Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
4

Какие существуют виды разборов слов и предложений в русском языке?

Ксарфакс [155K] 3 года назад

Какие бывают разборы слова и предложения в русском языке?

В чём заключается суть каждого вида разбора?

4

В современном русском языке существует несколько видов лингвистического анализа (иное название - грамматический разбор), которыми должен овладеть выпускник полной школы.

В перечне такие виды:

  • орфоэпический (анализируется произношение слова),
  • фонетический (устанавливается звуковой состав слова на основе произношения и написания),
  • морфемный (выделяются современные значимые части слова, иное название - разбор слова по составу),
  • словообразовательный (определяется способ образования слова),
  • орфографический (объясняется правописание конкретного слова),
  • этимологический (выясняется происхождение слова),
  • лексический (устанавливается семантика и сочетаемость слова),
  • морфологический (слово анализируется как часть речи, указываются грамматические значения слова),
  • синтаксический (устанавливается структура словосочетания или предложения).

Кроме названных видов, связанных со словами (отдельно и в составе синтаксической конструкции), выделяется пунктуационный (обоснование постановки знаков препинания) и стилистический (характеристика текста или его части с точки зрения сферы употребления).

Помимо этого, в практике учителей есть и дополнительные языковые анализы:

  • так называемый анализ текста как единого смыслового целого, цель которого - доказать, что определённый речевой отрывок является текстом,
  • лингвистический или комплексный анализ текста, как правило - художественного, в ходе которого производятся разборы всех уровней.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
3

Все эти виды расклада составляющих текста по элементам преподают в средней общеобразовательной школе.

Среди наших преподавателей по русскому были и филологи, которые помимо художественного анализа, отчасти владели лингвическими исследованиями. Опираясь на такой анализ ученик глубже разпознаёт особенности структуры текста, такие как грамматические, орфографические, особенности происхождения, произношения.

Благодаря такой подробной работе легче уловить нормы правописания и произношения, тем самым допуская меньше ошибок в письменной и устной речи.

А синтаксический и пунктуационный разбор поможет правильно расставить в сложном предложении знаки препинания. Многие из разборов проходят в начальных классах, но чем старше класс тем подробнее детали разбора. Не получиться передать все моменты разборов, используя лишь клавиатуру. Например, чтобы произвести полный синтаксический разбор слова, необходимо подчёркивать члены предложения и рисовать схему.


Далее, опираясь на разделы лингвистики и русского языка мы выделяем:

Фонетический разбор слова¹

Отражение правильного звучания слова на уровне слогов и букв.

Его план.

  • разделить слово на слоги;
  • поставить ударение;
  • записать правильный перенос по слогам;
  • расписать фонетическую транскрипцию слова;
  • по порядку охарактеризовать каждый звук;
  • подсчитать количество букв и звуков;
  • отметить случаи если звук не соответствует букве.

Морфемный² или разбор слова по составу.

  • выделение всех частей слова - основа, приставка, корень, суффикс, окончание, (префикс и постфикс).
  • объяснить, почему конкретная часть слова таковой является.

Морфологический разбор³ (3 класс) даёт определение полной грамматической характеристике слова (для каждой части речи).

  • определяем часть речи;
  • что она обозначает;
  • на какой вопрос отвечает;
  • ставим в начальную форму;
  • выясняем постоянные, непостоянные признаки;
  • устанавливаем его роль в предложении.

Синтаксический⁴

(разбор словосочетания или предложения).

Простое предложение - 4 класс.

Сложное предложение - 10-11 класс.

Включает в себя разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Разбор для простого и сложного предложений неодинаков.

План для простого:

1)Охарактеризовать предложение по цели высказывания.

2)Охарактеризовать предложение по интонации.

3)Определить предложение по количеству грамматических основ (простое или сложное) и подчеркнуть грамматическую основу предложения.

4)Найти и главные члены и охарактеризовать предложение (односоставное или двусоставное).

5)Если предложение односоставное, то согласно главным членам определяем именным или глагольным оно является.

6)Разбираем второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), согласно которым предложение может быть растпространённым или нераспространённым.

7)Определение полного или неполного предложения (в случае неполного указать какие члены предложения пропущены).

8)Определить осложнено предложение или неосложнено.

Подчеркнуть все члены предложения и над ними обозначить, какими частями речи они являются.

9)Составить схему предложения.

План для сложного:

4)Определить связь между частями сложного предложения (союзная или бессоюзная).

5)Выяснить способ связи сложного предложения (подчинительные, сочинительные союзы, либо интонация).

6)Определить тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, сложное бессоюзное, либо предложение с разными видами связи).

Выделить простые предложения и назвать количество частей.

7)Проанализировать связи частей предложения (к чему относится придаточная часть, как присоединяется к главной, на какой вопрос отвечает).

8)Если придаточных частей несколько, то по тому же плану определяем отношения между ними.

9)Подчеркнуть все члены предложения и над ними написать, какими частями речи они выражены.

10)Составляем краткую схему всего предложения.

Лексический разбор слова (под цифрой 5) предполагает анализ самого слова на уровне его единицы для русского языка.

  • определяем значение слова в контексте предложения, в котором оно используется;
  • с помощью словаря, выписываем все значения этого слова;
  • устанавливаем в прямом или переносном смысле используется данное слово в предложении;

(Если переносный смысл, то уточнить, какое это слово: метафора метонимия или синекдоха.)

  • с помощью словаря выясняем, есть ли у слова омонимы, синонимы и антонимы;
  • выясняем происхождение слова - русское или заимствованное с другого языка;
  • выясняем область употребления слова - общеупотребительное или употребляется в узком кругу людей;
  • устанавливаем - устаревшим или современным явлется рассматриваемое слово;
  • с помощью фразеологического словаря выясняем, употребляется ли лексическая единица во фразеологизмах.

Орфографический разбор (под цифрой 6) предполагает анализ орфограмм слова, чтобы избежать возможных ошибок в правописании слова.

  • найти и обозначть все орфограммы слова;
  • по каждой орфограмме объяснить условия её правильного написания;
  • кказать проверочные слова и привести примеры с данной орфограммой.

Словообразовательн­ый разбор

Знания морфемного разбора помогут правильно произвести словообразовательный разбор (5 класс). С помощью словообразовательног­о разбора выясняется образование конкретного слова (от чьего корня и с помощью чего).

  • необходимо выделить основу слова и поставить слово в начальную форму;
  • указать, является ли слово производным и выписать производящее ему слово;
  • выписать основу производящего слова;
  • разъяснить способ словообразования слова (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.

Орфоэпический разбор слова (5 класс) производится в целях безошибочного произношения слова.

Необходимо поставить ударение и в транскрипции отразить изменения звуков как фонетического процесса.

Полный орфоэпический разбор включает в себя пункты фонетического разбора².

При этимологическом анализе выясняется первоначальная структура слова (необходимо задействовать этимологический словарь).

Некоторые шаги при этимологическом разборе заимствованы из лексического разбора, такие как лексическое происхождение (откуда заимствовано слово или же оно исконно русское).

  • выяснение образа, положенного в основу слова (первоначальное его значение);
  • установить как это слово возникло в языке и с помощью какого способа оно возникло.

Пунктуационный разбор относится к целому предложению, в котором:

  • раскрывается значение существующих знаков препинания в конструкции всего предложения;
  • объясняется постановка каждого из них.

Помимо разборов слов, словосочетаний и предложений существует порядок анализа художественного и лирического текста.

2

Разборы слов в русском языке бывают такие:

I. Фонетический разбор (звуко-буквенный разбор).

Он предполагает следующее:

  • Деление слова на слоги.

  • Определение количества слогов.

  • Определение ударного слога.

  • Описание возможности переноса, схема переноса.

  • Написание транскрипции (она отражает все звуки, входящие в слово).

  • Характеристику всех звуков.

  • Подсчёт количества букв и звуков.

Пример:

Разбор слова "ёлка".

Ёл-ка, 2 слога, 1-ый слог ударный.

[й'олка]

ё даёт два звука:

[й'] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

[о] - гласный, ударный.

л - [л] - согласный, звонкий непарный, твердый парный;

к - [к] - согласный, глухой парный, твердый парный;

а - [а] - гласный, безударный.

Всего 4 буквы, 5 звуков.

**

II. Морфемный разбор (разбор слова по составу).

Нужно выделить все морфемы (приставку, корень, суффикс, окончание) и основу слова.

Пример:

Разбор слова "подберёзовик".

1) Выделим окончание и основу слова. Для этого просклоняем его:

И.п. - подберёзовик, Р.п. - подберёзовика, Д.п. - подберёзовику, В.п. - подберёзовик, Т.п. - подберёзовиком, П.п. - (о) подберёзовике.

Здесь окончание нулевое, проявляется только при изменении формы слова.

Это 2 склонение (мужской род).

Основа слова будет "подберёзовик".

2) Выделим корень слова. Это "берёз", так как однокоренными словами являются:

берёза, берёзовый.

3) Выделим приставку.

Приставка всегда стоит перед корнем, в нашем случае это "под". Значение приставки "под" - находится внизу чего-либо (под чем-либо), подберёзовик - это гриб, растущий под берёзой.

4) Выделим суффикс.

Суффикс находится после корня и перед окончанием. В слове 2 суффикса: "ов" и "ик".

Итак:

подберёзовик = (приставка) под + (корень) берёз + суффикс (ов) + суффикс (ик) + нулевое окончание.

**

III. Морфологический разбор (или разбор слова как части речи).

Он предполагает грамматическую характеристику слова, выделение постоянных и непостоянных грамматических признаков, определение роли слова в предложении.

Каждая часть речи имеет свои собственные характеристики - их нужно знать при проведении морфологического разбора.

Пример:

Разбор слова "золотая".

1) Часть речи.

Наступила золотая осень.

Осень (какая?) золотая.

Это относительное прилагательное, обозначающее признак предмета.

2) Начальная форма.

(какая?) золотая - ед. ч., и. п.

Далее рассматриваем постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Постоянные:

Разряд - относительное прилагательное, оно имеет степени сравнения и краткой формы.

Непостоянные признаки.

Род - женский (она моя золотая).

Число - единственное.

Падеж - именительный.

3) Синтаксическая роль.

В предложении "золотая" является определением, подчёркивается волнистой линией.

**

IV. Лексический разбор.

Это анализ слова как единицы русского языка.

Порядок лексического разбора рассмотрим на примере слова "ягода".

1) Лексическое значение.

Малина - это сочный многосемянный плод растений.

2) Есть ли у слова несколько значений (какие, если есть).

Это слово имеет несколько значений: первое - плод, второе - название села в Болгарии.

3) Смысл слова - прямой или переносный.

Всегда прямой смысл.

4) Вид переносного значения.

Не определяется.

5) Синонимы.

Плод.

6) Антонимы.

Нет.

7) Происхождение - русское или заимствованное.

Заимствованное.

8) Общеупотребительное или относится к лексике ограниченного употребления.

"Ягода" - это широко используемое слово, то есть общеупотребительное.

9) Устаревшее или современное.

Современное.

10) Принадлежность слова к фразеологизмам.

"Одного поля ягода" - очень похожи друг на друга, имеют много общего.

**

V. Словообразовательный разбор.

Выясняется от чего и как образовано слово.

Нужно подобрать слово, которое имеет ближайшую форму с рассматриваемым словом и связано с ним по смыслу, затем определить в нём производящую основу.

Далее определяем, какая морфема была использована для образования слова, и способ словообразования.

Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффикса­льный, постфиксальный, суффиксально-постфис­кальный, сложение, слияние, субстантивация.

Пример:

Разбор слова "подосиновик".

Подосиновик - это гриб, который растет под осиной.

Значит, ближайшее по смыслу слово - это осина, в нём производящая основа - это "осина".

Способ словообразования - приставочно-суффикса­льный, для образования слова использована приставка "под" и суффиксы "ов" и "ик".

**

VI. Орфографический разбор.

Это анализ всех орфограмм в слове.

Для этого:

  • Нужно последовательно назвать все орфограммы.

  • Объяснить, почему буква пишется именно так (какое правило правописания нужно применять).

  • Второй пункт предполагает также подбор проверочных слов.

Пример:

Разбор слова "вода".

Здесь орфограмма - безударная гласная "о" в корне.

Для её проверки нужно подобрать проверочное однокоренное слово, где "о" будет находится под ударением: вОды.

В проверочном слове "о" слышится отчётливо, поэтому в слове "вода" первая гласная будет "о", а не "а".


Разборы предложений в русском языке бывают такие:

I. Синтаксический разбор предложения.

Он предполагает:

  • Определение типа предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и эмоциональной окраске (невосклицательное, восклицательное).

  • Нахождение грамматической основы (подлежащее, сказуемое). Исходя из числа грамматических основ определяется тип предложения - простое или сложное.

  • Если предложение сложное, то выясняется тип связи - сочинительная, подчинительная или бессоюзная.

  • Нахождение второстепенных членов предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

  • Нужно выяснить осложнено предложение или нет (если осложнено, то чем именно).

  • Составление схемы предложения.

Пример:

Синтаксический разбор предложения: "Завтра наступит долгожданное лето!".

1) По цели высказывания - повествовательное.

2) По эмоциональной окраске - восклицательное.

3) Грамматическая основа здесь одна, поэтому предложение простое.

что? лето - подлежащее.

что сделает? наступит - сказуемое.

4) Второстепенные члены:

наступит (когда?) завтра. Завтра - это обстоятельство времени.

лето (какое?) долгожданное. Долгожданное - это определение.

5) Предложение не осложнено.

**

II. Пунктуационный разбор предложения.

Объясняется постановка всех знаков препинания в предложении, выделяются пунктограммы.

К знакам препинания относятся: точка, запятая (парные запятые), точка с запятой, тире (парные тире), двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, парные скобки, парные кавычки.

Пример:

Пунктуационный разбор предложения: "Бегун, прибежавший первый к финишу, получил долгожданную золотую медаль".

Здесь 2 пунктограммы, которые объясняются следующим образом:

1 - точка.

Она завершает повествовательное (так как предложение просто рассказывает о чём-либо) и невосклицательное (отсутствует эмоциональная окраска) предложение.

2 - парные запятые.

Они ставятся потому, что в предложении присутствует причастный оборот "прибежавший первый к финишу", он стоит после определяемого слова. По правилам русского языка такие причастные обороты должны выделяться (обособляться).

2

У нас на сайте есть вопросы, посвященные каждому из этих видов разборов, поэтому я не только расскажу, какие есть виды разборов, но и дам ссылочки на вопросы, где вы сможете подробно о каждом из этих видов прочитать, понять, как их надо производить, в каждом вопросе в ответах наших авторов приведены примеры и все предельно понятно.

Каждому из этих видов присвоен порядковый номер. Так я и буду их писать - номер и название и сразу давать ссылку на соответствующие вопросы нашего сайта, где почти везде есть, в том числе, и мои ответы:

№ 1 - фонетический, смотрим здесь.

№ 2 - морфемный, смотрим здесь.

Для наглядности приведу пример и прямо в этом своем ответе:

№ 3 - морфологический, очень подробно читаем об этом разборе вот здесь, а в этом ответе я дам картинку, позволяющую понять, что это вообще за разбор:

№ 4 - синтаксический, более подробно здесь, наглядно - на картинке:

№ 5 - пунктуационный, мой ответ можно прочитать здесь, а в этом ответе часть его я скопирую для вас в формате цитаты вместе с картинкой:

№ 6 - разбор орфографический, можно прочитать вот здесь.

И в заключение, еще раз, все виды разборов:

Все эти виды разборов должен уметь производить современный школьник, сейчас дети пишут не только простые диктанты, но и диктанты с грамматическими заданиями, например нужно выполнить один или несколько видов разборов, где за это грамматическое задание ставится отдельная, вторая оценка.

2

В русском языке существуют разборы, соответствующие каждому разделу языка: фонетические, морфемные, морфологические, синтаксические, анализ текста.

Фонетический характеризует слово с точки зрения звуков и букв, описывает каждую фонему.

Морфемные можно разделить на два вида: словообразовательный - показывает "историю" образования слова; по составу - выделяет корень и аффиксы.

Морфологический разбирает слово как часть речи, выделяет постоянные и непостоянные признаки.

Синтаксический занимается разбором простых и сложных предложений: выделяет грамматические основы, второстепенные члены, определяет характер связи между частями сложного предложения.

Анализ текста определяет его стиль, тип по цели высказываения: повествование, описание, рассуждение; определяет тему, микротемы, определяет, какими изобразительно-выраз­ительными средствами пользовался автор и т.д.

1

В школьной программе, как правило, выделяют четыре основным вида грамматического разбора. Каждому из низ присвоен номер. Давайте посмотрим, что это за виды


Под номером 1 идет разбор фонетический. Его еще называют звуко-буквенный. Он включает в себя:

  • разбивку слова на слоги, определение их количества;
  • постановку ударения, выделение ударного слога;
  • варианты переноса слова,
  • транскрипцию слова,
  • характеристику каждого звука ( гласный/ согласный, твердый/ мягкий, звонкий/глухой и так далее):
  • подсчет букв и звуков в данном слове.

Цифра 2 обозначает разбор морфемный или разбор по составу слова.

Сначала определяется изменяемая часть слова окончание, затем основа. Подбираются однокоренные слова, определяется корень. Выделяются аффиксы ( приставки и суффиксы, если есть ).


Цифра 3 указывает на необходимость морфологического разбора, то есть разбора слова как части речи. Указываются грамматические признаки разбираемого слова.

План морфологического разбора для разных частей речи немного отличается.


Под цифрой 4 идет синтаксический разбор. Если три предыдущих вида относились к слову, то четвертый подразумевает разбор предложения.

При проведении данного вида разбора рассматривается такие пункты как характеристика:

  • по цели высказывания,
  • по интонации,
  • по количеству грамматических основ,
  • по наличию главных и второстепенных членов,
  • по осложненности.


Кроме того есть еще такие виды:

  • орфоэпический,
  • этимологический ( прослеживается, как образовано слово, используется этимологический словарь ),
  • орфографический ( обяснение правописания каждой орфограммы в слове ),
  • словообразовательный ( определяется способ словообразования ),
  • лексический,
  • пунктуационный ( относится к предложению ),
  • и некоторые другие виды.

1

Изучая русской язык мы сталкиваемся с огромный количеством классификаций и видов для разбора слов и предложений.

Фонетический разбор позволяет разобрать буквы и звуки слова на гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, ударные и безударные. Фонетический разбор популярен в начальных классах, чаще всего слова и слоги поговаривают для лучшего понимания.

Разбор слов по составу. Делит слово на части речи.

Морфологический разбор позволяет определить к какой части речи относятся слова, выделить постоянные и не постоянные признаки, а так же определить синтаксическую роль.

Синтаксический разбор позволяет выделять грамматическую основу и цели высказывания.

1

Давайте перечислим виды:

Обычно под циферкой один идет разбор, который называется фонетический.

Если над словом (или предложением) стоит цифра два, значит разбор у нас - морфемный. Также его называют разбор слова по составу.

Также есть морфологический разбор слова, обозначается он циферкой три.

Далее вспомним о таком разборе, как синтаксический, он обозначается цифрой четыре.

Также перечислим такие разборы как: пунктуационный (объясняем знаки препинания), лексический орфоэпический, словообразовательный­, этимологический, орфографический.

Все эти разборы сделать несложно, если знать последовательность.

0

Разборы предложений, слов в русском языке являются различными. Так существуют: фонетический, орфоэпический, словообразовательный­,морфемный, этимологический, орфографический, морфологический, лексический, а также синтаксический. В рамках дополнительного языкового анализа используется анализ текста, как единого целого и комплексный и лингвистический анализ текста. Каждый вид разбора имеет важное значение.

-1

Фонетический, Морфологический, Синтаксический, Морфемный.

Фонетический:

морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).

Перенос: мор-ковь [маркоф']

М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

О – [а] – гласный и безударный.

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.

О – [о] – гласный и ударный.

В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный.

Ь —————————–

В слове 7 букв и 6 звуков.

Мофологический:

Начальная форма: МОРКОВЬ

Часть речи: существительное

Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

Морфемный:

Морковь - корень Морковь, основа Мокровь (Также есть окончания, суффиксы, приставки...)

Синтаксический

Я ем морковь. Я - подлежащее, выраженное местоимением, подчёркивается одной чертой, Ем - сказуемое, выраженное глаголом, подчёркивается двумя чертами. Морковь - дополнение, выраженное существительным, подчёркивается пунктиром. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено)

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация