Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

Какой индийский царь проиграл в кости не только царство, но и свою жену?

Myosotis [107K] 10 месяцев назад

Какой индийский царь проиграл в кости не только царство, но и свою жену Дамаянти?

3

Пагубная игра в кости, в результате которой происходят различные несчастья, довольно распространенный в индийском эпосе сюжет.

Пожалуй, самой знаменитой такой игрой является та, которую можно считать одним из ключевых моментов „Махабхараты”. В ней царь Юдхиштхира, один из братьев-Пандавов, играет с Шакуни и проигрывает не только свое царство и богатства, но и братьев, и самого себя, и свою жену Драупади. В дальнейшем всё, случившееся в результате этого проигрыша, и приведёт многотысячные войска на поле Куру, где свершится великая битва, погибнут сотни героев, а мир свалится в бездну Кали-Юги, Эры Мрака.

Однако игра Юдхиштхиры и Шакуни – далеко не единственная, о которой упоминается в этом величественном эпосе. В „Махабхарате” есть ещё один похожий сюжет – это „Сказание о Нале”.


Эта история повествует о благородном царе Нале и царице Дамаянти. Он был царем Нишадхи, „прекрасным обликом и обладающим множеством достоинств”, которому не было равных „в уме, красоте и отваге”, а она – дочерью Бхимы, наделенной добродетелью и красотой. Примечательно, что это Дамаянти выбрала Наля в мужья – на церемонии сваямвары (свободного выбора), причём к ней, помимо земных царей, сватались боги Индра, Агни, Яма и Варуна. А помог её совершить выбор лебедь с золотыми крыльями (которого незадолго до этого Наль пожалел и не убил на охоте).

Долгой и чудесной была жизнь супругов в Нишадхе. Но в неё вмешался демон Кали: он тоже хотел посвататься к Дамаянти и затаил злобу на удачливого соперника. Демон терпеливо выжидал целых двенадцать лет и нашел-таки лазейку в благородном сердце Наля – тягу к игре в кости.

Коварный Кали подговорил брата царя Пушкару вызвать Наля на игру, вселив в кости своего напарника, демона Двапару. В азарте Наль проиграл и золото, и коней, и оружие, и земли.. всё, кроме собственной жизни и тряпья на теле. В конце концов Пушкара потребовал поставить на кон и саму Дамаянти. На это требование Наль не ответил: он покинул уже чужой дворец и жена последовала за ним.

Далее супруги расстались.

Дамаянти некоторое время блуждала по лесу, а потом нашла в приют в царском дворце в Цеди, где царицей была ее тетка. В конечном итоге она вернулась к отцу.

Всё это время Дамаянти не оставляла надежда отыскать и вернуть мужа. Она даже сочинила песню о проклятой игре и своих несчастьях и попросила всех странников, где бы они не бродили, петь её.

В это время Наль переживал собственные приключения. Ещё в лесу бывший царь спас из огня царя змей Каркатаку. В благодарность Каркатака открыл ему причину его несчастий и дал совет направиться к царю Ритупарне, славящемуся как непревзойденный игрок в кости. А ещё змей одарил Наля своим укусом, в результате чего вселившийся в Наля демон Кали оказался отравлен ядом и был вынужден мучиться, а сам Наль изменил облик.

В образе уродливого карлика Наль пришёл к Ритупарне и нанялся конюшим. Вскоре он снискал славу наилучшего знатока коней.

Шло время. Однажды в Айодхьи появился странствующий брахман: когда он уже готовился покинуть дворец, он запел сочиненную Дамаянти песню и неожиданно услышал ответ. Певца он не увидел, но ему рассказали, что петь мог только карлик конюх.

Брахман поведал эту историю Дамаянти, и умная царица поняла: ответил ее песне Наль, а его облик – просто изменился. Для неё это не имело значения.

Вместе с отцом Дамаянти придумала, как можно заманить к ней Наля: Бхима объявил, что его дочь собирается выйти замуж и послал приглашение Ритупарне, а времени же назначил один день.

От Айодхьи до Кундины было немного-немало – ровно десять йоджан (около 140 км) – и проехать это расстояние за один день было невозможно. Но царь Ритупарна вспомнил, что его конюх известен как лучший знаток коней и направился с этим вопросом к нему.

Конечно, Наль пришёл в смятение, но молча выбрал и запряг лошадей и сам взял в руки поводья колесницы. Кони понеслись быстрее бури: они скакали так быстро, что с Ритупарны сорвало плащ. Он просил колесничего остановиться, но Наль заявил, что плащ уже очень далеко.

Ритупарна удивился и восхитился такому искусству и попросил научить и его. Взамен же он обещал научить игре в кости, утверждая, что так овладел умением счета, что может даже рассчитать, какие кости находятся в руках игрока.

В доказательство Ритупарна тут же назвал число листьев и сучков на дереве, мимо которого они проезжали. Когда Наль остановил коней и сам пересчитал листья и сучья, оказалось, что Ритупарна ничуть не ошибся.

Тут же они обменялись своими умениями. В тот миг, когда Наль полностью овладел тайной чисел, демон Кали покинул его сердце и вошел в дерево.

Когда колесница, ведомая Налем, приблизилась к Кундине, Дамаянти тут же узнала стук колес и манеру обращаться с конями. На знакомые звуки отозвались и лошади, и слоны, и павлины. Позже доверенная служанка поговорила с карликом и узнала, что именно он привел колесницу из Айодхьи всего за один день, и подсмотрела, как по его слову сами наполнялись водой кувшины, разгоралась солома и готовились кушанья. Попробывав же кусок мяса, приготовленный уродом, Дамаянти окончательно уверилась в том, что это и есть её муж.

На следующее утро Ритупарна со слугами был принят в царском дворце и там, при всех, Дамаянти заговорила с Налем и тот вернул себе истинный облик.

Супруги воссоединились и вернулись в Нишадху, где Наль вызвал брата на игру и выиграл у него все свои богатства и царство. Наказывать же Пушкару он не стал, объяснив, что тот ни в чем невиновен, поскольку действовал под влиянием демона.

Пушкара раскаялся, выбросил кости и стал жить в своем уделе. А Наль и Дамаянти с тех пор благоденствовали в своем дворце и все земли воспевали ум и доблесть Наля и верность его Дамаянти.


Эта история – довольно древняя. Во всяком случае, она намного старше основной истории „Махабхараты”, которая относится к XI веку до нашей эры. Так, уже в „Рамаяне” (тоже, кстати, составная часть „Махабхараты”) Сита утверждает, что

то есть для неё эта история – известная и давняя.

О глубокой древности „Сказания...” говорит и то, что в нём действуют старые ведийские боги – Агни и Варуна, а Кали – назван демоном и пока не является кровожадной богиней, супругой Шивы.


Итак, учитывая все подробности вопроса, речь идёт не о главном герое „Махабхараты” Юдхиштхире из рода Панду. Его история – подобие гораздо более древнего сюжета.

Царь, проигравший в кости свои богатства и царства и ставивший на кон жену Дамаянти, это Нала (Наль).

модератор выбрал этот ответ лучшим
3

Жил-был очень давно за 3000 лет до нашей эры в Индии царь Пандав. И очень любил он играть в кости.

Но не везло в игре царю-почти всегда проигрывал. Однажды увлекшись игрой, царь в очередной раз проиграл и свою казну, и свое войско, и мать, и братьев. Самой последней ставкой стала его жена - нежная красавица Драупади.
Но и ее он тоже проиграл. Обрадованный победитель приказал привести в зал, где проходила игра, прекрасную Драупади. Она отказалась прийти, говоря, что еще не одета. Тогда враги схватили ее за волосы и поволокли в зал как простую рабыню. И вот - все увидели горько плачущую от стыда Драупади, из последних сил старавшуюся удержать свое наполовину спустившееся платье. Один из насмешников решил сорвать с Драупади одежду, чтобы навсегда покрыть ее имя позором. Но как он ни старался обнажить ее, Драупади оставалась одетой. Победители схватили один конец тонкого материала, в который она была тщательно задрапирована. Они продолжали тянуть и распутывать материю, но напрасно. На ее защиту встал сам Кришна, сделавший ткань сари бесконечной.
Та­к 5000 лет назад, в Махабхарате (в древнем индийском эпосе) впервые была упомянута древняя индийская женская одежда - сари.
Современное сари – это один цельный кусок ткани длиной от 5 до 9 метров (иногда и до 12) и шириной около метра. Примечательно, что соткано сари без единого шва.

2

Это история из индийской "Махабхараты".

Жил такой правитель Наль -безупречный, беспорочный, бесстрашный, красивый. Но была у него слабость -игра в кости.

И жила прекрасная Дамаянти, к которой сватались многие, в том числе и боги. Они-то и послали в качестве посланца Наля - с тем, чтобы Дамаянти передала через него свой выбор. Однако Дамаянти выбрала самого Наля.

Тогда боги решили отомстить Налю. Один из них - Кали вселил в кости злого духа и подговорил обиженного сводного брата Наля отыграть у того все его имущество через игру в кости.

Увлекшись игрой в кости, Наль проиграл все, что имел, а когда на кон ему, нищему, предложили поставить его жену Дамаянти, он развернулся и ушел.

Дамаянти как верная жена ушла вместе с Налем.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID