Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
3

Какие самолеты изображены на вариантах картины Нисского "Над снегами"?

Gremy [40.3K] 3 месяца назад

У Георгия Нисского есть 2 редакции этой картины - образцов 1960 и, кажется, 1964 гг. На них наибольшее внимание притягивают летящие над заснеженными просторами лайнеры с красной "полярной" раскраской, однако, видимо, умышленно, они изображены в размытых тонах, и трудно определить, что это за самолеты, какого типа. Слышал мнение, что на позднем варианте картины изображен Ту-104, но это явно не он. А что же (там и там)?

2

На картине 1960 наиболее вероятно мог быть изображён полярный трудяга Ил-14, который выпускался серийно с 1953 года и был ниболее популярной машиной. Ан-24 пошли на смену Ил-14 только с середины 1960-х годов.

Но если присмотреться повнимательней, то на крыре самолета видно два винта. То есть это мог быть Ан-10, эксплуатация которого началась с 1959 года. Но у него высокое расположение крыла. Значит это наиболее вероятно мог быть только Ил-18, который серийно выпускался с 1958 года.

По картине 1964 года все более-менее становится ясно, если внимательно присмотреться к хвостовому оперению. Несмотря на то, что тогда самым популярным действительно был Ту-104,

но производство его уже сворачивалось к тому времени он успел морально устареть и заканчивалась лазработка реактивных лайнеров второго поколения.

Судя по тому, что основная идея художника была показать опережающий технический прогресс страны (возможно это и стало причиной создания второго варианта картины), очень даже не исключено, что за основу летательного аппарата он взял Ту-134, который ещё не пошёл в серию и реально не мог ещё совершать полёты с характерной раскраской, но в 1963 году уже совершил первый полёт и его изображение уже тиражировалось на марках, спичечных этикетка и открытках.

В пользу этой версии говорит характерное хвостовое оперения. Ясновидимые рули высоты установленные над рулём направления.

Вариант Ил-62 тоже имеет право на существование по таким же основаниям, как Ту-134, но его четыре двигателя в хвосте были бы более рельефны.

Gremy [40.3K]
Все очень логично, сомнения относительно Ил-18 на ранней редакции отпадают. В отношении поздней... судя по соотношению "длина фюзеляжа к толщине (высоте)", скорее Ил-62, чем Ту-134 (они не использовались в поляной авиации, но, видимо, этот, изображенный на полотне, поднялся с Пулково или с какого другого аэродрома, на котором базировались испытуемые машины (будущий флагман Аэрофлота тогда был не в серии, а проходил испытания)).  3 месяца назад
Евгений 49 [67.5K]
Согласен. Хотя они оба в 64-м году не могли быть в полярной авиации. И даже в серию ещё не пошли. Но художник имеет право на художественный вымысел. Возможно для этого так и размазал изображения, что бы не спорили - могло или не могло такое быть. Суть же картины несомненно -
техническое развитие и прогресс авиации. Потому и использовал изображения самых новых по тем временам (1960-го и 1964-го годам) аппаратов.
 3 месяца назад
комментировать
2

Чтобы точно ответить на этот вопрос, надо наверно хорошо знать и творчество художника и историю создания картин.

Если судить только по изображению и времени создания картин, то самолёт на первой картине винтовой (турбовинтовой) похож на Ту-114 или Ил-18 по времени выпуска обе машины попадают ко времени появления картины и винты вроде бы удаётся рассмотреть. Обе машины начали выпускаться примерно в одно и тоже время и предназначены были для дальних перелётов и как раз 1959-61 годы самое начало их эксплуатации.

На второй картине по профилю угадывается скорей всего Ил-62, его первый полёт состоялся в начале 1963г. Стабилизатор над килем и турбины в хвостовой части говорят в пользу этой модели. Так же 1963г первый полёт совершил Ту-134, но он в отличие от Ил-62 был ближнемагистральный и более компактный.

Что касается окраски их была масса вариантов, могла быть и специальная для испытаний в высоких широтах.

Мне почему то больше нравится вариант 1.Ил-18 и 2.Ил-62. Но дело даже не в этом, просто в начале 1960-х окончательно сложилась идея перехода авиации с винтовой на турбореактивную тягу, самолёты стали лайнерами. Возможно этот момент как раз и отражают два варианта картины.

Gremy [40.3K]
Что ж, Ваше мнение в точности совпадает с моими "подозрениями­" - я тоже вроде различил винты и, похоже, это не обман зрения, поэтому - Ил-18 (Ту-114 едва ли - он габаритнее, крылья не прямые, а стреловидные и хвост скошен назад); в отношении 2-го варианта - турбины с трудом, но действительно просматриваются, а стабилизатор над килем довольно отчетлив. Вроде бы быть нечему, кроме Ил-62.  3 месяца назад
комментировать
1

Могу предположить, что на картине изображена модификация самолета ИЛ-18 судя по менее выраженной стреловидности руля направления, чем у ТУ-104 (ТУ-114). ИЛ-18 выпускался с 1958 года и использовался в заполярье для ледовой разведки, метерологических исследований, а также в транспортном варианте.

Gremy [40.3K]
На 1-м (верхнем) варианте - да, пожалуй. А на 2-м?  3 месяца назад
Евгений-П [1.6K]
То же , только ракурс немного другой. Еще в СССР в то время на севере использовали близкий по размеру самолет АН-10, но он имеет верхнее расположение крыла и немного задранный хвост - явно не похож. Другие похожие варианты самолетов, которые эксплуатировались в начале 60-х в Арктике не встречались мне.  3 месяца назад
Gremy [40.3K]
Едва ли то же - винты отсутствуют, вроде чуть проглядывают задние турбины, а стабилизаторы поверх киля вибны отчетливо. Скорее всего все-таки Ил-62 (хотя он в полярной авиации не использовался; этот, видимо, идет из Питера, а путь пролег над вот этой заснеженной равниной).  3 месяца назад
комментировать
Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID