Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
11

Отличие абстрактного мышления от логического в чём?

Ира любительница длинных ответов [35.4K] 1 неделю назад

Мне не интересен механизм о левополушарных и правополушарных индивидах и их мышлении. Оставьте свои ответы на эту тему для других вопросов.

Как мыслит женщина или мужчина, я не хочу знать.

Я хочу знать на конкретных примерах данное отличие. По типу: дано то-то. Логик объяснить это так, а абстракционист этак.

Или предмет живописи, скульптура, художественное произведение, игрушка куклы, например, (та же скульптура, но для ребёнка) ЛО получит не тот вопрос у которого больше лайков, а тот который будет наиболее правильным.

P. S. Меня мало интересуют ответы-отписки в пару строчек. Сами не хотите зарабатывать и другим не даёте? Мне нужны качественные ответы, которые раскрывают мой вопрос. Приветствуются более 400 знаков без пробелов. Картинка, иллюстрация для пояснения, желательна. Не втыкайте картинки более 600 точек от максимальной длины стороны. У вас быстрый интернет? Пожалейте тех у кого медленный или лагает.

И так вопрос: «В чём принципиальное отличие логического мышления от абстрактного на конкретных примерах»

бонус за лучший ответ: 15 кредитов хотите увеличить?
вопрос поддержали: Бакса 8 кредитов
9

Ира,

решил вам ответить, чтоб прояснить ваш вопрос.

Мышление непонятно юзерам, поскольку это - сложная материя.

Для начала будем исходить из того, что живое конкретное мышление дается таланту в миг вдохновения.

Оно несет полноту счастья и открытие неизвестного - вот она, «Эврика!» Архимеда.

Когда талант хочет передать свое открытие другим, он использует слова и понятия, термины.

Вот это изложение открытия словами-понятиями принято называть абстрактным мышлением, но

по сути мышления в нем нет, потому что нет нового и нет вдохновения.

Логическое мышление - частный случай абстрактного, когда

открытый талантами материал заталкивается в логическую схемку.

Само по себе мышление не может логичным, потому что мысль - жива, а логика мертва.

Мышление - интуитивно, те. соединяет все логические противоположности.

Простой пример живого мышления - рост растения:

все его части гармоничны в целом, мы любуемся миром растений.

Минералы тоже имеют ум и мысль, и не зря женщины любят камешки.

Большинство людей не мыслят, поскольку для творчества нужна мощная энергетика и

ясное сознание, а большинство дремлет на ходу под гипнозом бытовухи.

Лучший пример мышления - это музыкальное мышление:

оно свободно от привязки к материальной фигне и

наиболее близко к божественной мысли духа.

7

Абстрактное мышление - это свободное (вольное) мышление, не привязанное к каким-либо конструктам, выверенным системам и определенному алгоритму суждения. Абстрактно - это мыслить вообще, основываясь на предположениях, порой абсолютно нелогичных, абсурдных, из категории фантастики, или даже, фэнтези. Это конек тех, у кого развито воображение, кто может продолжать пытаться рассуждать, даже при максимальном количестве неизвестных переменных. То есть когда нет данных, и знаний и опыта недостаточно для поиска ответа, то включается абстрактное мышление - человек абстрагируется от всех канонов, правил, догм, стереотипов, законов, дабы постараться увидеть то, что невозможно бывает увидеть несвободным логическим мышлением. И только после такого "вхождения в нирвану", можно затем всю эту "галиматью" преобразить в некий вывод (умозаключение), где наступает очередь логического суждения.

Так, ярко выраженным абстрактным мышлением (наравне с дедуктивным) обладал известный литературный персонаж Шерлок Холмс, гибкость его мышления (а это характеристика абстрактного мышления) помогала раскручивать даже самые безнадежные дела, путем от общего к частному, к логическому выводу.

При логическом мышлении используются строго логические понятия и конструкции, то есть это мыслительный процесс, которому свойственна доказательность, обоснованный вывод. Здесь в основе лежат причинно-следственны­е связи.

Другими словами, когда нет достаточных данных для логического суждения, то наступает очередь абстрактного мышления.

Кстати, вот еще одна причина, почему ребенку необходимо изучать математику - развивается абстрактно-логическо­е мышление. Например, в природе не существует цифры "2", но математика позволяет абстрагироваться от реальности и оперировать абстрактными величинами, причем приводя эти величины в строгий алгоритм суждений, решений и доказательств.

5

Абстрактное мышление:

2 – это просто цифра. Это может быть и два яблока, и два человека, это может быть что угодно, но их – два.

Логическое мышление:

Мне известно, что 2+2 равно 4, следовательно, если я куплю еще два яблока к имеющимся двум, у меня будет их четыре.

Помните, как Мальвина обучала Буратино математике?

У Буратино в данном случае было очень плохо именно с абстрактным мышлением. А вот с логикой – полный порядок. Свои выводы он обосновал. Да, Мальвина просила его провести какие-то операции с абстрактными понятиями, но но поскольку он их не понял, провел с теми, которые ему уже известны и понятны. Он не даст некту яблоко, следовательно, яблок у него останется по-прежнему два.

Еще один понятный пример:

Как видим, монахиня-логик здесь проявляет логическое мышление. Опираясь на уже известные жизненные факты и свое знание жизни. Использует она и абстрактный постулат: бежать в одежде, сковывающей ноги, действительно менее удобно. И неважно кто это, хоть монахиня, хоть мужик, хоть бегун на дистанции. Математик в этом анекдоте выглядит слабовато, что добавляет иронии. Потому что действительно, чистые абстракции - это как очки. Без логики любой человек будет обращаться с ними, как та обезьяна из басни.

Обратимся к определениям:

Абстрактное мышление – способность абстрагировать, создавать и понимать абстрактные понятия.

Логическое мышление – способность делать выводы, обосновывать их, рассуждать и доказывать их верность. Например, любой юрист обязан быть сильным логиком. Хотя в математике при этом он может не смыслить ни бильмеса.

Но, конечно, ничто не мешает логически оперировать исключительно абстрактными понятиями))

Логическое мышление формируется у детей в явном виде, по моим живым наблюдениям, намного раньше. Простейшие умозаключения дети способны сделать и в 1-1,5 года. Абстрактное сильно позже – оно становится заметно к годам к 3-4. Хотя мои дети, причем все, очень сильно увлекались систематизацией, и уже в 1,5 года увлеченно выстраивали по определенным признаками схожие предметы. Например, выстраивали в ряд похожие кирпичики. Это уже начала абстрагирования.

В любом случае за оба типа мышления отвечают высшие отделы мозга - лобные доли. Вычленить отдельные зоны, насколько мне известно, невозможно. Эти типы мышления сильно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

5

Любое мышление - логично. Всегда. Без исключений. Процесс переработки информации может быть неосознанным и очень быстрым - но всегда имеют место причинно-следственны­е связи. Собственно, умение выстраивать, видеть, находить эти связи, оперировать ими с учетом максимума известных факторов - и есть логическое мышление. И с этой т.з., мышление всегда логично.

Абстрактное мышление - способность мыслить, оперируя отвлеченными понятиями, не опирающимися непосредственно на материальный, на чувственный, мир.

Пример из искусства, говорите? Ох же... а, попробую!

Берем реалистическую живопись, опирающуюся на строгие правила композиции, сочетания цветов и пр. При всей "непостижимости" творческого процесса, этот самый процесс создания произведения можно описать, как ряд логических цепочек. Типа: вот художник выстраивает композицию; вот центрирует изображение, выделяя главные элементы; вот подчеркивает цветовыми переходами то, за что должен "зацепиться" взгляд; вот управляет движением взгляда по картине, выстраивая соответствующие линии; вот скрытые (и не очень) символы, кодирующие некую информацию...

Близкий к идеалу пример - классическое барокко.

Вроде бы творчество, явление непостижимое - а все настолько логично...

И в то же время опирается на явно изображаемый материальный мир. Даже глубокий символизм опирается на предметный мир. Взять... да хотя бы классический натюрморт. Или кто-то полагает, что это "просто для красоты"?

Абстрактное же мышление оперирует тем, чего как бы нет как такового. Общими понятиями. Классами понятий. Мы можем выделять существенные признаки предметов, и, находя схожие признаки у других явлений, объединять их в классы, в понятия. Грубо говоря, есть конкретный стул (конкретное мышление), а есть "стул вообще".

Ну и как пример, в искусстве - художник может оперировать качествами предметов, оторванными от самих предметов. Формами. Цветами. То есть, абстрактными понятиями.

Да вот хотя бы:

Живопись. Гармонично, композиция выстроена. А изображены не конкретные предметы, а... формы и цвета.

Как-то так.

Бакса [20.9K]
Хорошо, 2-ая картина это полный абстракт, но ведь натюрморт на первой картине, тоже абстракт. Такое сочетание предметов не естественно в окружении нормального человека.  3 дня назад
эск [54.2K]
прежде всего, что значит "полный абстракт"? во второй работе как бы формы и цвета абстрагированы от предметов. и в них также не вложено никакого иного смысла и значения, кроме собственно цветов и форм.
а вот первая изображает вполне реальные предметы, никакой абстракции в этом смысле тут нет. Зато в них вложен дополнительный смысл, им придано дополнительное, символическое наполнение. если что, это не "просто" натюрморт, то есть натюрморт конечно, по жанру - но аллегорический, символический натюрморт. это - символ, аллегория бренности, или суетности, т.н. vanitas. но как таковой абстракции, "отделения­­­­" от предмета его отдельных свойств, здесь нет.

и еще. абстрактная живопись - термин, соотносимый с вполне конкретными направлениями искусства. кстати, еще и возникшими во вполне определенное время. со времен барочного натюрморта самой идеи абстрактного искусства еще лет триста нет и в заводе.

надеюсь, ответил на ваш вопрос? ну, как сумел?
 2 дня назад
эск [54.2K]
но это - об абстракции в искусстве.

выше в ответе - вполне конкретно сказано, что понимается под абстрактным мышлением в психологии.
 2 дня назад
Бакса [20.9K]
Про "череп" на книге (первая картина), как его соотнести с цветами, вазой, книгой и палочкой ? Это вполне логично, или все же абстракт ?  2 дня назад
эск [54.2K]
о Боже... череп - это символ - смерти, бренности, мементо море, в общем. как и цветы, которые скоро умрут, завянут. там все логично. там система символов, которую мы с вами уже не застали. и там нет ничего лишнего.
как, кстати, вообще в большинстве барочных натюрмортов. да и не только в натюрмортах, барокко и особенно ренессанс - буквально наполнены символикой. которой мы уже не понимаем без обучения. но она есть. там всегда есть второй и третий план, всегда есть подтекст. даже если мы его не умеем считывать.
и кстати, абстракция - тоже очень логична. не всегда понятна логическая цепочка, то есть - наблюдателю не всегда понятна. но всегда есть логика.
 2 дня назад
комментировать
5

Принципиальные отличия абстрактного мышления от логического назвать нельзя. Не потому, что они одинаковые, а потому, что это понятия из разных плоскостей, и их невозможно сравнить.

Абстрактное - это что-то общее, не привязанное к конкретной задаче, ситуации, и т.д. А логика - это построение цепочек причинно-следственны­х связей. Мы можем придумать абстрактную ситуацию и исследовать её с помощью логического мышления.

Например: вы должны спроектировать парк. Первым делом вы должны представить, для кого этот парк делаете. Вы же не станете думать, что вот в этом парке будет гулять конкретно Вася из соседнего подъезда, вон та бабушка с клюшкой и ваша коллега Аня? Нет, вы представите абстрактных посетителей, не связанных с вами, но представляющих общие категории: мамы, дети, старики, и т.д.

То есть вы задействовали абстрактное мышление, чтобы ответить на вопрос "кто будет пользоваться парком". А дальше вы включаете логическое мышление, чтобы понять, каким должен быть парк. Вы строите логическую цепочку: абстрактной маме нужна дорожка, чтобы везти коляску, это логично. Абстрактной бабушке нужна скамейка, чтобы сидеть. Абстрактному ребенку нужна песочница.

То есть логическое и абстрактное мышление не отделяются друг от друга, а работают вместе: абстрактное мышление создает образы и понятия, а логическое мышление ими оперирует.

5

Однажды одному человеку (имя не помню) дали задание сделать проект моста через каньон. Это было несколько веков назад. Каньон был высокий и большой. Балки и сваи никак не подойдут. Он долго думал как бы это сделать. Вышел подышать воздухом. И тут ему на лицо ветром кинула паутину. Любой другой просто стяхнул и пошел бы дальше. А он задумался :растояние между деревьями для паука огромное, но он плетет свою паутину и легко передвигается по ней. И так он придумал навесной мост. Вот пример абстрактного мышления.

Однажды Джеймс Уатт увидел как кипит чайник на плите. Крышка подпрыгивала. Логичный человек просто снял бы чацник с плиты. А он подумал:что толкает металлическую крышку? Пар? То есть когда вода была холодная, крышка плотно закрывала чайник. Потом при нагреве образовался пар, который толкает метал вверх. Так он придумал паровой двигатель. Паровозы, пароходы.. Пример абстрактного мышления. Люди с абстрактным мышлением могут из обычного создать нечто новое. Напрмер стикеры.. Бумага и клей. Скотч.. Их же не было.. А кто то придумал

2

У каждого к этим видам мышления свое отношение, возможно исходя из умственных способностей к анализированною обстоятельств.

Об абстрактном из Вики

К абстрактным мышлеизявлениям у меня отношение - что то не понятно откуда взялось, но получилось вроде не плохо или даже очень хорошо, а возможно гениально.

Однажды, при беседе со своим учителем (Тюганова Маргарита Александровна - пусть земля ей будет пухом), поразился тому как она, сумела быстро проанализировать и сделать заключение, выслушав мое сообщение ей о результатах моих начальных экспериментов и исследований.

-В результате получишь то и вот это!

Уже через много лет сумел получить экспериментальные подтверждения ее слов, но тогда …

Наверно, умение заглянуть и увидеть что то конкретное, при отсутствии достаточно значащих промежуточных звеньев логической последовательности и можно назвать абстрактным мышлением.

если перевести это на язык арифметики получается что то типа :

  • 2+?+?-?:?-?+3:?-?+?*­?=46

А логическое мышление это по сравнению с вышеуказанным сухая арифметика

  • объект совершил 2 правонарушения согласно такой то статьи УК - должен быть оштрафован на 46 минимальных окладов.

Если первое вполне понятно, для тех кто имеет абстрактное мышление, то второе им совершенно не понятно и наоборот !

Для того у которого логическое мышление при анализе первого примера вызовет ту же реакцию что и у "ОХ"а из мультфильма, с возгласами "Какой заяц ? Какое озеро ? Какая шуба ?" просто схватится за голову и удалится.

Точно такая же ситуация будет у того которого превалирует абстрактное мышление "Почему и зачем именно 2 правонарушения, а не 3 ?"

А вот, почему все понятно только одной категории ? Автор вопроса поставила конкретный запрет на разглагольствования на эту тематику. Но дам намек, тут уже есть ответы про Мальвину и Буратино, а так же коварную монахиню.

2

Лучшая иллюстрация абстрактного мышления- это математика. Особенно показательная часть, относящаяся к многомерным матрицам, то есть к описанию пространств с размерностью более 3. Чтобы понять, что подразумевается под 9-тимерным пространством, предлагаемым последователями струнной теории, нужно иметь неординарное абстрактное мышление.

Логическое мышление помогает понять более простые, но не менее важные вещи. Логика улавливает предпосылки, на основе которых делает не сразу очевидный вывод. Применительно к тому же примеру с 9-тимерным пространством, не обязательно мыслить абстрактно, чтобы вычислить, что в 9-тимерной матрице все уравнения сходятся. К этому ведет логичное задание предпосылок, описывающих струнную теорию. Но 9-тимерная матрица тождественна 9-тимерному пространству. При этом понимать суть такого пространства для логического мышления не обязательно.

2

Чтобы понимать что такое Абстрактное Мышление, нужно Иметь Его!

А по другому - никак!

Что толку курице крылья, если она все равно никогда не сможет летать и ни когда - не узнает, что значит Свобода Полета!

Так и с пониманием того, кто не Имеет Абстрактных крыльев, тот никогда не поймёт Свободу Абстрактного Полёта.

Конечно можно долго объяснять курице что такое Полёт, высота, вид с верху и т.п. но толку, никакого. Курица на то и курица, что понять не сможет.

Вот в примере: "курица" - Логика.

А "летящий Орёл" - Абстракция.

Ведь орёл может и с низу небо видеть, и с Верху Землю, а курица только с низу небо.

Это эквивалентно Верующему и Атеисту.

Верующий - Орёл!

А Атеистка - Курица!

Это Наглядность Абстрактного Мышления, и Полёта Мысли,

И Абстрактный ответ!

За Л.О. не купить Абстактность.

2

Как круглое может быть тёплым, так и абстрактное вполне может быть логичным. Абстрактное может опираться как на привычную нам логику, так и на какую-то иную, свою, также объединять их и оперировать ими.

За логичное же мышление чаще всего принимают то, которое подкрепляется каким-то опытом или проецированием какого-то опыта на ту или иную ситуацию. Абсолютный же логик так или иначе упрётся в абстрактность, так как весьма логично предположить, что даже опыт не даёт 100% ожидаемый логичный результат. Так что тут весьма всё переплетено и противопоставлять это не логично. ;)

2

На самом деле видов мышление большое разнообразие. и не ограничивается логическим и абстрактным мышлением.

Например люди с синдромом аутиста могут мыслить нестандартно. Там где обычные люди не видят связей люди с отклонениями "необычные люди" видят связь.

Вот и получается, что нормальный человек скажет, что это не логично. И не будет рассматривать эту связь. А другой человек в нелогичности увидит логичность и например сделает очередное открытие.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID