Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
0

Эпикур -что известно о нём, чем прославился, запомнился?

zamorochca [9.2K] 6 дней назад
1

Эпикур (341—271 г.г. до н. э.) древнегреческий философ. Родил­ся на ост­ро­ве Самос. Интерес к философии начал проявлять с 14 лет. Он спросил своего учителя откуда взялся хаос (по учению Гесиода) который есть отец всего. Учитель отправил его к философам. В 15 лет Эпикур учился в шко­ле Нав­си­фа­на (г. Теос, Малая Азия), где позна­ко­мил­ся с ато­миз­мом Демо­кри­та. Через три года он покидает школу и едет в Афины для прохождения обязательной военной службы (2 года, 323—322 г.г. до н. э.) т.к. он достиг возраста эфеба. Эфебы - юноши достигшие совершеннолетия (в Афинах 18 лет), после докимасии (проверка на возможность получения молодым человеком всей полноты гражданских прав и свобод) и принесения присяги в храме Аглавры юноша становился военнообязанным, получал право носить оружие, присутствовать в суде, голосовать, жениться и т.д. Находясь в Афинах Эпикур слушал Ксе­но­кра­та в пла­то­нов­ской Ака­де­мии. В 322 г. до н. э. афинские колонисты были вынуждены покинуть остров Самос. В результате семья Эпикура разорилась и в 322 г. до н. э. семья Эпикура поселилась в г. Колон, где Эпикур зарабатывал на жизнь школьным учителем. В 310 г. до н. э. Эпикур в возрасте 32 лет организовал собственную философскую школу в г. Мителене (о. Лесбос), которую он позже перенес в г. Лампсак расположенный возле Геллеспонта. В 306 г. до н. э. Эпикур вернулся в Афины, где возле Дипилонских ворот приобрел маленький садик в котором и разместил свою философскую школу названую Садом (позже Садом Эпикура). Школа существовала до IV в. н.э. В школе твердо сохраняли учение основателя, культивировали дружбу и имела широкую известность в античном мире. Базой учения Эпикура была этика (наука исследующая мораль и нравственность), цель учения - указать людям путь к счастливой жизни. Счастье он понимал гедонистически. Высшим благом, согласно Эпикуру, является удовольствие, а зло - его противоположность - боль. Человек стремится к удовольствию и избегает боли. Из чего делался вывод, что удовольствие и боль есть основные критерии человеческого выбора, являются основой этики, и определяют поступки человека. Гедонизм Эпикура сильно отличался от фило­со­фии Ари­стип­па. По Эпикуру удовольствие это покой, отсутствие неуверенности и страданий. Основа удовольствия - есте­ствен­ная радость бытия, которая происходит из само­го фак­та жиз­ни и основана на гармоничном движении атомов (мельчайшая неделимая частица) в мире людей. Отклонения в этом движении порождают боль и страдания и делают невозможным получение удовольствий обусловленных внешними стимулами. Эпикур делил удовольствия на духовные и телесные, духовным отдавалось предпочтение, как наиболее долговечным и богатым, за счет охвата прошлого настоящего и будущего. Среди удовольствий предполагалось производить разумный выбор, т.к. разумная мысль является обязательным условием счастливой жизни. Знание освобождает человека от страхов и предрассудков, которые нарушая покой делают невозможным радость. Источниками беспокойства Эпикур считал страх перед богами, страх смерти и ложные взгляды на добро и зло. Эпикур оспаривал эти явления в четырех постулатах: 1) бог не стра­шен; 2) смер­ти я не ощу­щаю; 3) то, что явля­ет­ся под­лин­ным бла­гом, лег­ко дости­га­ет­ся; 4) все, что есть зло, лег­ко уни­что­жить. Стремления и желания Эпикур делил на три вида. 1) есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые телес­ные и духов­ные (естественные - отсутствие холода, голода и жажды, духовные - позна­ние вещей и зако­нов, управ­ля­ю­щих миром ато­мов, а соответственно и миром чело­ве­че­ских пере­жи­ва­ний, стрем­ле­ний и жела­ний. Без понимания этого невозможно психическое здоровье, а значит счастливая жизнь). 2) есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые (любовь отцовский и материнский инстинкты и т.д.). 3) мни­мые (жажда богатства и почестей, амбиции и т.д.). Согласно учению Эпикура боли избежать нельзя, поэтому необходимо смягчить ее тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. В целом небольшие страдания не исключают счастливой жизни, а действительно сильная боль длится не долго или убивает человека. Важное место в учении Эпикура отводилось дружбе, которую культивировали в его школе на протяжении всего времени ее существования. Искус­ству жить счаст­ли­во слу­жит как физи­ка, так и тео­рия позна­ния, или эпи­ку­рей­ская кано­ни­ка, которая призвана научить человека ясно мыслить и делать правильные выводы, что должно привести к совершенствованию человеческого разума в борьбе с предрассудками и умении различать правду и ложь. Эпикур считал, что человек познает истину при помощи ощущений, и следовательно все наши впе­чат­ле­ния и пред­став­ле­ния истин­ны. На этой основе с помощью размышлений и аналогий можно познать правду. Ошибки и заблуждения Эпикур приписывал неверным суждениям, ибо ощущения должны быть интерпретированы мыслью. Погрешности Эпикур объяснял с помощью теории "подобий" Демокрита, согласно которой от предметов отделяются их "подобия", которые воздействуют на органы восприятия человека. Подобно Демокриту Эпикур считал, что бытие рождается из небытия, а Вселенная состоит из атомов разделенных пустотой. Атомы и пустота вечны и неизменны. Ато­мам Эпи­кур при­пи­сы­ва­ет четы­ре свой­ства: упру­гость, фор­му, вели­чи­ну и вес, тогда как Демо­крит при­пи­сы­вал им толь­ко упру­гость, вели­чи­ну и фор­му. Добавив к свойствам атомов вес Эпикур для объяснения одного из основных движений атомов - падения. Эпикур отказался от бесконечности видов атомов и ввел шесть основных схем. Для движения атомов кроме падения в пустоте была введена тео­рия так назы­ва­е­мой парен­кли­зы. Она предполагает возможность атома спонтанно менять направление движения, отклоняясь от вертикального падения. Парен­кли­за для ато­ма — это то, что созда­ет инди­виду­аль­ное дей­ст­вие, а в обла­сти эти­ки она явля­ет­ся физи­че­ской базой уче­ния о сво­бо­де воли. Душа по Эпикуру материальна. Она состоит из круглых гладких атомов, они формируют ее структуру, которая распадается после смерти, как и физическое тело. К сожалению из почти 300 книг Эпикура до нас дошли лишь мелкие фрагменты и упоминания в книгах более поздних авторов.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID