Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
3

Автору картины "Святой Матвей и ангел", почему ему не прибавилось святости?

N-star [50K] 1 неделю назад

Эту картину итальянский художник Гвидо Рени (Guido Reni, 1575−1642)

писал с 1635 по 1640 год.

Картина настолько реалистична, что персонажи кажутся живыми.

И как, художник писавший такие святые картины - вдруг стал игроком?

Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант

Особого внимания также заслуживает картина «Святой Матвей и ангел»,

над которой художник работал около пяти лет в уже зрелые годы своего творчества.

Мальчик на ней – это ангел, который диктует Матвею Евангелие.

«Тесная» композиция говорит о духовной близости героев этого полотна.

Стоит заметить, что Матвей в исполнении Гвидо Рени воспринимается как живой человек

с эмоциями и чувствами, что было новым подходом в изображении святых.

6

Картина притягивает живостью и взволнованностью.

Ангел и Матвей внимательно смотрят друг на друга, стараясь правильно передать, понять и принять Евангелие. Они работают на одной волне. Происходит сознательный акт великого таинства – передача сокровенного знания посланником Бога земному человеку.

В православии считается, что частица Святого духа вкладывается в человека при крещении. В дальнейшем верующий с помощью Божьей благодати развивает в себе святость. Святость, как и истина, это не что-то полученное один раз и застывшее. Это постоянное упорное постижение на жизненном пути. Божья благодать нисходит на подготовленного, того, кто готов её принять.

Матвей в своем устремлении готов. Но и ему еще много надо потрудиться посветлевшей седой головой, много страниц книги написать, наполняя душу благодатью. Картина пронизана живой трепетностью и на темном фоне мерцает проявляющаяся благодать – признак святости.

Вряд ли талантливый художник хотел стать святым. Он писал, зарабатывал деньги и любил жизнь, это видно по картине. Художнику Матвей интересен прежде всего как человек в познавательном действии, имеющий внутри созревший эквивалент понимания сложного. Жаль, что Гвидо Рени стал игроком, но, видимо, такова была его натура. К тому же он замечательно играл красками и мазками на своих полотнах.

5

Для святости нужно не картины писать, а молиться, поститься, думать о вечном, трудиться и изучать Слово Божье. Иконописец, которому предстоит новый проект, часто особо готовится к этому трудовому событию, подготавливаясь духом, прежде чем возьмётся за кисть.

Что до светских живописцев, какими великими они бы ни были, это обычные люди, изображающие других людей. Ну что им было поделать в XV-XVII веках, когда интерес ко всему человеческому был особо высок, а главными заказчиками были лишь знатные господа да церковь? И тем и другим подай эпичненько да монументальненько. И если богатый заказчик для частных покоев ещё может голую бабу возжелать (от художника - в виде картинки на холсте), и её можно подать под видом "мифы древней Греции", то официальная организация, каковой была католическая церковь в те времена, особого простора для сюжетов не оставляла - библейские да житийные сюжеты.

На картине Гвидо Рени, если не заметить крыльев, вовсе не апостол с ангелом, а ситуация, описанная Маяковским:

И всё. Разве что вместо бородатого (по последней нынешней моде) отца можно представить дедушку.

Примерно на 15 лет ранее к той же теме обратился Франс Халс. За давностью веков и связанных с этим фактором химических процессов в красках крылья у его ангела слились с тёмным фоном. И это спасло картину в эпоху воинствующего государственного атеизма, когда тетралогию Св. Евангелистов викинули из немецкой кирхи и разбазарили, разворовали... О краже Св. Луки сняли детектив (весьма отдалённый от реальных событий), но о судьбе этой серии портретов можно написать не один, а пять романов, начиная с того, как корабль, на котором купленные полотна путешествовали из Нидерландов в Россию, сел на мель и начал тонуть... И о том, к каким ухищрениям прибегли воры, вывезшие Св. Иоанна и Марка, можно было бы снять отдельные передачи... Оба сейчас далеко за границей, а оставшиеся Лука и Матфей - в Одессе.

Картина "Св. Матфей" считалась работой неизвестного русского живописца XIX века, и никто не видел в ней "церковной тематики", пока уже после войны советский искусствовед Ирина Линник не обнаружила её в запасниках и не рассмотрела внимательно. Простой зритель, не вооружённый аппаратурой с инфракрасным и ультрафиолетовым излучением, видит на ней именно то, что хотел показать Халс: милое дитя и древнего деда. Один любопытен, другой мудр, преемственность поколений, ода жизни, напоминание о том, что всё конечно. Это очень человечная картина, но ни её создание, ни её рассматривание святостью не заряжает.

Франс Св. Матфей

Светская картина на религиозную тематику - отнюдь не икона. Создание церковной утвари или покраска забора вокруг храма сами по себе не отличаются от работы на фабрике ИКЕА или покраски собственной дачи.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID