Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
12

Как заставить лектора ВУЗа преподавать современный материал?

отшельникъ [102K] 3 месяца назад

У моего вопроса есть живой прототип.

Кроме того, в наше время, к сожалению, подобная ситуация - не редкость.

Парень 21 года, после техникума смог устроиться работать программистом. Работа нравится. Поступил в ВУЗ, к сожалению только на заочное отделение и на платное. Много времени и сил тратит (в связи со своей работой) на самостоятельное изучение современных и актуальных вопросов, связанных с языками программирования. И специальности в целом.

А вот в ВУЗе учится без энтузиазма. Связь математики, физики и химии со своей работой он не видит.

А преподаватели по информатике и другим подобным дисциплинам дают очень устаревший материал.

В самом крайнем случаи можно было бы понять, если бы они читали фундаментальные основы своего предмета, позволяющие, например, быстро самостоятельно изучить тот язык программирования, который нужен на работе. Так и этого, увы, нет?

Получается, что парень учится для галочки. И для корочки. При этом его семья, а иногда даже и другие родственники, скидываются на платное обучения, а ВУЗ не преподает то, что нужно

У моего деда был приятель. Доцент ВУЗа. Фронтовик без ноги. Он к каждой своей лекции готовился по 3-4 дня. В день лекции и накануне он был полностью погружен в материал лекции, не отвлекался ни на какие иные вопросы ни на работе, ни в быту. Кстати, человек он был очень строгий, когда кто-то халтурит он на правах фронтовика мог и костылем замахнутся. Я это видел в детстве и помню.

А сколько времени и сил сейчас доценты и профессора ВУЗов тратят на то, чтобы идти в ногу со временем?

Могут ли сейчас, родители студента-заочника на платном отделении заставить преподавателей ВУЗа читать актуальный современный материал на высоком уровне и работать с полной отдачей?

бонус за лучший ответ (выдан): 10 кредитов
10

Здесь можно было бы задать вопрос - А что именно является этим современным материалом? Насколько мне известно, сегодняшним днем, "современное" - это переписываемое 150 раз и нового ничего. С большим почтением отношусь к фронтовикам, также как к истории моей Родины, но ведь известная вещь - Человек воевал и ему полагалось много и почестей и наград, так что понятие "фронтовик, делающий все на пять" - сомнительно, разные были фронтовики - Штрафбаты, например или вообще - бывший во время войны, легенды то есть. Хорошо попасть на человека, знающего и любящего то, что преподает, но таких мало и поэтому сам человек, если хочет, может учиться. Тем более, если парень живет в нашем времени и учиться хочет - Кто и что ему должен дать за его гроши - Он же хочет - И это главное, по-моему.

система выбрала этот ответ лучшим
7

Кто ж его заставит? Он же вам ничем не обязан. Вы можете вежливо попросить. Можете родительско-студенче­ским коллективом попробовать обратиться к стоящему выше руководству (кафедры, факультета...). Только я так думаю, что преподает этот человек не абы что, а свою программу, кем-то прочитанную и утвержденную. Вот поменяли бы ему требования к программе - пришлось бы выполнять. Читать то, что требуется. А так - что знает годами и десятилетиями, то и преподает.

Логичнее всего, да и порядочнее, было бы начать с беседы с самим преподавателем. Если уж он воспримет в штыки, не захочет прислушаться, тогда тему можно поднимать выше. Конечно, нехорошо, что студенты не получают современных и актуальных знаний. Только, как нам говорили в универе: "Вас не дисциплинам тут учат, не данные вам в головы вбивают. Вас учат учиться. То есть - искать и находить ту информацию, которая вам нужна для работы". С этой точки зрения ваш знакомый получает то, что положено - а дальше сам, сам.

5

Вы правы в ВУЗе большинство учиться для галочки.

Мало того на заочное обычно приходят не за будущими должностями а уже с должностями, которые надо подкрепить дипломом, чтобы должность не отдали пустоголовому выпускнику дневного отделения.

В ВУЗе преподают конкретную программу которую преподователь, хочет того студент или не хочет, обязан преподать. Да ещё и экзамен принять.

Вуз и грамотные сокурсники - это прекрасная атмосфера для самообразования.

Если парень не может определиться в какую степь ему самообразовываться, вряд ли он реальный программер.

И главное - вокруг десяток представителей предприятий с профильными рабочими местами.

Дружеские отношения в группе открывают хорошие перспективы найти своё место в специальности.

Большинство хакеров - сами себя сделали.

Если парень сам себя не поднимет на их ступень - преподователи его не поднимут.

5

Можно попробовать пустить "слух" (или открыто в глаза сказать), что скорее всего данный преподаватель не компетентен в современных программах, и что у многих появились сомнения относительно его знаний. По идее, такие кадры горды и дорожат своей репутацией. Возможно из чистого принципа он переключится на необходимые материалы, дабы доказать что он не лузер. Да, жестоко. Но эта попытка может задеть "профессионала" и может он расшевелится.

4

Заставить преподавателя... Скорее всего преподаватель сам немолод и даёт то, чему сам когда-то давно учился, а новое освоить не пытался или не может. Не пытался, с возрастом став негибким консерватором, как многие, и несколько оторвавшись от жизни, а также считая, что, как в фундаментальных дисциплинах, нужно учиться на классике. Я работал на кафедре с таким человеком, преподавателем программирования и каких-то разделов математики - хорошим, наверное, математиком и когда-то неплохим алгоритмизатором, приятным, интеллигентным человеком. Я гуманитарий и вел английский, а он вел своё. Молодой аспирант со стороны, владеющий более современными языками программирования, вызвал его на соревнование и составил программу решения одинаковой задачи намного более короткую, но старший коллега просто показал, что юнец - просто неинтеллигентный выскочка, и остался при своём мнении. Он пришёл на факультет вместе с заведующей кафедрой, которая вела часть общих и смежных с ним дисциплин и несмотря на массу своих новых публикаций и поездки на конференции и проведение их у нас тоже держалась за свои и ее прежних коллег разработки программ, которые уже на компьютерах с тогдашней Виндоус ХР плохо работали из-за устарелых, по словам пытавшегося их поставить молодого толкового системного администратора, динамических библиотек. Поскольку она верховный авторитет в этом деле на факультете, то изменить ничего было нельзя. Тут дело в статусе - если бы математик не пользовался ее поддержкой, то на него, если бы его переубедить не удалось, можно было бы жаловаться заведующей, но они были в тандеме, а когда отставание стало заметным, то получить ставки для новых преподавателей из-за сокращений уже было невозможно, да и эти новые - их же с заведующей вчерашние студенты, которые другому практически не учились. Потом кафедру сократили до нуля, когда разгорелся зарплатный конфликт - молодежь, обзаведясь семьями, жаловалась на копеечные зарплаты, но в повышении реакторат отказал. А начиналось всё хорошо, и кафедра была инновационной. Формально вот что: свои программы обучения по каждой специальности вуз предоставляет в Рособрнадзор. Тот проверяет их на соответствие текущей версии ФГОС - Федеральных государственных образовательных стандартов и в случае соответствия выдает разрешение на обучение по этой программе - этой специальности этому вузу: аккредитацию программы. Программа обучения специальности имеет пакет документов - рабочие программы всех дисциплин, где должны быть логичная научно обоснованная современная тематика с расчасовкой, список заданий для аттестации по предмету и обязательно список основной и дополнительной литературы для чтения по предмету. В дополнительный можно включать и раритеты старинные, а в основной должна быть включена доступная по тиражу литература, изданная за последние 5 лет (не знаю, оговорено ли, что впервые издана - потому что древнегреческих авторов тоже переиздают). Но преподаватели могут просто переиздавать старые методички, слегка их изменив. Можно при наличии смелости придти на кафедру этой дисциплины и попросить поговорить и посмотреть рабочие программы. Если этот преподаватель там один такой и не является очень важным, его могут отругать, заменить и даже уволить (переубедить консерватора по моему опыту маловероятно), а если кафедрой и факультетом руководят тоже консерваторы или равнодушные к своему делу люди или они ничего с ним не смогут поделать - например, он академик и их учитель, то вам просто резко ответят и вы можете получить неприятности в учёбе. Формально, если специальность аккредитована, то есть рабочие программы признаны надзорным органом, можно жаловаться на их несоблюдение, если вам их покажут. Жаловаться выше - в деканат, ректорат, а затем в Рособрнадзор пробовать можно, но результат не гарантирует: если разговор с самим преподавателем толку не дал, а затем и с завкафедрой, то просто ничего не добьётесь и либо учитесь новому сами через интернет и по книгам, а в вузе отсидите до и для диплома, либо меняйте факультет или вуз - после жалобы на "кита" к вам будут только придирки. Сейчас при учёбе на платном поменять вуз не очень сложно. Лучше попробовать сначала спокойно поговорить с самим преподавателем, а параллельно выяснить его "вес" на кафедре. А ещё скажу, что, по моим наблюдениям, у заочников очень мало занятий и нормально получить представление о специальности аналогично учебе на дневном нереально - я на дневном вел у каждой группы по две-три пары английского в неделю два года, а у заочников две-пять в семестр. Это фикция, а не образование. Как оно работало в СССР, я не знаю - только прочёл у очень грамотной учительницы географии, моей классной руководительницы в течении 7 лет, что она закончила заочное. Надо переходить на регулярное дистанционное обучение.

4

Это вопрос очень сложный.

И есть несколько проблем.

На заочное (и платное ) отделения , к сожалению , попадают студенты порой не имеющие вообще никакого представления о том- что они изучают в вузе- поэтому преподавать основы предмета- это зачастую мера вынужденная.

В каждом вузе есть программа каждой дисциплины, которой обязан (его проверяют) придерживаться преподаватель.

О зарплате я грустно промолчу.

А для студента - я бы посоветовал ему между лекциями к этому преподавателю и спросить совета о том- где можно прочесть самый новый, свежий и актуальный материал.

Я уверен, что преподаватель это знает-просто это остается за рамками лекции.

4

Да как же вы его заставите?

Преподаватель в наше время в университете практически и царь и бог, а то что работают они по программе устаревшей, особенно в области информатики никто просто не обращает внимание, а если и обратит, то что сделают с этим?

Министерство образования РФ видимо не видит в этом направлении нужного ракурса развития.

Банально не успевают они переписывать программы обучения, как для школ так и для вузов.

Воздействие на преподавателя не поможет, даже если он вдруг переучится вся эта система останется на допотопном уровне, времен СССР или чуть позже.

Слишком застарела вся система образования в РФ в целом.

3

Нет, не могут. Что преподаватель считает нужным, то от и будет давать студентам. Можно попробовать повлиять на препода через заведующего кафедрой или декана факультета. Но на моем опыте это только разжигание конфликта. Лучше перетерпеть ради диплома.

Тут есть ключевой момент: парень учится на программиста. Это одна из тех специальностей, где все меняется почти полность за каких-то 3-4 года. А преподаватели далеко не всегда работают по специальности и узнают что-то новое как только оно стало актуальным. Большинство преподавателей именно начитывает лекции по уже имеющимся конспектам, которые они так старательно для себя составляли. Вот только к моменту составления конспект уже успел устареть. Преподу обидно, столько сил вложил! Значит буду начитывать именно это.

Мой муж - программист, тоже отучился для галочки на платном. Доходило до абсурда - муж объяснял преподам актуальную информацию. Бред, но это реальность.

Вообще основы программирования в ВУЗе дают, но "держать руку на пульсе" программистам приходится самим. Постоянное самообразование, никто за тебя новую информацию искать не будет.

Современный материал, по моему опыту, на такой специальности дают только те преподаватели, которые совмещают преподавание с работой программиста. И то далеко не все.

2

Могут ли сейчас, родители студента-заочника на платном отделении заставить преподавателей ВУЗа читать актуальный современный материал на высоком уровне и работать с полной отдачей?

Если отвечать на эту часть вопроса, то скажу ДА. Нужно написать заявление на имя декана или ректора и пожаловаться. Соответственно они спустят приказ зав- кафедрой - наказать преподавателя. И в функциональных обязанностях заведующего есть пункт о контроле качества преподавания. Но будет ли результат?

А вот если отвечать на вопрос широко, то нельзя обойти причины, почему преподаватели не интересуются новинками в своей области.

Ответ таков. Нет конкуренции.

Конкурс на преподавательские места стал формальностью еще в советские времена. А придуман он был в средние века неспроста. Если есть реальный конкурс и несколько профессоров борются за высокооплачиваемое место, то они вынуждены заниматься наукой, писать авторские учебники с использованием всего нового, что появляется в их сфере.

То есть как бы декан или зав.кафедрой не заставляли преподавателя соответствовать времени, насильно ничего хорошего не получается. А вот когда ситуация заставляет преподавателя работать над собой, то это и есть истина.

Вы скажете - как просто! Почему же это не делают?

А вот здесь уже начинаются заморочки нашего образования. Зарплата у преподавателя низкая. Поэтому никакого реального конкурса не будет. Если случится чудо и зарплата возрастет и будет превышать 4-5 тысяч долларов в месяц, то конкурс на такие места появится. Но качество лекций сразу не повысится. Образование - сфера консервативная. Но через 5-10 лет при соответствующем некоррупционном менеджменте, вполне возможно, что родители перестанут задавать вопрос, на который я отвечаю.

1

Отвечу с позиции лектора с 30 стажем. В каких случаях обучаемые могли повлиять на меня, так что бы я скорректировал свои лекции, а при необходимости вносил изменения в программу (лекций, практических занятий и семинаров), но … не сразу, а по порядку.

По поводу математики и физики ? Да еще и программист не видит связи со своей работой ? Что же он за программы такие собрался стряпать, если не желает усваивать общеВУЗовские обязательные знания для технарей ? Видать действительно "гений".

Теперь по поводу "заставить".

Подготовил не мало преподавателей и лекторов за свою педагогическую деятельность, и видел достаточно высококлассных специалистов в своей области, но которые боятся преподавать из за страха перед аудиторией. Отпугивают таких специалистов от того, что бы преподнести свои драгоценные знания обучаемым, именно считающие, что лекция должна идти не по плану, а так как взбредет в голову этому выскочке, потребительски относящегося к обучению.

Помещать, и/или сорвать при желании лекцию легко (тем более если лектор не опытный), а вот вписаться в лекцию, что бы от этого действительно была обоюдная польза (и для остальных обучаемых, и для лектора), могут только желающие впитывать знания студенты.

С другой стороны не надо забывать, что именно программирование очень быстро развивается и изменяется.

Тем не менее существует достаточно способов повлиять, на то, что бы у лектора появилось желание скорректировать преподаваемое в русле актуального и современного. Наиболее эффективный способ приходить на консультации (неотъемлемое право любого обучаемого и особенно студента ) к лектору и, как минимум, задавать вопросы в данном русле (так как лектор может и не знать, что эта сфера знаний интересна для обучаемых). Если же знания студента в какой то сфере позволяют - напросится сделать доклад и/или написать реферат на данную тему.

Любой адекватный лектор если заметит интерес обучаемых в той или иной области знаний, он с удовольствием сам скорректирует в этом направлении преподаваемый материал. Если же он видит что обучаемые учатся для галочки, он соответственно и занятие проведет для галочки.

Не скрою, что за период работы были разные потоки в том числе и такие в которых 5 (выше 85 балов) получали 99% студентов, так как вопросы в тему конкретной лекции лились как из рога изобилия (на таких лекциях лектор отдыхает) и сам к занятиям к таким потокам всегда готовился с удовольствием и тщательно.

Но и таких потоков которых валил на 99 % тоже были, потому что как ни старался, все им было во время лекций по барабану.

1

Учась в 90х, я столкнулась с тем, что очень многое не просто устарело - оно сохранило свою актуальность, но уже многое сделано после, что следует знать студентам. С одной стороны проверенная и уже отлаженная программа - это очень хорошо. Но с другой стороны... У нас была возможность узнавать новое. Но это было трудно: интернета не было еще, приходилось читать много журналов на английском. Но как и всегда в науке: прочтешь статью и надо прочесть еще 10, а то и 20 статей, на которые ссылается эта. Было очень трудно.

С одной стороны нам было бы легче, если бы об этом нам уже в адаптированном виде рассказал преподаватель. А с другой стороны, и студенты должны прилагать усилия. Кстати, если задавались вопросы про современные темы, то преподаватели были в курсе всегда, но не всегда сами начинали этот разговор.

На самом деле система образования очень консервативна. Новое попадает в программу лет через 10 наверное. И это объяснимо. По всей стране читаются в ВУЗах стандартные курсы и надо везде поменять программу синхронно. Да, некоторые преподаватели на свой страх и риск меняют программу, но это не всегда выигрыш для студентов.

А преподаватель - не самостоятельная фигура, он колесико в большом механизме системы образования. Куда повернется механизм - туда и колесико. А что студентам?

А студент имеет достаточно большую свободу: доступ к библиотекам, доступ к интернету и доступ к преподавателю (а нормальный преподаватель всегда направит интересующегося студента в нужном направлении, для этого ему не надо сверхусилий). А пытаться раскрутить систему образования в неподходящем режиме - она ж самого студента и размелет...

1

Есть в этой области непонимание - в первую очередь, со стороны самих учащихся.

Образовательный процесс в вузах(да и в школах) построен таким образом, чтобы дать базовый набор знаний, но не более того.

А вот сверх этого - учащийся должен получать сам, систематически занимаясь самообразованием.

И то, что он "Много времени и сил тратит (в связи со своей работой) на самостоятельное изучение современных и актуальных вопросов" - есть правильный подход к обучению.

На Западе именно такая форма обучения имеет место быть в лучших учебных заведениях. Активное самообразование поощряется.

Для самообразования на Западе используются разные ресурсы - например Академия Хана(мною очень любимая).

Вызвало неумение вот это: "Связь математики, физики и химии со своей работой он не видит".

Удел программиста недалекого будущего - это тесная связь с робототехникой, которая строится, в первую очередь, на законах физики(физика рулит - и от этого никуда не деться). Соединение разных отраслей знания для решения конкретной задачи - это тенденция будущего. И тот, кто будет готов к такому стыку - получит многое(попадет в Силиконовую долину например).

Но, как всегда, таких людей будет мало. Низкий уровень образования(в котором виноваты в первую очередь сами молодые люди, не желающие учиться) не позволяет рассчитывать на то, что эти места займут выходцы из РФ.

1

Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Заставить преподавателя может только его начальство - если захочет и поменяет обязательную программу курса. Но даже если захочет и программу поменяет (что непросто), не всякого преподавателя можно заставить. Некоторые привыкли преподавать по-старинке. И просто не способны уже освоить что-то новое. И не просто освоить, но и знать настолько хорошо и глубоко, чтобы суметь так донести до студентов, чтобы и они освоили. Как правило, такие преподаватели должны сами активно работать в той области, которую они преподают.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID