Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

Зачем нужен Петров пост?

Мастер [22K] 2 недели назад

Во-первых, для русского человека перенесение постной практики Восточного Средиземноморья — практики греков, сирийцев, обитателей Святой Земли — это нонсенс. Ведь мы живем в холодной стране. Следовательно, у нас посты не по числу постных дней, а по рекомендуемым нормам должны быть смягчены просто потому, что у нас белковая норма должна быть выше, поскольку нам надо поглощать значительно больше калорий, которые мы тратим на собственный обогрев.

Во-вторых, греки, как, впрочем, и сирийцы, вообще любят рыбу. А мясо любят не очень, и не очень много его едят, даже и сейчас. И больше ценят рыбу. Потому поститься им, если не строгий пост, элементарно просто. Для них это почти привычный рацион. Нашим богатством всегда была речная рыба, но за XX век мы, наверное, раза в три сократили ее поголовье. В то время как у греков рыба морская. И там все как было, так и осталось.

В-третьих, у нас нет или дорого стоят многие растительные пищевые продукты с очень высоким питательным качеством. Самый ценный на планете растительный продукт — это финик. В Греции он, правда, тоже не вызревает, ему холодновато там, но уже в Сирии растет. Зато такие замечательные продукты, как фиги, они же смоквы (у нас их называют, на татарский манер, «инжир»), такие, как самые ценные, самые лучшие и необыкновенно питательные бобовые культуры — бобы, фасоль и чечевица — для них не вопрос. Питательнейшая чечевица, если вспомнить Писание, считалась в Риме абсолютно плебейской едой. У нас эти продукты заметно дороже, а некоторые просто не растут.

Нам гораздо труднее поддерживать тот уровень, который незатруднителен для жителей Средиземноморья. Даже на побережье Таврии (в Крыму) у нас холоднее, чем в Элладе, и уже не все растет.

Однако при этом мы ухитряемся сохранять в календаре пост, который у греков вообще вышел из употребления. Как это произошло — сказать затруднительно. По всей вероятности, он не был повсеместным, и потому отпал. Это длинный Петров пост. Он отпал, хотя грекам, у которых в это время уже поспели растительные продукты нового урожая, соблюдать июньский пост было бы нетрудно. [Комментарий редактора «Азбуки веры»: В Греции Петров пост не вышел из употребления, но имеет на 13 дней меньшую продолжительность, как у большинства Поместных православных церквей. Соответственно, когда в России Петров пост менее 13 дней (он бывает от 8 до 42 дней), то в Греции его нет. ].

Зато его трудно соблюдать русским, которые его усердно сохраняют. Он существует только в нашей Церкви и у тех, кто у нас учился, то есть у более поздних православных. У балканских славян, как и у греков, он вышел из употребления. В дореволюционной России он иначе назывался «голодным постом», потому что к концу весны и началу лета запасы прошлого года подъедались, а новых еще не было. Очень легко, даже безо всякой рыбы, соблюдать двухнедельный Успенский пост. И совершенно в ином положении Петров пост, особенно если учесть, что он представляет собой только дань чести апостолам.

Если так уж необходимо сохранять благочестивые воспоминания об апостолах, почему бы не вспомнить, что единственным безгрешным человеком, обладавшим абсолютной личной святостью, была Богоматерь, в честь которой совершается двухнедельный пост. Тогда почему бы не установить однонедельный, фиксированный Петров пост, неделю до дня апостолов Петра и Павла.

Нигде нет, а в наших монастырях есть еще один, кроме среды и пятницы, постный день — понедельник, называемый «архангельским». Правда, никто не знает, какой архангел его установил и откуда это взялось. Но мы бедная страна, холодная, так сделаем же себе еще пожестче правило, чем у всех нормальных христиан.

Итак, сильное влияние Иерусалимского и Студийского уставов сказалось и на мирских церквях, то есть на приходских храмах, что, вне всякого сомнения, стало определяющим в период, когда мы захлебывались от консерватизма, во второй половине XVI и в начале XVII века, и кончился тот период расколом. Тогда были прописаны очень жесткие постные нормы.

На сегодня очень многие достойнейшие священнослужители высказывают твердую убежденность, что постный устав — как и когда поститься — существует только для монастыря. А для прихода и для духовенства его не существует.

Азбука веры.

3

Вы меня простите, но у меня не хватило терпения дочитать Вашу аннотацию к вопросу до конца, хотя, главный смысл я понял.Не соглашусь лишь с двумя моментами. Постный устав только для монахов? Да нет, что Вы, этого быть не может.Постный устав для всех верующих. Либо Вы неправильно поняли того священника, который это говорил, либо это был недобросовестный служитель, что случается. Большая ошибка многих людей ожидать предельной святости от священников, а потом злорадствовать, когда этой святости не проявляется. Это неправильно, потому что священнослужители такие же люди, как и все остальные, и среди них тоже разные бывают, как, например, среди врачей или учителей и т.д. Ну, и во-вторых, Вам нужно понять, что гастрономическая сторона любого поста - дело десятое или вообще последнее, не главное. Непонятно, почему люди зацикливаются именно на пище, когда говорят о посте. Главная цель поста - поствовать нравственно, усмирять в себе такие пороки, как жадность, гнев, лукавство, воровство и т.д. А постная избирательность в еде, это как бы "бесплатное приложение" к посту, не более того. И выставлять это на первое место неправильно. Ну, если нет у Вас возможности кушать рыбу, замените ее другим постным блюдом - их много: овощи, фрукты, постное масло (так и называется - постное), и даже мясо бывает постным.А еще поймите, если в постный день вы не удержитесь и съедите аппетитный кусок мяса - это будет меньший грех, по сравнению с тем, если Вы это мясо не съедите, но при этом осудите ближнего, который это мясо в пост съел. На Вас греха будет больше.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Мастер [22K]
Потому, что ограничение в пище навязывается более 200 дней в году. К чему такой тоталитаризм?
Если кто то имеет ревность "усмирять в себе такие пороки, как жадность, гнев, лукавство, воровство и т.д. ", - ради Бога, но по принуждению это не делается. Да Вы и сами знаете, что именно гастрономическая составляющая поста приносит большую часть неудобств: бесконечные дергания: со вторника скоромное осталось, что с ним делать; в гости попадаешь, как бы чего лишнего не съесть и при этом не выпячивая свой пост.... И да, у РПЦ нет единого устава о трапезе в пост. Это не католики. Есть минимальные указания (буквально несколько строк).

И да, "усмирять в себе такие пороки, как жадность, гнев, лукавство, воровство и т.д. ", нужно не только в пост, если уж назвался христианином. Потому, что по Вашей логике получается, что вне поста, можно жадничать, гневаться, лукавить, воровать и т.д.
 2 недели назад
Sensor [170K]
Сначала скажу не по теме. Сейчас в народе бытует наиглупейшее мнение, что детей воспитывать на религии нельзя, но вот когда станет взрослым, он сам выберет для себя религию. Ага, блин, выберет как шмотку в магазине:). Не один еще не выбрал. Я по просьбе товарища детства, который стал священником, 15 лет преподавал у него в детской Воскресной школе при храме, гуманитарное образование позволяло. И все эти 15 лет ходил в храм на службы и вообще делал все, чтобы воцерковиться, но кишка оказалась тонка, да и к тому же атеистическое воспитание не позволило. А претворяться верующим, как это многие делают, я тоже не смог, поэтому все честно объяснил батюшке и прекратил свою деятельность. Я это вспомнил к тому, что никакого тоталитаризма за 15 лет я не видел. Это Вы зря.  2 недели назад
Sensor [170K]
А теперь о моей логике. Ну, Вы же понимаете, что такого не может быть по моей логике:), хотя бы потому, что эта логика неразумных крайностей. Как Вам объяснить...Ну, вот, пусть пример будет из другой области, но подойдет. Я срочную службу служил в погранвойсках. И вот, в праздничные дни, когда вся страна веселилась и отдыхала, у нас был режим усиленной охраны границы. Усиленной, со всеми вытекающими для нас трудностями. Но было бы глупо думать, что, если в праздничные дни граница охранялась усиленно, то в простые дни она не охранялась вообще. Это просто смешно. Так и в пост. Если христианин сдерживает пороки во время поста, это совсем не значит, что он "забивает" на них тогда, когда поста нет. Просто в пост необходим "усиленный режим охраны границы", так сказать. Это легко понять.  2 недели назад
Мастер [22K]
"никакого тоталитаризма за 15 лет". Хорошо, пусть будет другое слово, если Вам не нравиться это.
Суть от этого не меняется: пост должен исходить из желания каждого человека, а не навязываться сверху. Я не против, очень хорошо, договорившись держать коллективный пост. Но не 200 же дней в году! И если человек не желает (или просто не может) соблюдать все эти установленные посты, и если это - не тоталитаризм, почему же тогда требуется исповедывать нарушение поста, как грех?

По поводу детей. Речи о них, вообще-то не велось. Я за, обеими руками, чтобы дети воспитывались религиозными. Но, опять же, без насилия! Тогда, действительно, став взрослым, человек выберет ту религию, которая ему по душе. И если от его детских воспоминаний о его религиозном воспитании останутся лишь "низя!", то выберет ли он эту (или вообще хоть какую-то) религию??

Христос учил думать и рассуждать, а у нас получается с точностью до наоборот: "человек для субботы, а не суббота для человека". Разве нет?
 2 недели назад
Sensor [170K]
Ну, чтобы завершить наш спор, я скажу одну вещь, с которой Вы не сможете не согласиться: насилие, тоталитаризм и вся остальная дурь исходит от людей и только от людей, именно от людей, а не от религии. Например, Вы же знаете, что для полицейских устав один, а они сами ох, какие разные!  2 недели назад
все комментарии (еще 1)
комментировать
2

Рискну высказать альтернативную - но вполне научную - точку зрения.

Петровский пост, начинаясь после девятой недели от Пасхи, заканчивается всегда в фиксированный день: 12 июля по н.ст./29 июня по с.ст.

То есть продолжительность поста зависит от даты Пасхи, соответственно пост то длиннее, то короче. Но! Заканчиваясь в фиксированную дату, он всегда, в любом случае, захватывает день 7 июля/24 июня - день Летнего Солнцестояния. Или иначе - день Ивана Купалы, Купальские праздники. Один из важнейших календарных языческих праздников. То есть по старым понятиям, это время празднеств; согласно же новым представлениям - это время поста, то есть бурные празднества отменяются...

Версия научная и вполне логично объясняющая введение на Руси Петрова поста.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID