Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

Почему именно СИНЯЯ Борода, и именно СИНИЙ Чулок? Что же с этим цветом?

Люсси [36K] 2 месяца назад
4

Синяя борода у французского маркиза была на самом деле очень черной. Настолько черной, что казалась синей. А курсистки в позапрошлом веке носили и в самом деле синие чулки фабричного изготовления. Практичные и дешевые. Так, что это просто совпадение.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
1

Странно (а может быть, и не очень), но людям вообще свойственно придавать какое-то особое значение определенным цветам. Вопрос о символике цветов довольно обширный и интересный, но мы остановимся на европейской культуре и европейском сознании (ведь оба выбранных выражения – именно их часть).

Европейская символика – весьма забавный сплав христианского, античного римского и греческого и древнего кельтского. Это стоит иметь в виду.

Посмотрим, что такое „синий”?


Начнём, пожалуй, с кельтов.

У самых разных народов синий цвет так или иначе оказывался признаком божественности. Тут простая и явная ассоциация: синий – это цвет неба, а небо было обителью богов.

Кельты в этом отношении от прочих не отличались: многочисленные боги и богини кельтского пантеона часто щеголяли в синем. Скажем, богиня Рианнон, покровительствовавша­я лошадям, предпочитала бело-синие одеяния.

Чем боги отличаются от простых смертных? Тем, что они бессмертны и обладают необычными силами и умениями, которые позволяют им творить чудеса и легко пересекать границы миров.

Так что весьма в скором времени синий цвет стал означать не только божественность, но и особые знания – волшебство, ясновидение, способность предвидеть будущее и тому подобную мистику. Он превратился в неизменный атрибут не только богов, но вообще всех существ, необычных умений – скажем, сидхе.

Стоит учесть еще и то, что в представлении кельтов война – вещь отчасти священная. Сражение – это, помимо всего прочего, своеобразное богослужение, сражающиеся – жрецы, а погибшие (с любой стороны) – жертвы. Кроме того, в сражении убивают, а любая смерть – открывает двери между этим миром и тем. То есть воин – не просто жрец бога войны, он вплотную приближается к тайному, потустороннему.

Неудивительно, что синий вскоре стал ещё и цветом воинов: богини войны надели синие плащи, а воины (особенно готовясь к тяжелой битве) – украсили себя синими узорами татуировок.

Так что у кельтов синий цвет прочно ассоциировался с тайнами, чародейством и смертью. Это был цвет бардов, колдунов и воинов.

У древних римлян первоначально синий цвет также был атрибутом божеств и означал возвышенность, преданность, стойкость.

Но позже римские войска встретились с варварами Европы – германцами, пиктами, галлами – и все изменилось. Вряд ли, конечно, легионеры прониклись глубокой философией кельтской религии, но воины, идущие в бой в синей раскраске произвели на них неизгладимое впечатление. Настолько, что вскоре синий цвет прочно связался в римском мировоззрении с варварством и дикостью и начал означать тревогу и даже траур.

Первые христиане унаследовали от римлян именно такое отношение к синему. Он словно исчез из христианской символики и использовался редко.

Однако уже к концу первого тысячелетия синий вернулся. И не просто вернулся, а триумфально – во всем блеске и великолепии.

В христианском символизме синий цвет ассоциируется с небом, причём небом чистым, без облаков. Отсюда связь синего с чистотой и истиной, божественным началом, духовностью. Скажем, уже с XI века в неписанной „табели о рангах” синие одежды были предписаны Деве Марии. А поскольку Богоматерь была „девой непорочной”, то и синий цвет стал плотно связан с чистотой телесной и духовной – в противовес „порочному” и „развратному” красному.

Синий – холодный, высокий, отстраненный, в то время как красный – агрессивный, жестокий и весьма плотский.

Итак, синий – это цвет духовности, божественности, „чистоты”, верности, умиротворения и стойкости. Он противопоставляется красному как символу порочности, соблазна и греха.

Но под этим слоем таился другой, где синий связывался с мистическим, чудесным и... опасным.


А теперь вернёмся к нашим выражениям.

Проще всего будет с „синим чулком”. Так называют женщин, которые полностью посвятили себя науке или работе, не интересуясь любовными отношениями и семьей. Как правило, при этом имеется в виду, что такая женщина непривлекательна и не обращает внимание на свою внешность и одежду.

Считается, что родилось это выражение в конце XVIII века. Именно в 1760-ых годах, в Англии, в модном салоне писательницы Элизабет Монтегю собирался кружок для ведения возвышенных научных бесед. Были в нём лица обоего пола, но особую роль играл некий изысканный джентльмен по имени Бенджамин Стиллингфлит - ботаник, писатель и переводчик.

Как истинный английский джентельмен Стиллингфлит отличался некоторой эксцентричностью, которая проявлялась в том, что он предпочитал синие шерстяные чулки. А ведь мода и этикет предписывали носить шелковые черные!

Довольно скоро Стиллингфлит получил прозвище „синий чулок”, а модный кружок стал называться „Обществом синих чулков”.

Ну. а потом адмирал Эдвард Боскауэн, недовольный тем, что его жена слишком увлеклась научными беседами в „Обществе...”, насмешливо и зло назвал „синим чулком” её саму. Адмирал был человеком известным и меткое прозвище прилепилось к чересчур занятыми наукой женщинам.


Синяя Борода – это имя (прозвище) героя сказки (барона или маркиза), который часто женился и расправлялся со всеми женами. То ли за то, что они нарушали его запрет интересоваться содержимым одной из комнат в замке, то ли по природной склонности.

Синей Бородой называют человека, внешне благопристойного, но имеющего некую неприятную и даже зловещую тайну и готового (способного) убить для сохранения этой тайны.

Сказка стала весьма известной в литературной обработке Шарля Перро.

Считается, что прототипом героя сказки стал французский барон и маршал Жиль де Рэ, обвиненный в многочисленных убийствах, некромантии и поклонению Сатане и казненный за это в 1440 году. Был ли он действительно виновен – дело тёмное.

Может быть, история Жиля де Рэ и повлияла на возникновение сюжета, но по сохранившимся изображениям какой-то там особенной бородой, а тем более синей, он не обладал. Барон был черноволосым да и бородка у него была так себе.

Однако общеизвестно, что сюжет для знаменитой сказки Шарль Перро позаимствовал у простонародья и искусно соединил с историческими фактами. А наиболее распространена история о коварном аристократе со зловещей тайной была в Бретани, а также в Уэльсе и Корнуолле.

Вероятно, история де Рэ некоторое влияние на него оказала, но сам сюжет уходит „в глубь времен” – в раннее Средневековье и кельтскую древность. Встречались в ней персонажи (как правило, злобные и крови не совсем человеческой), отличительной чертой которых была борода подозрительно синего цвета. В ранних христианских легендах синий оттенок бороды – явная печать дьявола, но это отголосок общего отношения всего христианского к всему языческому. Ну, а в языческой (в данном случае кельтской) мифологии синий, как мы помним, – указание на нечеловеческую природу персонажа и его колдовские силы.


Так что то, что „синий чулок” именно синий, ничего не значит. Это чистая случайность.

А вот Синяя Борода носит бороду синего цвета не просто так. Это – след древней (скорее всего, кельтской) легенды, где оттенок волос главного героя – коварного злодея и убийцы – намек на его поистине смертельную опасность.

1

Понятия не имею почему синяя борода и синий чулок, знаю только то, что синий цвет значительно снижает аппетит, так что, если вы решили похудеть, купите себе посуду синего цвета и худейте себе на здоровье! С этим цветом действительно что-то не так...))

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID