Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
3

Эскиз Маковского 1900 г. общего мнения о нём нет как определить сюжет (см)?

N-star [49.8K] 2 месяца назад

Художник: Владимир Маковский "Освящение публичного дома" 1900 год.

Эскиз находится в Санкт-Петербурге, в Государственном музее истории религии.

Остался только эскиз, в картину замысел художника не перевоплотился.

Даже названия эскизу художник не оставил. Название ему дали позже.

На одном из творческих форумов, я получила кучу минусов за своё мнение о сюжете.

А что видите Вы, на эскизе?

О чём хотел сказать художник?

4

Процесс освящение Церковью понимается как совершение обряда, особого молитвенного и песнопевного чередования, окропление святой водой с призывом благодати Святого Духа для освящения корабля, квартиры, дома, рабочего места, различных предприятий, в том числе торговли, автомобиля и т.д.

С точки зрения здравого смысла это нонсенс. Вертеп, обитель греха, Содом и Гоморра освящаются ради процветания данного бизнеса.

И тем не менее это происходит. Что же должно твориться с участниками этого действия?

Маковский предлагает нам свой сценарий, как опытный бытописец и мастер композиции выстраивает мизансцену.

По мнению художника, участницы и сотрудницы секс-индустрии должны были испытывать раскаяние в разной степени силы и искренности.

Девушка в белом, как главная фигура на переднем плане, очевидно являет нам высшую степень. Это чувство столь сильно, что причиняет ей почти физическую боль. Потому она спрятала свои переживания от чужих глаз.

Поскольку это эскизный набросок, то другие степени раскаяния, или наоборот, утверждения в грехе, были бы проработаны автором позднее на большом полотне.

Гениальная композиция: темный мир разврата рассекает золотой луч милосердия и спасения.

Мерзость запустения как на предметном, так и на ментальном уровне вдруг нарушается хрупкой фигуркой в белом, молитвенно осеняющей себя крестным знамением. А потому теплится надежда, что не все здесь совершенно пропащие.

Девушка пела в церковном хоре...

А.Блок

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
7

Несмотря на то, что я учусь в художественной школе, но я впервые узнала об этой картине.

Художник Маковский- это один из передвижников.

Но я долго смотрела на картину, чтобы понять - то ли Маковский как порядочный человек никогда не был в публичном доме, то ли наоборот, не слишком знает как освящают дом.

На переднем плане картины комната, в которой не убрали следы от какой-то оргии. И девушка в ночной рубашке как будто только что вышла от клиента. А на переднем кресле лежит цилиндр мужчины. Значит, где-то внутри есть еще ее клиент.

Это невозможно. Картина - образец фантастики.

Во время освящения любого здания в нем прекращается работа. Тем более такая, как в публичном доме. Во время освящения не должно быть посторонних, а только те люди, которые связаны с этим домом, т.е. проститутки и их мадам. Ну, возможно что лекарь и швейцар.

Причем мужчины должны быть без головного убора, а женщины - повязать платки, даже если все они Марии Магдалины до раскаяния. Оголенные плечи тоже закрывают.

До этого никакой священник не станет освящать дома.

Поэтому картина мне видится как какая-то фантастическая, воображаемая. Может быть художнику знающие люди объяснили как он неправильно все изобразил, вот он и не стал уже переходить от эскиза к картине.

Теперь, что же имел в виду художник?

Что это нереальность, мы уже поняли. Но что обозначали образы?

Девушка в сорочке не смеет подойти туда, где есть икона. Она чувствует себя запятнанной. Она не готова встретиться с Богом. Но все же ей хочется услышать молитву освящения и она жадно прислушивается.

Большинство женщин стоят и просто исполняют обряд. Они не ощущают стыда, они вполне респектабельные сами для себя. И только одна девушка при виде иконы упала на колени и плачет. Потому что в ней не умерло чувство стыда и ощущение неправильности своей жизни.

Она просит Бога ее простить.

Кто знает, может быть она и уйдет от этой жизни, художнику хочется верить в это.

Священника и Церковь художник хотел бы заклеймить. Как и другие передвижники - он обличитель.

В данном случае он обличитель Церкви.

Художник считает, что это неправедное дело - освящать публичный дом. Это нонсенс.

Честно говоря, я с ним полностью согласна.

Это ближе к однополым бракам в Европе, которые сейчас пасторы обслуживают, чем к православию.

Я не знаю, освящали публичные дома в принципе или нет?

Если освящали, то священники сами совершали при этом грех.

Батура [83.2K]
До революции платки только простолюдинки носили, как символ своего класса, барыни (а проститутки видимо считали себя таковыми) никаких платков не повязывали в церкви. Художник наверно получше вас был осведомлен, что и как было принято в то время, когда он жил.  2 месяца назад
Птица незванная [34.8K]
В Храме с непокрытой головой женщина никогда не могла находиться. Но вы правы в том, что если проститутки считали себя барынями, то они обязаны были надеть кружевную шаль или шляпку. Вместо спора я предлагаю спросить об этом любого священника и он вам разъяснит эту позицию. Я об этом знаю точно, т.к. на одном из занятий по живописи обсуждался вопрос церковного сюжета. Освящение дома приравнено к церковной службе.  2 месяца назад
комментировать
6

Не сразу обратил внимание на некоторые детали, но с подачи некоторых критиков-искуствовед­ов, обнаружилась зоркость и проницательность:)

А теперь, я попытаюсь изложить уже переосмысленное, а значит личное мнение, но на базе заключений специалистов. Итак:

Как обнаруживается, главное действие картины (или эскиза) происходит на дальнем плане, а именно - освящение публичного дома. Еще в 19 веке, подобные богоугодные места были взяты под государственный контроль в лице врачебно-полицейских надзорных органов, дабы не распространять сифилис, и возможно, не растлевать христианское общество, в угоду его будущего, а также, и в угоду сохранения незыблимости самодержавия. Известно также, что в Российской империи церковь не была отделена от государства, а значит, и она стояла на страже государственных интересов, являясь одним из государственных институтов.

Однако, вопрос: Мыслимо ли само подобное участие церкви в процедуре освящения дома терпимости? Ответ: "Мыслимо, когда церковь прогнившая и лицемерная, о чем в своих произведениях упомянали, например, Пушкин, Гоголь и Островский".

Но вот что интересно, почему главное действие сюжетной линии отражено на дальнем плане (это уже мое личное переосмысление)? На мой взгляд, здесь показано не только смешение низкой точки греховности и "высшего проявления духовности" как общее социальное падение. Здесь иллюстрируется глобальное падение обющества, его нравов, а в лице проституток как "жертв общества", как некий символ этого падения, иллюстрируется контраст судеб падающих в общую яму, ибо маассовое падение - есть глобальная катастрофа, деградация и самоуничтожение общества, собственно, цивилизации. Именно такой посыл, возможно, вложил художник в сюжет, выдвигая на первый план разные характеры девиц, с различными историями судьбы, отразившимися в их эмоционально-душевно­м состоянии. На дальнем фоне демнострируются характеры прожженных дамочек, морально падших и плывущих по течению грехопадения с осознанием и смирившимися с суровой реальностью. Ближе, мы наблюдаем детскую наивность, состояние страха перед Божьей карой, а также, искреннее, возможно полное покаяние.

5

По правде говоря, лично я представляю так, что если уж проституцкий дом решились освятить,

то это неспроста. Может быть жительниц публичного дома замучал полтергейст или еще какая-то дьявольщина?

Этим и объясняется То, что священника вызвали на скорую руку, ночью, повсюду не убрано, а женщина полуодета.

С моей точки зрения, таких женщин может привести к Богу и искреннему раскаянию

только столкновение с чем-то противоестественным, не имеющим никакого разумного объяснения.

Вот почему одна из них стоит в ужасе на коленях и молится вместе со всеми.

А что? Ведь если Николай Васильевич Гоголь написал "Вий" и "Вечера на хуторе.." с чертями,

ведьмами и прочей нечистью, то почему Маковский не мог написать картину с мистическим подтекстом?

Может быть он рога черта не успел дописать, эскиз как-никак!

1

Как Христос пострадал, когда вошел в публичный мир (в наш мир), так и в этой картине я вижу тот же сценарий. Девушка в черном на коленях, ее ударили. Видимо она вошла и обличила одну из тех девушек, которая стоит и прячется за занавесью. Но при этом видится печаль в ее глазах, словно она этого не хотела, но это единственный способ ее заткнуть. Судя по обломкам, которые на полу, можно сказать, что чем то тупым ударили по голове женщины в черном. И интересно то, что никто не бежит помочь ей или спросить как она. На женщину в черном надменно смотрят другие женщины, тем самым художник показывает насколько в человеке остывает любовь к ближнему, когда человек купается в своих страстях, как червь в навозе, доходит до бесчувствия и безжалостным. И как на Христа взирали и никто не помогал, так же и здесь. Христос пролил кровь чтобы освятить наш мир, но пострадал, так же и это женщина на черном пострадала, чтобы освятить публичный дом обличительными словами. Я бы многое мог сказать об этом, но думаю и так ясно!

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID