Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

От Руси до России. О чём нам хотел сказать Гумилёв в этом произведении?

K9660 [24.1K] 10 месяцев назад
8

Сегодня много разговоров об альтернативных историках, об их, зачастую, ошибочных бездоказательных взглядах на те или иные исторические события.

Я не о "заказных сказочниках" от истории, которые даже имея классическое академическое образование, твердят о неведомых и вездесущих "украх", ведущих свое (да, и наше) начало в загадочном Конотопе и т.д. Бог им судья!

Дело в том, что монографию Льва Николаевича Гумилева, ученого энциклопедических знаний, я прочитал запоем.

Не сказал бы, что мое миропонимание и оценка исторических событий претерпела после этого прочтения существенные, я бы сказал, революционные изменения.

Вместе с тем, задуматься и взглянуть на казалось бы, фундаментально-незыб­лемые факты истории, изложенные в тех же источниках, что мы все изучаем и берем всегда за основу, через призму гумилёвской теории, оказалось весьма увлекательным занятием.

Попробую, на сколько это возможно, по-своему и кратко, почти телеграфно об отдельных моментах.

Основанный на собственной теории этносов и пассионарности своеобразный взгляд ученого на исторические события древности позволяет произвести, своеобразную, историческую реконструкцию российской истории IX – XIV веков.

Как и всякая малоизученная теория, теория этногенеза Гумилева, помогающая автору монографии провести анализ этнической истории от Руси до России, при кажущейся на первый взгляд сложности и загроможденности терминологией, оказывается на поверку – весьма проста.

Изучив историю народов, когда-либо населявших территорию России, Гумилев делает теоретический вывод, который затем подкрепляет конкретными историческими фактами о том, что каждый из этих этносов имеет свой возраст, обладающий в конкретный момент достижения своего пассионарного потенциала способностью наимощнейшего воздействия на процесс этногенеза суперэтноса всей огромной России.

В истории России, по мнению Гумилева, этногенез народов страны привел к основанию и дал жизнь двум разным суперэтносам.

Временные рамки этих двух явлений восходят к истории Киевского государства с IX до XIII века, включая историю новгородских земель, вплоть до XV века и истории Московского государства (Московской Руси) с XIII века до наших дней.

Начало эволюционного процесса, утверждает ученый, следуя ходу исторических событий и своей теории, пошло от Великого переселения народов.

Именно тогда, во II веке, славяне приступили к глубокому освоению морских побережий Балтийского, Адриатического и Эгейского морей, что и привело к этому мощному пассионарному толчку.

Дальнейшее расселение славянских племен привело в VI – VII веках к укреплению Киевского государства во главе с Рюриковичами, положившими начало правящей династии.

Расширяющему свои владения Древнерусскому государству, как воздух, была необходима идеологическая составляющая.

Такой цементирующей, объединяющей нацию опорой государства, стирающей межплеменные различия, стала христианская религия.

Крещение Руси в 988 году, по мнению Гумилева,

Поэтому в ХI - начале XII века на Руси сложился единый суперэтнос, сменившийся, правда, периодом падением пассионарности и началом феодальной раздробленности XIII века.

И вот здесь в своих рассуждениях, Гумилев приходит к выстраданной и неоднократно высказываемой им в других произведениях мысли о том, что именно так произошло вхождение Руси в монгольский суперэтнос.

Ученый утверждает, что монгольское иго было настоящим спасением для русских земель от угрозы, исходящей с Запада, стремившегося поработить славян, сделать их людьми второго сорта в рамках своего западноевропейского суперэтноса.

По мнению исследователя, славянский этнос именно в этой точке, именно в XIII веке, вошел в фазу обскурации под внешним мощным пассионарным воздействием, выраженным в экспансии как с Запада, так и Востока.

Хотя восточная экспансия, по мнению Гумилева, носила сдерживающий положительный характер.

Восток стал для Руси своеобразным ограждающим щитом от Запада, настоящим союзником.

Здесь ученый выделяет роль Александра Невского в установлении союза Руси и Орды, подробно останавливаясь на этом тезисе.

Гумилев утверждает, что

Подводя итоги своих раздумий о том какой ценой и каким путем превратилась Киевская Русь в Российскую империю, Гумилев делает вывод о том, что

Последующее время, по Гумилеву, это войны, перевороты, восстания, бунты, революции, свидетелем чему и является последующая история.

0

Лев Николаевич Гумилев " От Руси до России" , это произведение получило премию " Вехи".

В книге описана история развития именно человеческого этноса.

В историю развития России входит много народностей ( этносов) и каждый имеет свое развитие ( этногенез) и нужно учитывать их все, что бы понять , изучить прошлое.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID