Экзопланеты, почему вокруг них такой ажиотаж, чем они интересны?

Stalk 66 [2.2K] более года назад

Они интересны не фактом своего существования (то, что Солнце не более чем рядовая звезда, было понятно уже давно, так что существование планет у других звёзд - не сенсация), а теми условиями, которые там могут быть. Прежде всего - тем, подходят ли эти условия для существования жизни в том виде, в каком она может существовать, по нынешним представлениям (о есть необходимо существование жидкой воды, а значит - строго определённый температурный диапазон), ну и, если условия подходящие - существует ли там жизнь.

Вот это и есть самый главный вопрос и самый главный интерес к экзопланетам. По сути даже единственный. Мелочи, типа отработки методов поиска, что, безусловно, способствует прогрессу инструментальной астрономии, можно не учитывать.

Надо сказать, что если условия для существования жидкой воды определяются на раз, и весьма простыми способами, для понимания которых достаточно знания физики в объёме средней школы, то наличие жизни с такого расстояния определить крайне трудно. Тут уже требуется какая-то совершенно фантастическая чувствительность инструментов и какие-то совершенон изощрённые способы анализа данных. Потому что - а как определять, если и планет-то самих ни фига не видно?! Ведь, что, что у звезды Х есть планеты Xa, Xb, Xc и так далее до конца алфавита, определяется лишь косвенно. По тем отклонениям, которые планеты оказывают на движение звезды, или по периодическому и кратковременному изменению видимой яркости звезды (транзитный метол), если нам пропёрло оказаться на продолжении той же плоскости, в которой вращаются планеты. А может только одна планета из нескольких - даже в нашей системе каждая планета вращается в своей плоскости. И эти косвенные методы позволяют оценить размеры и массу планет, а значит - и температуру на их поверхности, но никак не дают возможности сужить хотя бы о том, есть ли на них атмосфера, тем паче сказать - из чего она состоит. Для этого нужно СИЛЬНО повысить разрешение инструментов, научиться отделять свет, прошедший сквозь атмосферу или рассеянный атмосферой планеты, от света самой звезды.

И вот если при таких наблюдениях будет, например, надёжно зарегистрированы линии поглощения, соответствующие свободному кислороду, - это будет однозначным аргументом наличия жизни. Свободный кислород - сильнейший оксилитель, он должго не живёт и непременно с чем-нибудь свяжется. Поэтому наличие в атмосфере свободного кислорода возможно только при его постоянном пополнении - а это может делать только живая материя.

Экзопланеты помогают понять механизм образования солнечных систем и главным образом нашей системы. Но хотя на сегодня открыты сотни экзопланет, ничего близко похожего на нашу Землю пока не открыто. Есть системы по семь планет. Три из них находятся на расстоянии от звезды, приблизительно таком же, как наша Земля. Значит, там могла зародится жизнь. Но пока дальше таких рассуждений ничего не идет. Слишком далеко и слишком трудно добывать информацию.

С другой стороны такой уникальной системы, как наша Солнечная, до сих пор не открыто. Их просто нет. Есть анимированное фото открытых экзопланет. Там четко видно, до чего удивительные системы нас окружают, но жизнь на большинстве из них невозможна. У нас сразу приходится вспоминать Бога или очень продвинутых инопланетян. Для Земли созданы все условия. И Луна для приливов и отливов и большие планеты, как Юпитер и Сатурн, которые, как два больших пылесоса собирают на себя своей мощной гравитацией весь космический мусор, не позволяя ему упасть на Землю и придушить жизнь в зародыше. Много и других весьма любопытных совпадений, которые не могут быть случайностью. Вот изучение экзопланет об этом и говорит, или пока только намекает.