Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
3

Как объяснить в Фаусте наличие пантеона богов в то время, как бог один(см)?

ВопросОтвет [27.7K] 2 месяца назад

Как объяснить упоминание бога-творца с богами греческой и римской мифологии в трагедии Гете "Фауст", при том, что доктор Фауст жил в христианском мире (празднование пасхи), а Мефистофель в начале трагедии говорит с богом-творцом, а потом увлекает Фауста в мир других богов?

То есть, какая связь между христианским (иудейским) единым богом и пантеоном римских и греческих богов, а так же другими персонажами мифов: дактели, ламии, фурии, грации, сфинксы и т.д.?

2

Художественный замысел не всегда делает свое объяснение возможным, да и редко нуждается в нем. С другой стороны у Гете все более или менее логично. По условиям сделки, перед тем как Мефистофель получит душу Фауста, сама душа должна получить от него, все, что ей угодно.А ей было угодно оказаться в античном мире. И не в античном мире, когда-то существовавшем в реальности, а в том античном мире, который Фауст знал из мифов и трагедий. А этот мир был заполнен богами, актуальными на момент появления мифов и трагедий, и тех богов, которые были к этому времени объявлены жрецами богов победителей демонами и прочей хтонью.

Безусловно, некоторая эклектика, но эта эклектика гармонична в отличие от ситуации, когда православный крестный ход встречается с эстафетой языческого олимпийского огня у так называемого вечного огня (светский культ с зороастрийскими корнями).

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
12

Сюжет с доктором Фаустом достаточно старый. Гете не был первым, кто решился написать свою версию Фауста.

Я считаю, что появление античных богов в Фаусте связано напрямую с эпохой Просвещения в Европе, в духе которой старался писать Гете свое произведение.

Эпоха Просвещения в очень большом смысле опиралась на античность. Все зачатки философии она взяла для себя из трудов античных философов.

Надо еще не забывать, что Гете разделил Фауста на 2 части. В одной части Фауст совершил все свои приключения в реальной жизни.

Суть спора Бога и Мефистофеля за душу Фауста в реальном мире как будто склонялась в сторону ада и Мефистофеля.

Но далее Гете, как человек, который верил в Просвещение, дает Фаусту еще один шанс.

Теперь он путешествует внутри своего собственного духовного мира. Гете отстаивал ту мысль, что все совершенное в духовной жизни так же важно, как и то, что было до этого в реальной.

Потому что душа должна попасть в рай или ад не по совокупности поступков, а по совокупности всей жизни - как духовной, так и физической.

Я напоминаю, что это был вердикт Гете, а не христианства.

Как поэт, он наверное жизнь души считал даже более яркой и реальной, чем обыденность. И наверняка сам доктор Фауст был для Гете более родной, выпуклой и яркой фигурой, чем какой-нибудь сосед за углом, с которым он каждое утро встречался. И т.к. сам Гете высоко ценил эту созданную им жизнь, которую благодаря ему попереживали тысячи читателей, то и Фаусту он так же уготовил такую же жизнь.

Всю вторую часть надо воспринимать как путешествие духа внутри собственного сознания, и поступки в этом путешествии так же ложились на чашу весов в судьбе Фауста.

Вот в чем смысл появления античных богов и других мифологических существ. Они олицетворяли что-то внутри самого Фауста. И чтобы понимать что именно и почему, человек должен очень хорошо знать античную мифологию, и какие назидательные вещи она в себе несла.

А что это выражено в античном духе - это уже заслуга самого Гете, для которого античность многое значила.

Она позволяла в простом виде развертывать какие-то духовные вещи перед своим внутренним взором.

3

Другие боги, то есть пантеон греко-римских (а это практически одно и то же) богов, да и прочие компании - германские, нормандские, славянские и далее везде - это ведь не настоящие боги. Несмотря на всю их мощь, на все их запредельные возможности, истинными божественными чертами они не обладали (всемогущество, всеведение, истинная мудрость и т.д.), но обладали практически человеческими характерами - склочными, мстительными, алчными.

И, самое главное, эти боги жили в мире, сотворенном не ими, до них, и вообще неизвестно кем. Они и между собой враждовали, мирились, изменяли и предавали.

Такие боги хороши, чтобы списывать на них все несчастья и неудачи, приглашать их в помощь героям и создавать мучеников. Однако для оправдания и обоснования власти они мало подходят.

Вот тогда-то и появилась идея монотеизма (все же не до конца, Троица оставили), плюс идея Творца, чтобы закрыть все вопросы, в том числе и вопросы с мировыми законами и правилами. Коли мир сотворен высшим божеством, то не вызывает никаких споров и сомнений, что и все в мире от него, в том числе и власть земная. А прежних богов надлежит изгнать в горних высот, оставив им сказки и мифы.

Однако, похоже, во времена Гёте и Фауста христианская религия еще не настолько укрепила свои позиции и прежние боги остались не только в воспоминаниях и мифах, но и в текущей реальности, может быть, не как альтернатива христианству, но как что-то достаточно равнореальное, параллельно существующее, еще вовсе не забытое и не изжитое из верований и ритуалов.

Так что, может быть, в самом деле еще рановато отпраздновали два тысячелетия с момента становления "Новой религии", как бы ей и пятисот лет не набралось.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID