Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

Может ли государство РФ обойтись без акцизов?

Prost77 [17.9K] более месяца назад

Смысл акцизов понятен - получить дополнительно, плюс к всевозможным налогам, деньги в бюджет.

Только непонятно, почему акцизы установлены лишь на некоторые товары: бензин, алкоголь, сигареты. Есть товары и более ходовые, да все продукты питания.

Почему не обкладывают акцизами, побаиваются?

Интересно, какую долю поступлений в бюджет занимают акцизы и есть ли вообще в них смысл?

Получается, что бы я ни купил, должен переплатить в пользу государства.

В бензине уже 73% акцизов, это же грабеж.

И ещё интересно, в других странах как применяются акцизы и есть ли он вообще?

2

Достаточно просто узнать, какую долю налоговых доходов бюджета обеспечивают акцизы. Для этого достаточно наведаться на сайт ФНС России и открыть соответствующий отчет во вкладка «Статистика и аналитика».

В 2017 году, скажем, общий налоговые доходы составляли 17,343 трлн. руб. и всевозможные акцизы в нём составляли 1,523 трлн. руб., т. е. 8,8 %. В 2018 году акцизов набралось 1,494 трлн.руб. из 21,328 трлн.руб. доходов, т. е. тх доля уменьшилась до 7,0 %.

Делятся акцизные доходы между бюджетами федерального и регионального уровней примерно в соотношении 60 : 40 — у разных видов по-разному. Скажем, акцизы на табак и этиловый спирт полностью уходят в федеральный бюджет, вино и пиво — в региональные, а на бензин, дизельное топливо и масла — разделяются между федеральным бюджетом (30 %) и региональными (70 %).

В целом, акцизы по «вкладу в бюджет» отстают и весьма значимо от налогов на прибыль организаций, НДС, НДПИ и даже налога на доходы физических лиц.


Зачем они вообще нужны и почему рассматривается их доля именно в налоговых доходах?

Тут всё просто.

Акцизы — по своей природе тоже налоги, самые настоящие. Только роль они играют своеобразную: их основное предназначение не приносить в бюджет доходы (хотя и это, конечно, учитывается), а регулировать экономику.

Дело в том, что налоги — это не «просто деньги». Помимо вполне понятной функции финансирования государственных расходов, они ещё могут решать задачи вовсе не денежные. Например, распределять национальные богатства, сглаживать социальное неравенство, стимулировать какие-то виды деятельности и ограничивать другие, а также регулировать спрос. Вот последние две роли и играют акцизы.

Задача акциза — ограничить. Что именно — зависит уже от того, на что он введен.

Например, акцизы на бензин (керосин, дизтопливо и тому подобное) призваны ограничить рынок производителей этих замечтальных нефтепродуктов. Зачем? Затем, что разведка, освоение месторождений, добыча и производство их — процесс весьма долгий и требует огромных вложений в оборудование, нфраструктуру, восстановление. Если всё делать по уму, на этом рынке должны выживать тольго гиганты, которые со своих доходов могут себе это позволить, а значит, и отрасль поддержать. Акциз здесь — барьер для «мелочи».

Акцизы на пиво, спирт, сигареты должны ограничивать потребление этих, прямо скажем, не самых нужных для здоровья продуктов. Альтернативой такого акциза является полный запрет. Но, сами понимаете, запрещать что-либо — путь не всегда самый выгодный: употреблять всё равно не перестанут, а качество произведенного подпольно — упадёт, получим лишь дополнительные затраты (на борьбу с теневым производством и продажей да и на лечение связанных с употреблением алкоголя и табака болячек). Акциз же с одной стороны ограничивает спрос на «вредные привычки», а с другой — позволяет получить доход, который на что-то полезное пустить можно (скажем, на ту же диагностику и лечение болезней).


Так что акизы — это ограничители. Поэтому и применяют их далеко не ко всем товарам, а тем более — не к ходовым продуктам питания.

Есть ли они в других странах? Разумеется, есть! И задачи решают те же самые — ограничить потребление «всего вредного» и оградить затратные рынки от мелких фирм, не способных поддреживать отрасль на нужном уровне.

Скажем, в США акцизы имеются как на федеральном уровне (общие для всех), так и на уровне отдельных штатов (действующие только в конкретном штате), причём по сумме поступлений штаты явно преобладают. В налоговых доходах 2018 года они занимали около 15,0 %.

На что они действуют? Практически так же как и у нас — на пиво, спиртосодержащие напитки, сигареты, нефть. А кроме того, имеются ещё акцизы на телефонные услуги, пассажирские авиаперевозки и моторное топливо.

Акцизы в Германии по составу примерно такие же (табак, пиво, нефтепродукты), хотя имеется и своя специфика (например, акцизы на сахар, соль, кофе). Они обеспечивают чуть более 10 % доходов государства и, большей частью, идут в федеральный бюджет (кроме акциза на пиво, который зачисляется в бюджеты земель).

Акцизы во Франции бывают как федеральные, так и местные. Набор ограничителей тот же, стандартный — пиво, алкоголь, табачные изделия, нефтепродукты (в цене бензина, к слову, они занимают 70 %). Есть и свои нюансы, вроде акцизов на сахар, кондитерские изделия, электроэнергию, минеральную воду, сливочное масло и ювелирку и антиквариат.


В общем, как видите, акциз — изобретение не русское и даже не устаревшее. Они и сейчас весьма широко распространены и пользуются ими не только (и не столько) для получения дополнительных денег в государственную казну, но и для решения задач социальных.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Prost77 [17.9K]
Большое спасибо за подробный и толковый ответ. Я по образованию не экономист, про акцизы толком не знал. Теперь более-менее ясно.  более месяца назад
комментировать
2

Мне идет уже восьмой десяток лет и я никогда не имел личной собственной автомашины, когда работал начальником была служебная, но там был шофер и прожил весьма неплохо без неё всю жизнь. Сейчас-в постсоветский период начался автомобильный бум, доходит до того, что останусь без трусов, влезу в кредиты, но машину куплю! Зачем она нужна, особенно, пенсионерам я не понимаю? Спрашиваю у знакомого бывшего секретаря райкома КПСС: "Где отдыхал этим летом Иван Николаевич за границей?", "А что отдыхать у нас нельзя"-отвечает, "На машине по куширям!"-парирую я, молчит. "А вот я был безо всякой машины на острове Гуам (США) в Тихом океане, а вообще, объехал уже полмира безо всякой машины!". Молчит мой давний товарищ, "И где ты деньги на это берешь?-буркнул. "А ты посчитай сколько денег ты потратил на бензин за год и обслуживание своего авто, а сколько на курево и водку, вот я и беру от сюда деньги, никогда пил яд-алкоголь, не курил и болезнью "автомании" не страдал, объехал почти целый свет". А государство у нас умное, как не крути, вот и акцизы у нас не на товары полезные, и без которых не могут все жить, а на товары вредные и ядовитые-сигареты, алкоголь, не первой необходимости-бензин и другие. Акцизы на них дают значительные поступления в бюджет страны, способствуют оздоровлению общества, берегут людей от смерти (сколько у нас гибнет на дорогах!? Да и собирать под-акцизные налоги легче и особенно с бензина, трудно тут увильнуть и не платить. Так что без акцизов государство обойтиться никак не может.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID