Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
10

Безапелляционность суждений - отличительная черта преподавателей?

irine [97.6K] 1 неделю назад

или "тень" профессии?

Заметила, что преподаватели "с опытом работы" часто бывают категоричны в своих суждениях, резки с окружающими, склонны к критике.Однако они очень ранимы, когда другие люди подмечают их ошибки, нелепости или... или их откровенную глупость.

Высказывать глупость уверенно и безапелляционно, показательно и/или бестактно указывать на промахи, пусть и мнимые - это отголосок профессии преподавателя/учител­я или личное качество человека, от профессии не зависящее?

бонус за лучший ответ: 10 кредитов хотите увеличить?
7

Склоняюсь, что это - Своеобразный застой развития. Преподаватель всегда в центре внимания, но в узких кругах, так скажем и поэтому однажды выработанная манера поведения становится привычкой, затем и натурой человека. - Всегда прав - Это и должно так быть, в принципе, ведь "Сеять разумное, доброе, вечное" должен человек, имеющий авторитет, значит - Все сказанное - Истина и так далее. Вот именно отсюда безапелляционность суждений. Это все, конечно, издержки профессии и упрекать за это не стоит, так как быть преподавателем в наших школах - Подвиг немалый и я, к примеру, любви к ним особой не испытывала, но труд нелегкий мы все уважаем, именно наших школьных учителей. На самом деле - работа нелегкая и неблагодарная, так что примем и поймем.

3

Разумеется, профессия учителя накладывает свой отпечаток на личность, это несомненно. Не все учителя люди умные, это тоже факт. Широта взглядов, гибкость мышления, критичное отношение к самому себе, неординарность личности,боюсь, это не про большинство учителей, которые обязаны следовать определенным правилам поведения, схемам воспитания, рамкам и регламентам. Если в педагогическом коллективе заведется "белая ворона" с независимыми взглядами и собственным мнением, то участь этой вороны или ворона вполне незавидна. Это изгой, постоянно подвергающийся критике, к нему на всякий случай относятся с подозрением. Таким был мой учитель и коллега, светлая ему память. Он никогда не дрожал над своим драгоценным авторитетом, однако обладал им. И, напротив, другой педагог из нашего коллектива, будучи в командировке в областном центре, не решился зайти в магазинчик, торгующий эзотерической литературой и всяческой атрибутикой. Хотел, но не зашел. Когда я спросила, почему же? Он мне ответил, что его должность заместителя директора и педагога не позволяет ему рисковать репутацией, его же мог увидеть кто-то из знакомых и неверно истолковать. Что тут толковать? Какая разница, куда зашел человек в свое свободное время, будь это даже секс-шоп? Если он не человек в футляре, то кто же это? У меня родственница - преподаватель колледжа с большим стажем. Более косного узколобого мышления, упертой уверенности в неизменной своей правоте и откровенной трусости я в жизни не встречала. Она поддерживает любое руководство страной при любом строе, без малейших внутренних противоречий трансформировалась из советской активистки в современную "патриотку". На голубом глазу с пылкой убежденностью повторяет все лозунги и демагогию правящих в данный момент партии и правительства. В основной своей массе преподаватели махровые конформисты, потому что независимость и собственное мнение в их среде - вещь чрезвычайно редкая и опасная, т.к. они бюджетники и находятся на содержании государства и им "не должно сметь свое суждение иметь". А чем ограниченнее человек, тем агрессивнее его риторика, тем напористее высказывает он свою правду, тем меньше сомневается в своей правоте.

2

Подобная черта характерна преподавателям, имеющим в своем активе военное прошлое. Это догматики высшей пробы. Если в военном деле преподавание в подобном стиле как-то оправдано (есть воинский устав, военная доктрина, стратегия и тактика, утвержденные в установленном порядке), то в гражданском обществе такой подход, как утверждают маститые политики, контрпродуктивен.

К большому сожалению подобным страдают не только бывшие военные, но и гражданские более старого поколения, даже имеющие награды и звания своего времени. Для них продолжают оставаться святыми требования и нормативы, зачастую отображаемые в цифровом виде. Заскорузлая консервативность в мышлении и действиях не позволяет им доподлинно осознать, что наука не стоит на месте, а развивается в последнее время семимильными шагами. Кто-нибудь когда-нибудь видел, как преподаватель в звании профессора (или не дай Бог - академика) проходит курсы переподготовки, повышения квалификации, сдает зачеты на право читать лекции по новым технологиям? Я такого не припомню. Не поэтому ли многие выпускники таких преподавателей, успешно защитившиеся в ВУЗе, не находят себе места на производстве с обновленным по последним технологиям станочным парком?


Немного из собственной автобиографии. По первому образованию я технический специалист. Но в силу обстоятельств я не смог работать на производстве, поэтому попробовал свои силы на преподавательской работе в системе ССО. Администрацию учебного заведения полностью устраивал уровень моей квалификации, методика моего преподавания, но для полного счастья мне необходимо иметь еще и педагогическое образование - это обязательное требование того времени. Пришлось поступить на заочное отделение. Но учеба моя продлилась недолго, потому что я обнаружил, что для получения второго ВО я должен предварительно закончить факультет логики - уж больно не совпадали новые догмы с теми, которые я осваивал в период получения первого ВО. В итоге преподавательскую работу пришлось оставить. Но я не жалел об этом - дело подходило к распаду Союза, девальвация зарплаты и чтобы как-то выжить, пришлось примкнуть к коммерческой структуре, где мои знания и навыки были востребованы в полном объеме.

2

Для учителей и врачей это индикатор профессиональной деформации. Их профессии не подразумевают метаний и сомнений. С другой стороны в преподаватели и врачи идут люди, которые уже имеют хотя бы в зачатке такие черты характера. И под влиянием профессиональной деятельности эти черты характера выделяются и закрепляются.

Но с другой стороны, я встречала людей, которые без образования и совсем не состоявшиеся, но они точно знают всегда что они должны делать. И что интересно, они очень точно знают, что делать другим. Хотя это не подкреплено ни опытом, ни знаниями, а только глубоким личным убеждением (часто ни на чем не основанным). Так что это характер в бОльшей степени, чем влияние профессии.

Я против категоричных суждений. Мне давно уже жизнь показала состоятельность утверждения: промолчишь, авось за умного сойдешь. И если не уверена, то беру паузу подумать. Это приличнее, чем краснеть за глупые ошибки.

У нас практику по матану вела тетенька в возрасте и уважаемая. Иногда две пары подряд решает задачу, которую никто не понимает. Пишем, пишем две пары за ней. А она в конце пары объявляет, что ответ получился другой, и она наверно где-то ошиблась... За несколько лет это было не раз. Но ее авторитету это не вредило. Все мы ошибаемся. Ошибаться не стыдно, стыдно не признавать ошибок.

2

Скорее наоборот - люди, у которых есть изначально такие черты характера, более склонны идти в преподавательские профессии : )

А нам кажется, что это только у преподавателей такое бывает.

Что категоричности, она тоже встречается, потому что в преподавании важно научить основным вещам и педагог должен быть уверен в своих знаниях, что ученики запомнили материал.

Но когда преподаватель свою профессиональную компетентность начинает путать с человеческой компетентностью и начинает думать, что он знает вообще всё в этой жизни, тогда и начинается профдеформация.

Чтобы этого не случилось, важно постоянно учиться, придерживаться искреннего поиска истины и позиции Сократа "я знаю, что ничего не знаю".

2

В реальной жизни, конечно встречаются люди с безапелляционным суждением среди дворников, водителей трамвая, плиточников,пожарник­ов, военных и лесников. Но автор вопроса конечно же прав в том, что очень много людей с безапелляционным суждением иенно среди педагогов. Но еще больше таких людей среди топ менеджеров и среди государственных функционеров высшего звена. И за примерами далеко ходить не нужно, самыми яркими примерами будут Горбачев, Хрущев, Дональд Трамп.

Так что действительно, когда люди высказывают глупость уверенно и безапелляционно, то это является либо отголоском профессии, либо результатом семейного воспитания.

2

Считаю, что безапелляционность суждений может быть присуща людям, обладающим далеко не самым уживчивым характером, не желающим заменить свою точку зрения, зная что не правы. И это не зависит от профессии. Педагоги тоже встречаются такие, и от стажа работы этот фактор не зависит. Я называю этот фактор - упереться, но не признаться, что не прав (со стороны просто выглядит глупо и некрасиво).

1

Безапелляционность суждений - это отличительная черта преподавателей, но только незрелых, или которые работают не по призванию, занимают чужое место. Каждый учитель должен быть готов к вопросам своих учеников, в том числе и для него неприятных, и доходчиво на них отвечать, прилюдно признавая порой даже свои ошибки.

Чтобы новое поколение стало лучше своих предшественников ему нужны настоящие, преданные своему делу учителя (преподаватели). А содержание посредственных - преступно для развития общества.

1

Система преподавания с тестовой системой проверки знаний на соответствие программе способствует нахождению в профессии именно таких людей. Среди преподавателей есть множество творческих и незаурядных людей, которые составляют гордость нашей педагогики и которые модернизируют саму систему, они на свой страх и риск учат детей сомневаться в домах. Но они скорее исключение чем правило. Но я бы остановился на том, что это система воспитывает и отбирает под себя догматических людей

1

Да есть такое, (про безапелляционность суждений) причем именно у школьных учителей. Скорее всего да- отпечаток профессии. Им очень сложно что-то доказать, если они составили уже свое мнение. Но тем не менее откровенно глупые учителя мне не встречались. Много конечно с дурацкими, опять же на мой взгляд, принципами и жизненными установками. Впрочем школу я давно закончила- еще в прошлом веке, может сейчас что и изменилось.

1

Есть такое выражение - упёрто правый. Думаю, это то же самое что и безапелляционность суждений.

Это присуще не только учителям, но и всем людям, которые работают в жесткой системе и сами не готовы развиваться и слушать другие мнения.

Проще же стоять на своем.

Но им очень сложно, когда их иллюзии рассыпаются впрах

1

Я часто замечала у учителей такие поведенческие реакции и так же как и вы заметила, что такой болезнью в основном страдают преподаватели с опытом. У молодых преподавателей такого обычно нет. Это то ли профессиональная деформация личности, то ли отголосок советского периода.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID