Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

Как писать колыбельную?

Май2017 [16.2K] более месяца назад

Вот как раз то, что вы сразу решили посоветовать и не нужно.

Я должен пояснить. Поэтому прежде прошу выслушать.

Ни одно начинание в искусстве, видимо, в такой чудовищной мере не обязано существованием штампов и процветанию стереотипов, как написание колыбельной (стихи для песни) и, также, новогодней песни или рождественской.

Вот они здесь, слова и мысли, которые в данном деле штампы стереотипичного мышления:

"баю-баюшки-баю", "ай-люли", "закрывай скорее глазки", "спать пора", все давно уже уснули", "луна глядит в окошко", "кроватка" "подушка", одеяло", "котик уже спит", "в небе звездочки зажглись", "поёт сверчок", "мотылёк летит", фиалки ароматны" и др.

Существование такого подхода оправдывают мыслью о том, что колыбельные песни - для малых детей, им, мол, пока такие слова и нужно говорить.

Однако, предлагающие "лучшие" образцы колыбельных песен на Ютубе, или где ещё, игнорируют тот факт, что в этих образцах - современный синтезаторный звук в аранжировках, электронные эффекты и поются они подчеркнуто вокально, а не шепотом. То есть, я хочу сказать, что надо быть честными, колыбельная песня пишется не только для деток, но и для взрослых людей. И её поэзия должна радовать и человека имеющего достойный вкус взрослого человека, раз уж мы её аранжируем. А то было бы достаточно спеть маме у люльки акапелла (без музыкального инструмента сопровождения).

Хотелось бы узнать, какие новые темы ли, мысли ли, метафоры ли, образы ли вы могли бы предложить, поработав фантазией, без которой не бывает творчества, для сочинения колыбельной (речь о стихах), ответ, кроме философии на поднятую тему и подсказок, не исключает здесь и ваших сочинений.

Я не добавляю ту же проблему Новогодних и Рождественских стихов отдельным вопросом, но по ней предлагаю отвечать в этом же вопросе.

Штампы новогодней и рождественской тематики: "ёлочка", "огоньки горят на ёлочке", "дед мороз", "снегурочка", "поздравляем", "желаем", "подарочки принёс", "водят хоровод", "снег кружится".

Совсем обойтись без некоторых слов, конечно, не выйдет. Но можно пофантазировать и употребляя их? В искусстве ведь, так сказать, главное не "что", а - "как"? Сами-то слова не виноваты?

Самый простой способ явить что-то свеженькое - начать КВН-ить. Прошу этого не делать.

3

Если это колыбельная, то как же обойтись без слов "засыпать", "закрыть глазки" и т.д.? Мы ведь поем ребенку. Я, например, придумала музыку к стихотворению Бориса Заходера "Сказочка" и пела такую колыбельную своему внуку. Очень красивые слова. Сама в детстве обожала этот стих. Ну, а если что-то сочинить, глядя на рисунок, который Вы разместили, то можно так:

Кот на дудочке играет

Нам, мурлыча, напевает

Может, сказку он поет

Голубой, волшебный кот.

Он споет нам про избушку,

Про невиданну зверушку

И расскажет, как Кащей

Прячет злато от людей.

Если в сказку попадем,

Там мы котика найдем

Ляжем рядом на подушку

И погладим ему ушки.

"Мур-мур-мур" мурлычет котик

Вы погладьте мне животик

А я сказку вам спою

Чтоб не спали на краю.

3

Задача интересная, не очень простая, можно попробовать. Строго не судите....

Ночь стелится темным ковром

Земля покрывается сном,

Повсюду становится тише,

Луна в небе ярче и выше...

Ночь стелится темным ковром

Мы тоже скоро уснём

И ангел, что нас охраняет

Приятных снов нам желает!

Ночь устлана мягким ковром,

И мы под надежным крылом.

Спокойствие, нега и ласка

Окутала сладко нам глазки...

2

Сделаю попытку усовершенствовать с бОльшим духом авантюризма (с большей фантазией) любезно предложенное некоторыми отвечающими здесь. Мои варианты - не претендующие на полное совершенство наброски.

Речь о методе.

И предлагаю ссылку на вопрос одного пользователя БВ - вопрос, который может помочь лучшему осознанию поставленной задачи в этом вопросе.

Ему кошка подпевает,

Песню слушают котята

И все малые ребята.

Баю, баю, мур, мур, мур,

Этот котик - трубадур.

Котик сел за пианино,

Песню слушала Мальвина,

Кошка сделала всем чай,

И сказала: баю-бай,

Баю, баю, мур, мур, мур,

Этот котик - трубадур.

Кот играет на баяне,

Запрягает кошка сани,

Не пугай котят сова,

ПуховАя голова.

У нас котик - трубадур,

Баю, баю, мур, мур, мур...

~

И весь он из света луны.

Есть речки узоры на нём -

От тихо бегущей волны.

И сны видит лес на ковре,

Он словно, большой спящий кот,

И только лишь пёс в конуре

Большую кость молча грызёт.

Ах, что за чудесный ковёр!

Нас ночь удивит красотой,

Украшен небесный простор

Большою красивой луной.

~

Некоторые пишущие стихи понимают бОльшую фантазию, как привнесение большего числа персонажей или большей атрибутики на сцену театра стихотворения. Например, если есть "солнце", то упомянем ещё и "облако" - и, якобы, это и есть - больше фантазии, а если добавить ещё и "ветер", и "луну" - это, якобы, и ещё лучше.

Метод неверный. Как надо:

Фантазия ваша заключена в том, что вы можете сделать с одним атрибутом, насколько вы способны варьировать. Не удаляясь от одной темы или мысли, или слова. Это метод фуги.

Кто разбирается, что такое фуга, понимает: это вариации одной единственной мысли. Кстати, Бах это лучше всех людей понимал и делал. В стихотворчестве это хорошо знали сочинители сонетов и других старинных твердых форм.

Теперь главное. Как бы ни шокировало заявление (хотя, не утверждаю, что сие истинно на сто процентов):

Те, кто хочет писать с фантазией - должны прогнать самовыражение.

Самовыражение есть, как бы, антоним фантазии. Если вы хотите фантазии, надо отказаться от себя. Фантазия - это не вы, это не ваше "эго - я". Фантазия - это то, что вне вас, неизведанное.

Метод состоит, как хорошо понимал это Владимир Семёнович Высоцкий, в способности и желании погружения во взятую тему ("Як-истребитель", "Дальнобойщик" и мн. мн. мн. др. его тем), а совсем не в выплеске эмоций недозревшей личности.

Второе. Хотя это требование первичней первого.

Некоторые скажут, что, мол, если писать по этому принципу, стихи выйдут "сухие", от разума. Я не буду спорить с такими людьми, у которых критерий "нравится-не нравится", а поступим практичней.

Фуга или не фуга, но певучесть строки - всегда было первым требованием к ней.

Оттого и первая проверка состоит в том, можно ли это спеть - в смысле - легко ли на это придумать мелодию (а то, по нынешним временам за пение или песню принимают невесть что - лишь бы самовыразиться). Здесь тайна - если этого добиваться, то фантазии не понадобится, всё выйдет само собой хорошо.

Sladost [16.8K]
Май вот вы просили без баю баюшки баю. А сами написали. Ставя условия вы отпугиваете людей писать вам ответ. Я не люблю когда ставят условия. Светлячок - новичёк правильно написала. Давайте не ставить условия, больше людей напишет и вы выберете то, что считаете нужным, по вашей душе.  более месяца назад
Май2017 [16.2K]
Но я же писал в вопросе, кроме прочего:
"Совсем обойтись без некоторых слов, конечно, не выйдет. Но можно пофантазировать и употребляя их? В искусстве ведь, так сказать, главное не "что", а - "как"? Сами-то слова не виноваты?"
И люди любят разное, и люди бывают разные. Я не буду угождать ради ответов и голосов.
 более месяца назад
комментировать
2

мне кажется, главный смысл колыбельной все так в усыплении слушателя.

то есть вся эта певучесть, как и слова про закрытые глазки и прочее ставят целью этого слушателя сперва расслабить, а потом отключить.

если колыбельная будет иметь некий интересный сюжет в тексте или упоительность в мелодии, слушатель не заснет, даже если раньше и сам собирался. он будет слушать, следить за развитием событий, получать наслаждение от процесса и сон его как рукой снимет.

поэтому, при создании колыбельных, по моему мнению надо следовать некоторым правилам.

сюжет должен быть предсказуемым и примитивным. мелодия простой, и доступной для исполнения даже человеку без слуха и голоса, события в тексте должны внушать мысль о том, что мир это спокойное болотце, хочешь встретиться с интересным, поторопись заснуть. все интересное только по ту сторону реальности.

можно обойтись без слов, просто тихо и монотонно мычать в ухо усыпляемому.

а можно и без музыки, одними словами, что хорошо знают те, кто пробовал перед сном читать капитал карла маркса или инструкцию написанную человеком полностью оторванным от жизни (а авторы инструкций, как правило, все такие, можно использовать как снотворное абсолютно любую, не промахнетесь).

таков мой взгляд на предмет обсуждения.

итак, хотите написать колыбельную, напишите или простую спокойную монотонную мелодию, или текст, в погоне за постижением смысла которого мозг предпочтет погрузиться в собственные иллюзии.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID