяца назад
комментировать
0

Музыкальная нота это звук определённой частоты. В теории современной музыки принято считать 7 нот, которые имеют самостоятельные названия: в порядке возрастания частоты звука это: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Коэффициенты отношения частот соседних звуков (интервалы) не одинаковы. Интервал между нотами Ми и Фа равен 1/2 ,а интервалы между До и Ре, Ре и Ми, Фа и Соль, Соль и Ля, Ля и Си равны 1/4, т.е частота ноты До вчетверо меньше частоты ноты Ре и т.д. Но для гармоничного, приятного для человеческого слуха звукоряда, все интервалы должны быть одинаковы, равными 1/2. Поэтому интервалов не 7, а 12. У этих четырёх звуков нет самостоятельного названия. Их называют и обозначают с помощью знаков повышения (диез) или понижения частоты (бемоль). Например звук между До и Ре может обозначаться До-диез или Ре-бемоль. Можно было всем нотам дать самостоятельные названия, но исторически сложились такие названия. Поэтому 7 нот - это дань традиции и мистическому отношению к числу 7, а каждый интервал равен корню 12 степени из 2 равный примерно 1,06... В СССР по радио передавался звук Ля для настройки музыкальных инструментов частотой 432 Гц, это 8-ая нота,тогда частота ноты До равна около 432/1,06^8=270 Гц. .

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID