Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

Личность в психологии: парадигма субъектности, ответы по тексту, где найти?

Zolotynka [514K] более года назад

Из работы современного отечественного

психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности».

Текст приведен ниже, и три вопроса к нему:

1) Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.

2) Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?

3) Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?

__

Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале – сознание, потом – деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность – это процесс и что её можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами самого человека. Всё так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой цели… Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что всё сказанное о её строении теряет отчётливость… Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо… процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»­… вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности… И всё это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности… Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь… Независимо от того, оказывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.

5

Немного витиевато изложенную мысль автора попробую переложить на русский язык доходчивым и понятным языком. Итак,

1) Любая деятельность представляет собой процесс, у которого есть автор (в нашем случае - субъект деятельности) и некая цель - объект, который может быть изменен и/или преобразован в результате этой деятельности.

В качестве примеров возьмем одну из самых распространенных видов деятельности - общение. Поскольку общение невозможно без участия, как минимум, двух сторон, одна из которых является субъектом (автором), а вторая - объектом данного вида деятельности.

Еще один вид деятельности - труд: результат этой деятельности (объект) смог, по мнению некоторых ученых, вывести субъект (первобытного человека) на более высокий путь развития.

2) Под движением деятельности автор подразумевает процесс, который, переживая период трансформации, оказывает влияние на как на результат деятельности (объект), так и на окружающий мир, включая сам субъект и других субъектов. Результат - появление нового вида деятельности.

3) Если в начале деятельности сознание направляет и регулирует деятельность, то в процессе трансформации, оно теряет свою ведущую роль, становясь чем-то вторичным, зависимым от самой деятельности.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID