Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

Почему в СССР были популярны " Колбасные электрички" в Москву?

ольха65 [7.8K] 3 недели назад
тэги: еда
категория: еда и кулинария
3

Ну, скорее, не "колбасные электрички", а - "продуктовые поезда". Это не фирменное и не официальное название. Так называл народ поезда, которые шли в Москву удобным по времени графиком. Например, через Куйбышев на Москву шло много поездов, но наиболее удобным был скорый поезд "Жигули", потому что отходил вечером, приходил в Москву утром, а вечером того же дня отправлялся обратно в Куйбышев. Для рабочих было удобно - после работы уехал в Москву, закупил продуктов, на следующий день уже вышел на работу вовремя! А на пропущенный день был взят отгул по личным обстоятельствам, конечно, если это было не в субботу. Естественно, те, кто были на больничном (кому не трудно было), тоже были рады возможности съездить. Ездили не только за продуктами. Я ездил по своим делам, для своей рок-группы купить дефицитные радиодетали (которые в нашем городе было запрещено продавать) идущие на конструирование приставок для гитары, усилителей и прочей электроники. (Если кто помнит, был в Москве единственный в СССР магазин "Пионер", где продавали радиодетали с заводов страны, некондицию или просроченные в хранении на складах).

Вот когда поехал в первый раз, тогда и узнал, что народ этот поезд называет продуктовым. Когда ехал обратно, да, видел, что люди домой везут дефицит. Не так, чтобы сумки ломились от продуктов (на "ту зарплату" много не купишь), но достаточно, чтобы скромно отметить день рождения, свадьбу и подобное. К примеру, при моей зарплате инженера 130 рублей, цена плацкарта в 12р50 копеек (в одну сторону), была не такая уж и высокая, хотя и дорого.

Причина народного названия "продуктовый поезд" понятна - с продуктами было тяжело. Во время перестройки в газетах написали, что в Куйбышеве сложилась ужасная обстановка по продуктовому снабжению рабочих районов по причине мошенничества и воровства. Вместо того, чтобы снабжать магазины по графику, ответственные руководители придерживали продукты на складе ... для того, чтобы продавать их на черном рынке по повышенной цене. То есть, естественный дефицит усугубили очень сильно дефицитом искусственным! Но мы и без газет это знали, потому что чиновники не сами эти продукты изготавливали, носили и хранили. А рабочий с рабочим всегда поделиться правдой.

Как пишут люди, похожие ситуации были и во многих других городах. Во многих, но не во всех, конечно.

Так что, приходилось, ездили!

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
4

В восьмидесятые я жил в г. Гатчина, что под тогдашним Ленинградом. Жил один и довольствовался тем, что продавали в местных продуктовых магазинах. Но практически все друзья, особенно женатые и с детьми, мотались за шестьдесят километров по выходным в Ленинград, где ассортимент продуктов превышал Гатчинский в разы. Удобней всего это было делать пользуясь электричкой, как как автобусного сообщения практически не существовало.

И были эти поездки как бы в порядке вещей.

Но шок от Советской продуктовой системы наступил когда мы отправились на соревнования по волейболу в г.Боровичи, что за сто км. от Ленинграда. Там мы реально жили в впроголодь: в местной столовой после 12 часов дня все блюда заканчивались, в магазинах продавались только рыбные консервы типа "сельдь иваси" и маринованные, почему-то зелёного цвета, помидоры в трёхлитровых банках. И всё. На вопрос к местным жителям: "У вас же в городе есть свой мясокомбинат, где же колбаса?" ответ был более чем убедительным: "Как где?, у вас в Ленинграде!"

По всему понятно, что в те времена снабжали продуктами только два города- Москву и Ленинград. Остальное население, живущее вокруг, растаскивало затем продукты на "колбасных электричках" по своим пригородам.

3

Помню ездили в Москву за всем дефицитом, в Москве было всё - копчёная колбаса, апельсины, бананы, туалетная бумага, мохер для вязания, ну и всё такое, чего у нас не было. Теперь всю жизнь люблю апельсины, хоть их у нас завались круглый год.Поезда с таким же успехом можно было назвать, например, банановые или ещё каким то дефицитным продуктом, но прозвали колбасными.

2

Хм, если бы только "электрички"... Даже анекдот-загадка был такой популярный: "Длинное, зеленое, колбасой пахнет. Что это?". Ответ: "Поезд из Москвы".

А все дело в том, что со времен московской Олимпиады, в обе столицы везли едва ли не все производимое в европейской части страны мясо, масло, фрукты и прочий "дефицит". Естественно народ отвечал встречным потоком, вывозя все мало-мальски полезные продукты из столиц. И не только в пригороды. Именно тогда зародилось "челночное" движение в столицы и обратно.

1

Мой ответ в значительной степени обусловлен ответом автора по ником [пользователь заблокирован] [233].

Начну прямо с его слов:

Как раз наоборот,были и не только "колбасные". Начну издалека. Я родился в 1948 году. До 1957 года жил в небольшом в то время городе Челябинской области, с 1957 по 1963 года в городке Аша той же Челябинской области, в 1963 году поступил учиться в техникум в большом городе Уфа, столице Башкирской автономной советской социалистической республики.

Так вот, когда жили в Миассе, то временами бывало даже хлеба не хватало, и приходилось (нам детям) часами стоять в очереди в ожидании, что когда-то хлеб привезут и удастся купить.

Когда переехали в Ашу, с хлебом стало получше, точнее совсем хорошо. И я хорошо помню, что в те времена в магазинах было полно всяких продуктов (даже мясо, красная рыба, икра), вот только купить их могли немногие, так как зарплаты были низкие, да и то на значительную часть зарплаты людей вынуждали покупать облигации государственных займов, т.е. государство брало у населения "взаймы" в добровольно-принудит­ельном порядке.

Когда поступил учиться, т.е. в 1963 году в Уфе во многих продуктовых магазинах было мясо (причём по сортам, самое дорогое по 2 рубля за кг, а более дешёвые по 2,5, 1,20 и даже по 45 копеек за кг). Было полно всяких консервов тушёнок и рыбных, было сливочное масло разных сортов. Правда примерно в 1965-1966 году в связи с чем уж точно не скажу, всё это вдруг исчезло.


Я уже стал постарше, и узнал, что снабжение население продуктами и другими потребительскими товарами в СССР производится по трём категориям (первый, второй и третий пояс). Чем выше пояс, тем дороже одинаковые товары и тем их меньше. Возможно, что до 1965 года Уфа снабжалась по первой категории, поэтому было изобилие, а в 1965 году Уфу перевели во вторую категорию, так как всё исчезло. Правда в Уфе в магазинах было полно всяких колбас и варёных и копчёных, т.е. насчёт колбас в Уфе было изобилие. Но в 100 км от Уфы в Аше, где оставалась остальная наша семья (родители, братья, сёстры) снабжение было по третьей категории, и там ничего не было. Вот и приходилось либо родителям приезжать в Уфу за колбасой, маслом, сыром, либо мне возить (благо близко, на электричке 2 часа, а билет стоил всего 1 рубль в один конец).


После техникума я служил в армии, и там, из разговоров с сослуживцами понял, что нам, жителям Башкирии ещё очень повезло. В других областях даже варёная колбаса была деликатесом, который удавалось отведать 2-3 раза в год. Позже, уже по возвращении из армии, окончании ВУЗА работал в нём же, приходилось бывать в командировках, правда в основном в крупных городах, узнал насколько неравномерно вообще распределение всех благ в СССР. В союзных республиках, в Узбекистане, Украине, Белоруссии и особенно в Прибалтике снабжение было гораздо лучше, чем в областях России, и не только продуктами, но и всеми товарами: импортными одеждой, обувью, электроникой, мебелью. Несравнимо было качество дорог.

Естественно, лучше всего снабжались Москва и Ленинград, и, как потом узнал, угледобывающие, нефтедобывающие и газодобывающие регионы. А вся остальная Россия (подчёркиваю, не СССР, а Россия, т.е. РСФСР) была в большом загоне.


Нам в Уфе ещё повезло. В 1981 году в связи с защитой диссертации, мне довелось побывать в командировке В Ярославле. Приехал утром на поезде, сразу по делам в институт, там днём удалось чуть-чуть перекусить,буквально пару бутербродов со стаканом чая, и до вечера. Ну думаю, вечером покушаю, не умру, зайду в какую-нибудь столовую. Освободился около 7 часов. Сунулся в одну столовую - там ничего буквально ничего нет, в другую, третью всё закрыто. Ну ладно, думаю, каплю хлеба, колбаски, в гостинице поем. Зашёл в один продуктовый магазин, в другой, третий. Хлеб найти удалось, а больше ничего, нет. Только консервы из морской капусты. И это в областном центре, всего в 250 км от Москвы. А что же творилось в более мелких городах и подальше от Москвы?


Вот и приходилось населению РСФСР "от Москвы, до самых до окраин" ездить в Москву (или в Ленинград, или в Киев или в Прибалтику) за продуктами. Так что "колбасные электрички" вовсе не миф, а жестокая реальность, чтобы не умереть с голоду.


И ещё. Я вовсе не не из тех, кто готов по любому поводу оплёвывать СССР. Наоборот, я всю жизнь был сознательным пионером, комсомольцем, коммунистом, причём не примазавшимся, не из карьерных соображений, а убеждённым строителем коммунизма. И даже после разгрома СССР и КПСС я на выборах голосовал только за КПРФ.

1

Хотелось бы разъяснить данный вопрос для людей, родившихся в 1980-е гг. и позже, т.е. не заставших СССР ДОПЕРЕСТРОЕЧНОГО ПЕРИОДАв сознательном возрасте. Суть в том, что никаких специфических «колбасных электричек» в том СССР (до 1985 г.!!!)не было.

Миф о колбасных электричках в СССР возник уже после разгрома всего советского, он – следствие специальной работы институтов пропаганды с человеческой памятью. Идеологи берут некоторый кусочек реальности из воспоминаний и навязчиво толкуют его в своих интересах. И люди, даже лично знакомые с явлением, теряются, может действительно так и было? Я с этим феноменом еще при исследовании голодомора встретился. Сидит старик и поддакивает интервьюеру: «Да, все под метелку выгребли!», а потом добавляет: «А затем собрали все в кучу и сожгли с кличем «Чтоб москалям не досталось!» И становится ясно, что продукты были отобраны не советской властью, а украинскими националистами.

1.Примерно тоже самое происходит и с феноменом «колбасных электричек». Кто из нас возвращается домой из дальней поездки без кучи гостинцев? Вот недели две назад я ехал домой в Саратов из Москвы. Заехал в подмосковный крупный магазин, который уже давно заприметил на трассе, а там, - куча продуктов, которых у нас в Саратове не бывает. Москва ведь огромный и богатый город, понятно, что там гораздо лучше ассортимент дорогих и более качественных продуктов, там и пищевая индустрия быстрее внедряет какие-то новинки, которые просто не могут сделать провинциальные фабрики на более старом оборудовании. Купил я отличные консервы, невиданные у нас молочные продукты, даже колбасу купил, вроде бы известной у нас московской фабрики, но такой разновидности, которую к нам не привозят. Вы что скажете, что в Саратове нет молочки, колбасы и консервов? Так создатели мифа о «колбасных электричках» уверяют нас, что дело в советские времена было именно так.

Вывод №1: Привозить гостинцы из других городов – это нормально. В каждом регионе и крупном городе существуют региональные особенности в ассортименте товаров и продуктов, поэтому из них в свой регион граждане везут эти необычные товары и продукты. Это тоже своего рода дефицит, но не такого рода, о котором рассказывает миф о колбасных электричках.

2.В том магазине, в котором я купил домой необычной московской колбаски, рядом, правда, в другом ценовом диапазоне лежала колбаска производства саратовского концерна «Дубки». Более того, если зайти на сайт этого производителя, то можно увидеть десятки регионов, в которых существуют официальные представительства по продаже колбасы нашей саратовской фабрики «Дубки» А теперь вспомните, что утверждает миф о «колбасных электричках»? Саратовцы ездили в Москву за саратовской колбасой! Вообще-то, Москва – это город, который никогда не мог себя прокормить, это вообще-то нормально туда продукты возить, у москвичей в парках картошку не сажают и яблони не выращивают. Поэтому всегда было и будет, что в Москву продукты везут. Причем в СССР, надо понимать, гораздо сложнее было с консервантами и холодильниками, там не любили просто так возить саратовскую колбасу в Рязань, а рязанскую в Саратов просто, чтобы удовлетворить вкусы гурманов. Поэтому саратовскую колбасу (как и из других регионов) в Москву не везти не могли, а вот московские колбасы в Саратов, - разве что деликатесные сорта на праздники.

https://cccp-2.su/bl­og/43967140783/Mif-o-­kolbasnyih-elektrichk­ah

1

Здесь один пользователь пишет, что "колбасные поезда" - это миф или прихоть гурманов.

Зачем он пишет такую ложь? Мы, прожившие в СССР, всё помним.

Я в те годы часто ездила в командировки в Москву. В нашем городе, когда в гастрономе "выкидывали" колбасу, даже с работы отпускали, чтобы отстоять очередь и что-то купить.

Поэтому из командировок я всегда везла столько продуктов по заказам, сколько могла дотащить. И в поездах практически все пассажиры вывозили из столицы продукты (и не только продукты) в свою голодную провинцию.

Гурманы тут не причем. Людям надо было элементарно выживать.

Это наша жизнь, которую мы реально прожили. Не дай Бог, если всё это вернется.

1

В 1970 - е годы в Москву за мясом( и не только) ездили даже из Свердловска( Екатеринбурга). Люди,не работаетавшие в местах,где распределялись продуктовые пайки,объединялись по две три семьи и отправляли кого то одного на добычу в Москву. Нагружались чемоданы и проводники их в какие то специальные места помещали. Конечно это было возможно только в холодное время года.А приезжая из ближнего Подмосковья случалось утром пробежаться за покупками,оставить их в камере хранения на автовткзале и забрать вечером. Иначе успех сомнителен. Перестройка не причина дефицита многого необходимого, а в большой степени, его следствие.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID