Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

Почему выражение: "Огнем и мечом" имеет двойное значение?

tokvladimir [48.9K] 7 месяцев назад
17

Выражение "огнем и мечом" является перефразированным афоризмом, принадлежащим знаменитому древнегреческому целителю, врачу, писателю и философу Гиппократу, жившему в 460 - 370-х годах до н.э.

Он вошел в историю как "отец медицины", потому что первым выделил медицину в отдельную науку,

отделив её от религии. Гиппократ известен также как выдающийся хирург древности.

В те далёкие времена многие простые жители и воины умирали от небольших ран, воспалившихся

в условиях жаркого климата, пока целители не научились хирургическим путем, ножами вскрывать раны

и удалять застрявшие в теле наконечники стрел, а затем прижигать раны раскаленным металлом для обеззараживания с последующим накладыванием целебных мазей и повязок.

В начале 1-го века, когда создавалась Западная Римская империя за счет завоевания и покорения стран

и народов, древнеримские поэты придали выражению "огнем и мечом" новое значение -

"уничтожать неприятеля, безжалостно истреблять и сжигать его города и селенья".

История Древней Руси на протяжении многих веков освещена заревом горящих городов и полита

кровью русского народа, погибшего в бесконечных братоубийственных междоусобных войнах и в войнах

с иноземными захватчиками.

Даже смена идеологии, внедрение христианства на Руси, привела к многочисленным жертвам и пожарам.

Подавляющее большинство историков считают, что Русь крестили "огнем и мечом".

Особенно хорошо это видно на примере Великого Новгорода, который был в начале первого века одним

из оплотов язычества и где правило народное Вече, хотя и были княжеские посадники.

В 978 г. князь Владимир, набрав войско из варягов, захватил власть в Киеве после коварного убийства

своего брата, бывшего правителя Киева - Ярополка. Будучи поклонником язычества, князь Владимир

воздвиг в Киеве новое капище с шестью языческим идолами, главным из которых был Перун, приносил

им жертвы, подвергал гонениям немногочисленных киевских христиан.

Узнав, что в Византии есть принцесса на выданье, слава о красоте и достоинствах которой прокатилась

по всей Европе, Владимир решил, что она должна непременно стать его женой, хотя уже имел четырех

жен и сотни наложниц.

Чтобы жениться на византийской принцессе Анне, князю Владимиру пришлось креститься и принять христианство. Его дружина тоже приняла крещение.

Вернувшись в Киев с новой женой, дружиной и византийскими священниками, князь Владимир повелел святилища и капища разрушить, идолов низвергнуть, порубить мечами и сжечь. Вскоре было проведено

массовое крещение жителей Киева, которых загнали с помощью дружины в Днепр.

В Новгород первые священники прибыли в 991 г. под охраной дружины Добрыни - дяди Владимира. Они проповедовали новое вероучение и им удалось крестить несколько сот человек.

На фото - репродукция картины И.Глазунова "Крещение Новгорода".

На картине показан момент прибытия священников и отряда Добрыни в Новгород.

Жители западной части Новгорода провели вече и поклялись не пускать Добрыню в город, не отдавать

своих богов-идолов на поругание. Чтобы отряд и священники не проникли на левобережье (западную

часть города), новгородцы разобрали мост через Волхов и поставили на берегу две камнеметательные

машины, готовые встретить Добрыню с отрядом как врагов.

Но Добрыня перехитрил повстанцев. Узнав, что те ждут подкрепление из пригородов, несколько сот

человек из отряда Добрыни под командованием тысяцкого Путяты переправились ночью на ладьях выше

города и беспрепятственно вступили в город под видом прибывшего подкрепления. Путята с отрядом

захватил тысяцкого Угоняя и других руководителей восстания, которые были у него в доме.

Тем временем стражники подняли тревогу на рассвете и завязалась жестокая сеча, в которой полегло

много народу. Часть отряда Путяты затворилась на подворье Угоняя, а другая пробилась к ладьям и переправилась на другой берег.

Новгородцы тоже разделились. Одни окружили двор Угоняя, пытаясь проникнуть внутрь и освободить

пленников, другие пошли грабить дома жителей, принявших христианство.

Чтобы выручить Путяту с частью отряда, Добрыня переправился с войском на другой берег и приказал

поджечь дома на берегу Волхова.

Для жителей Новгорода с его деревянными домами пожар был страшнее войны, поэтому все бросились

тушить пожары. Добрыня высвободил Путяту из осады, а после пожара к нему прибыли посланцы

от новгородцев с просьбой о мире.

Сопротивление язычников было сломлено, святилища разорены, идолы низвергнуты, порублены

и сожжены. Не хотевших креститься воины насильно тащили к реке и там окунали в воду. В это же время появился обычай выдавать крещённым нательные крестики, чтобы отличать крещенных от нехристей,

которые хитрили и говорили, что уже прошли обряд крещения.

Киевляне, у которых крещение прошло добровольно-принудит­ельно, но без явного сопротивления, позже злорадствовали в адрес новгородцев - "Путята крестил вас мечом, а Добрыня - огнём."

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Edgar Metzengers­tein [72K]
Интересно, что у Гиппократа было "огнем и железом", мечом врач не рубил (а если бы ему пришлось мечом делать ампутацию, едва ли бы он стал этим хвалиться), и символично, что насильники это переделали именно на меч.  5 месяцев назад
комментировать
Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID