Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
0

Какую роль играли ритуальные куклы у народов ханты и манси?

YurahaU [80.2K] 2 года назад

Какие ритуальные куклы делали эти народы!?

3

У родственных народов севера ханты и манси в традиционной культуре ритуальные куклы играли довольно таки значимую роль! Причём не только в охранно-погребальном обряде, но и в воспитательном процессе... Они собой олицетворяли миниатюрных людей и в различных магических церемониях принимали непосредственное участие.

Кукла "Акань".

Эта тряпичная кукла по размерам была не больше ладони и шили её исключительно из лоскутков новой ткани, с помощью которой формировалась фигура человека. Как такового лица у этой куклы не было, так как считалось, что если сделать "акань" рот, нос и глаза, то она будет приносит хозяину один вред, потому что обретёт с лицом душу.

Иной раз ханты и манси при создании этой куклы использовали шкурки водоплавающих птиц и даже клювы! Таких кукол украшали вставками из меха и полосками цветной ткани. Чаще всего такие куклы служили в качестве оберега, причём использовали клювы разных птиц, в зависимости от того, кому этот талисман предназначен. Например, мужчине и женщине - клюв гуся и гусыни, невесте - клюв уточки, а шаману - клюв лебедя.

Запрещалось давать кукле имена живых членов семьи, чтобы ненароком не связать их судьбу с куклой!

Кукла "Иттарма".

В ритуальной практике народов ханты и манси был обычай делать специально предназначенную безликую куклу, которая бы олицетворяла скончавшегося человека естественной смертью. Хранилась она обычно в доме покойного, а называли её "иттарма".

Кукла по сути была вместилищем души усопшего, являясь своего рода посредником между отправившимся в мир иной членом семьи и его живыми родственниками. Мастерили "иттарму" из металлического, либо деревянного остова, который наряжали миниатюрными вещами, образуя тем самым туловище, голову и лицо.

Этот своеобразный прообраз мертвеца клали в специальный короб в котором хранились вещи покойного, например, табак или нож, поэтому кукла становилась в различных семейных событиях полноправным участником! На застольях кукла присутствовала всегда, занимая место ушедшего из жизни члена семьи. Для неё каждодневно готовили пищу, целовали, ложили спать, короче говоря, берегли и обращались с ней, как с обычным человеком.

После истечения времени траура по усопшему (по мужчине - 5 лет, по женщине - 4 года) куклу, которую клали в специальный берестяной ящик, могла ждать разная судьба... Одни хоронили её, другие относили в лес, третьи сжигали, а четвёртые помещали в возвышающееся на могиле усопшего сооружение. Также у некоторых манси была традиция убирать на чердак обрядовую куклу до появления новорождённого в доме, который был бы с ней одного пола. Зачастую "иттарму" старейшин или других уважаемых мужчин, которых было принято считать покровителями семьи, духами, хранили в переднем углу жилища на полочке в специальном сундучке, там же где находились другие святые реликвии.

Кукла "Ура".

Ещё одна ритуальная кукла северных народов, которую делали в честь тех людей, которые покончили с собой самоубийством или вследствие алкогольной зависимости.

"Ура" изготавливалась, в отличие от предыдущей куклы, без жёсткого каркаса, у неё не было головы, а рост её был в 1,5-2 раза больше (27-50 см.). Делали её лишь из предметов одежды, а вместо ног вставляли меховую обувь.

Кукла "ура" хранилась в специальном амбарчике, который называется "ура-хот" и возводится над могилой суицидника. Амбарчик этот представляет из себя прямоугольный сруб, примерно со сторонами 50 на 70 см., его сверху накрывают двускатной крышей и даже делают дощатую дверь.

Кукла в своём "домике" клали на кусочек из оленьей шкуры, предварительно обмазав "ура" кровью жертвенного животного. Кроме того, клали рядом с ней различные предметы, которые были связаны с покойником (вещи, спички, табак и т.п.), а также предназначенные для богов дары.

В дни поминовения люди навещали своих ушедших в мир иной родственников, открывали у амбарчика дверь и стучали ей по стенке, тем самым вызывая дух умершего. Потом стенку "ура-хота" целовали, здоровались с "ура" и перед ней ставили еду и питьё в специальных сосудах. При этом до полного истлевания куклы брать её в руки запрещалось!

Кукла "Пор нэ".

Помимо ритуальных кукол, у народов ханты и манси имелись особняком стоящие игрушки-страшилки, называемые "пор нэ", которые собой олицетворяли своего рода местную "бабу-ягу"! Изготавливали их из колючих веток, которые обматывали уймой мелких лоскутков. У этой куклы не было сколько-нибудь заметных антропоморфных черт, была она своего рода вместилищем для негатива, из-за чего делали её тайно. Родители своим детям запрещали мастерить "пор нэ", хотя те довольно часто их ослушивались, так как с помощью данной куклы можно было к другому человеку выразить своё отношение. Так как в обществе ханты и манси матерная брань порицалась, то оскорбить друг друга можно было, если подбросить эту куклу-страшилку своим недругам!


Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация