Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
7

Как и в чем современная пара может брать пример у Петра и Февронии?

отшельникъ [108K] более года назад

Сегодня 8-июля 2018 года.

Петр и Феврония умерли в один день, 8-июля 1228 года, скоро будет 800 лет назад.

К сожалению, житие Петра и Февронии дошло до нас большей частью в преданиях и легендах. Мы даже не знаем, а были ли у них дети. И тем более, мы мало знаем реальных деталей, подражая которым можно было бы учиться у этой образцовой семьи.

И тем не менее, как современная пара влюбленных, а потом супружеская пара может учиться у этих Святых? В чем брать пример? Что было у них из того, что почти не встречается сейчас, даже в среде семей современных церковнослужителей?

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
12

Когда я читаю версию легенды, изложенную в Вики, то задаю себе вопрос: а что помешало князю и второй раз обмануть Февронию и отказаться от женитьбы на ней? Или просто приказать её убить, чтобы не требовала того, что по праву рождения ей не положено. Ответ напрашивается только один: Пётр знал, что может быть здоров только при живой Февронии в статусе его жены. Он от неё зависел. И женился по расчету - на возвращение здоровья.

С другой стороны, она молилась о смерти в один день с ним. Зачем бы, раз жить они могут, не видя друг друга? Князь не был подарком судьбы для девушки ни в каком качестве. Источники, отличные от Вики, рассказывают, что ей пришлось стать его женой, чтобы лечение подействовало, поскольку такова была структура её дара - только человеку в статусе её мужа она была в состоянии обеспечить полное излечение в таком тяжелом случае. Она пыталась объяснить это князю, но он, по себе судивший, считал, что она на положение княгини зарится. Когда он понял, как дела обстоят на самом деле, то ей было невозможно отказаться от брака - её согласия не требовалось.

Изложенный мной взгляд на их вынужденный союз объясняет и желание умереть в один день. Князь боялся возвращения болезни, а она могла опасаться мести со стороны тех родовитых и высокопоставленных особ, кому перешла дорогу, заняв место жены князя, и тоже болезни бывшего мужа - брак одновременно ставших монахами супругов считался расторгнутым.

А поучиться и у этой пары можно. Чему? Истинно христианской добродетели - смирению.

5

Знаете, что будет, если подвести вооружённого до зубов древнеримского легионера к барышне с автоматом? Она его выключит раньше, чем он подумает: "Какова хре...". Потому что он не знает, что такое автомат, как им пользуются да с какими последствиями. Примерно то же происходит с читателями, которым предлагают историю восьмивековой давности.

примерно так можно охарактеризовать результаты чтения неподготовленным современником.

Поэтому давайте сначала рассмотрим, что происходило в Повести о Петре и Февронии. Начинается рассказ в стиле "Ребёнка Розмари", где муж продал душу дьяволу ради мирской славы (в Голливуде) и поэтому попустительствовал желанию дьявола зачать ребёнка от его жены. В нашем варианте дьявол в виде огненного змея сам начал являться княгине в образе её мужа Павла, так что ей оставалось лишь выполнять супружеские обязанности. Постепенно, конечно, было отмечено, что князь не мог бывать в двух местах одновременно, но решение проблемы повисало в воздухе.

Найдя нужные "гаджеты", Пётр вынужден напасть на собственного брата (в таком виде диавол предпочитает предаваться блуду) и убить его - то есть переступить через внешнее сходство и думать только о дьявольской сути противника. Приняв перед смертью изначальный облик, тварь окропляет героя своей кровью, что приводит к появлению ужасных язв.

Восемь веков назад читателю было понятно, что змей блуда не мог принести Петру какую попало "проказу", но прежде всего - греховные помыслы и жизненные установки: всё то же стремление блудить, жажду власти, гордыню, лживость помыслов. И всё это проявилось в поведении Петра, как мы видим из рассказа. Фактически этот человек оказался с дьявольскими печатями по всему телу - очень плохая перспектива для развития биографии, в том числе загробной.

Прежде чем навешивать на Февронию ярлык меркантильной стервы, рвущейся захомутать мальчика-мажора, давайте посмотрим на происходящее глазами той эпохи. Больниц и медсестёр как института не существовало. Феврония не была монахиней, выхаживавшей больного в стенах монастыря, она была незамужней девицей. Её постоянное пребывание при неженатом молодом человеке ставило крест на репутации. Какими бы ни были их отношения в рамках лечения, замуж бы такую девицу другой бы уже не взял. Отец-бондарь однажды умер бы - что оставалось бы ей в жизни кроме как помереть с голоду или зарабатывать пропитание, продавая тело? Девушка понимала это, поэтому потребовала статус жены.

Мажору-Петру предъявили выбор: выздороветь, выжить, получить шанс выйти в князи, укрепиться во власти, наступив на горло своему снобизму, или скукожиться до пределов гроба и в виде не поступившегося принципами трупа отправиться на кладбище. Пётр выбрал мармеладный вариант будущего, но в его план сразу был заложен обман: попользуюсь девицей, а потом брошу.

Ещё раз напоминаю: современникам было фиолетово, как именно происходило пользование, было достаточно факта, что девица вступала в непосредственный контакт с оголённым покрытым язвами телом, остальные подробности были иррелевантны. Если в XIX веке Островскому не нужно было показывать, чем именно занималась Лариса Огудалова, оставшись на пароходе Паратова, то Рязанову для зрителя уже из другой эпохи нужно было взять в кадр Михалкова закуривающим в не совсем застёгнутой рубашке и Гузееву с растрёпанными волосами. Поклонникам Дома-2 это покажется слишком завуалированным иносказанием и они потребовали бы показать "весь процесс крупным планом", иначе непонятно :))

Пока княжич потирал лапки, хихикая от мысли, что он решит свою проблему на полную халяву и не задумываясь, каково будет его исцелительнице в жизни дальше, девушка оказалась умней и оставила возможность для контрольного выстрела: если Пётр сдержит слово, до долечить оставшуюся болячку - вопрос техники, а если досрочно прекратить "курс антибиотиков", то считай, что его и не начинали. Надеюсь, в такой терминологии всем всё ясно?

Мальчику-мажору обломилось, пришлось смирить гордыню и закатать губу. Видя слабость Петра, Господь дал ему дополнительное испытание: допустил возможность стать князем после брата (видимо, бездетного) и послал уже недовольство бояр. Новый князь сделал выводы: не предавай жену, ставшую частью твоей плоти в глазах Бога, что бы там люди из своих греховных побуждений ни болтали и ни делали. К этому времени, видимо, под влиянием умной жены, Пётр научился рассуждать здраво и, наконец, понял, что обман и предательство - это путь погибели, предложенный дьяволом, любые блага, перепадающие при этом - такая же ложь, не выдерживающая испытания. Герой поступил по-христиански, не "сдав" супругу, поэтому именно их уход принёс муромцам бедствие, а не потакание требованиям "политической элиты".

Какие выводы может сделать современный читатель, которому показали, куда смотреть и что видеть?

  • Брак не основывается на влюблённости, а последняя не является синонимом похоти. Любовь - также не влюблённость и не зов плоти.
  • Умение накидывать узду не только на хотелки, но и на ЧСВ - залог успешности любого совместного проекта.
  • "Выглядит как на картинке" - не самое главное важное достижение. Змей имел облик законного мужа княгини, а "пролетарское происхождение" Февронии выпадало из рамок привычного, но первый вариант вёл к погибели, а второй - ко спасению души и тела.
  • Брак - проект по коллективному выживанию в недружелюбном мире, нужно вместе держаться, а не "сбрасывать балласт" из наиболее слабого и уязвимого при первых же неприятностях.

Так что история хоть и очень давняя, плохо вписывающаяся в нынешние реалии, но человеческая природа с тех пор не изменилась.

3

Если вы подробно изучите - житие Петра и Февронии, хотя бы всю имеющуюся в свободном доступе информацию, то вы поймёте, что - Любви и верности, там - не было и в помине, а была только - Зависимость.

Любовь и Зависимость - две самые сильные, крепкие связи.

Пара - это двое зрелых(морально, духовно, психологически), самостоятельных, цельных, независимых людей, умеющих - любить и им нечему учиться у Петра и Февронии, поскольку они никогда не позволят себе такое поведение, как у этих христианских "святых".

Что касаемо незрелых, несамостоятельных - "половинок"(они не могут быть - парой), то они изначально принимают за Любовь то, что ею - не является и сегодня, живут вполне себе даже по "заветам" Петра и Февронии, находясь в зависимости друг от друга.

Здравомыслия вам.

3

Современным парам неплохо бы поучиться у Петра и Февронии самому главному - Любви, в истинном, христианском её понимании.

Кстати о детях. В летописях имеются упоминания о сыновьях Петра и Февронии - князьях Юрии и Святославе, и внуке Олеге (сыне Юрия).

Жизнь в те времена была насыщена множеством военных междуусобных конфликтов, и имена сыновей и внука зафиксированы летописцами, в связи с их участием в междуусобных разборках.

Не исключено, что у святых Петра и Февронии были и другие дети, многочадие было нормой, а не чем то выдающимся, достойным упоминания в летописи.

2

Я не думаю, что нужно прямо брать пример со святых Петра и Февронии.

Они просто, как символ любви и верности.

И, если молодые начинают свою жизнь в любви, то думаю, можно просить эту святую супружескую пару молиться о них Богу, чтобы супружеская жизнь была долгой в мире, любви, дружбе и верности.

1

Удивительный случай именно партнерства в браке. Ни страсти, ни любви особо не ощущается. Но Петр и Февронья несомненно были выбраны Богом друг для друга. И оба они, не смотря на трудности, которые принес им этот брак, достойно справились с предложенной им миссией. И стали они символом приятия Божественной воли в таком сложном деле, как супружество. Продемонстрировали воистину правильное поведение в нелёгкой жизненной ситуации.

Многие люди ждут от супружества только счастья. Но супружество - это очень сложное и неоднозначное партнерство. Где-то приходится и свою гордость спрятать и свои ожидания поменять и трудности разделить... И не всегда это сопровождается влюбленностью и страстью.

Так что именно абсолютное приятие высшей Божественной воли (именно это называют смирением в православии) и есть то, чему стоит у них поучиться. Но не тому смирению, когда страдали и жили вместе, то есть терпели. А тому смирению, когда понимаешь, что не все сам решаешь в своей судьбе. И принимаешь то, что дал Бог с чувством любви и уважения к своему спутнику, который делает то же самое.

Легенда о Петре и Февронье, на первый взгляд, основанная на корысти и решении человеческих проблем, на самом деле о том, как надо относиться к непростым вариантам выбора, которые нам предлагаются свыше.

1

Что творит любовь, если князь женился на простолюдинке! В те времена это было равнозначно совершению подвига. Несмотря на устраиваемые препоны бояр Пётр и Феврония не разлучились. Они даже умерли в один день и час, о чём вместе и просили у Господа.

Современным парам до этой святой четы очень далеко, так как в подавляющем большинстве своём они безбожники. Они готовы опошлить даже житие святых, лишь бы оправдать свою фактическую принадлежность к слугам падшего ангела.

1

Помимо любви, брать пример с благоверных надо, прежде всего, в верности друг другу, так как прелюбодейство сегодня становится чуть ли не нормой.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID