Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

Предложение с двумя повторяющимися основами простое или сложное?

galina avanesova [20.9K] 2 недели назад

Предупреждаю: спор можно не читать; сразу попытаться ответить на вопрос!

И там на подушке из ярких песков,

Под тенью густых тростников,

Спит витязь, добыча ревнивой волны,

Спит витязь чужой стороны. (М. Ю. Лермонтов)


Предложение из учебника русского языка для 7 класса (автор Г. Граник). Думаю, не только мне интересно: если в предложении две одинаковые грамматические основы, является ли оно сложным?

Это был вопрос.

И такие противоречащие друг другу ответы:

Думаю, что предложение все-таки простое, повтор играет стилистическую роль. Правда, не могу, к сожалению, сослаться на конкретный источник с похожими предложениями и точным ответом. Но подобное явление часто описывается в учебниках. Я имею в виду характеристику сказуемого в предложениях типа он шел, шел и пришел. В предложении два простых глагольных сказуемых: шел, шел и пришел. Повтор слова не осложняет структуру предложения, не делает сказуемое составным. В предложении из вопроса такой же пример, только другого структурного уровня. Вопрос только, нужно ли это семиклассникам? Не запутает ли их?


Вот нашла характеристику этого приёма: эпанафора (анадиплосис), или стык – прием, при котором конец предложения повторяется в начале следующего.


Здесь ясно сказано, что это разные предложения. Есть пример: "Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня". Точь-в-точь наш пример. Согласна, что есть разные точки зрения на это, но чтобы разбирали как простое - не видела. Есть и с точкой - как парцелляция: «Все мы ожидаем друг от друга понимания наших сокровенных желаний. Наших сокровенных желаний, исполнения которых мы все втайне ждем».Второе - неполное, парцеллированное.


Простите, но там сказано следующее: "Эпанафора (анадиплосис), или стык, – прием, при котором конец предложения повторяется в начале следующего. «Все мы ожидаем друг от друга понимания наших сокровенных желаний. Наших сокровенных желаний, исполнения которых мы все втайне ждем»". У нас никак не анадиплосис... Посмотрите внимательно!


Повтор как фигура речи может представлять из себя повтор слов, повтор словосочетаний и повтор предложений. В русском языке грамматическая основа всё-таки является предложением, значит, это повтор предложения. Для 7 класса не дали бы конструкции с таким сложным и спорным анализом, думаю, автор имел в виду, что это два предложения с повторяющейся основой (как худ. приём). "Он шел, шел и пришел" - совсем другая конструкция, здесь повтор слова(сказуемого). Насчёт одной ситуации и количества витязей:

В примере: Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла - ситуация одна, и берёза одна, а предложений два, это симплока - сочетание анафоры и эпифоры, в смежных стихах.

Это отдельные предложения, каждое имеет своё значение, поэтому предложение сложное бессоюзное. Одинаковых основ может быть много.

Если бы повторялись только сказуемые: спит, спит витязь - учитывалось бы только одно повторяющееся сказуемое (не однородные члены, а одно) Или вот:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой. (М. Лермонтов)

Это отдельные предложения. Первое двусоставное, дальше - односоставные. Представьте себе, что Вы указываете в анализе: простое, осложнённое... чем? повтором? - нет такого осложнения в русском языке.


Да с детьми-то я разберу это предложение как сложное. А вот что это в грамматике... Поэтический синтаксис особый, как и синтаксис разговорной речи. Хорошо бы где-нибудь почитать. Я не нашла. Про сказуемые: я понимаю, что это другое. И в ответе об этом упоминаю. Но никто же не говорит, что в предложении "он шел, шел..." - два сказуемых, а говорят об одном, простом глагольном. Почему ту же логику нельзя применить к повтору грамматической основы?


...И всё-таки детей Вы запутаете, предложение сложное, потому что здесь две основы, хотя они и повторяющиеся. Фигура речи здесь имеет не только стилистическую функцию, но и синтаксическую, лексический повтор выражается конструкцией, занимающей две позиции, это сложное предложение.

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
вопрос поддержали: Удивительная Рядом 5 кредитов
2

Синтаксис - это не просто безумное заумство лингвистов. Синтаксис - это прежде всего порядок, организующий отдельные слова в связную речь.

В поэтической речи повторения обусловлены ритмом и мелодией. Да, стихотворное творчество - на стыке языка и музыки, но в поэзии нет механического заполнения пространства лишь бы какими ритмически организованными звуками, разве только мы столкнулись с образцом дурной попсы, автор текста к которой не знает, как растянуть "любовь - морковь" на три куплета, а автор мелодии мается той же проблемой - как растянуть трёхнотный мотивчик на три минуты звучания. Лермонтов, упомянутый в вопросе, - явно не этот случай.

Об особенности художественного текста интересно писал Ю. М. Лотман, и для нас важно усвоить некоторые важные выводы, которые в в русском литературоведении до него не делались, потому что литературой слишком мало занимались "технари" наук о слове - лингвисты.

*

(Цитаты из главы "Поэзия и проза")

Призываю в помощь авторитет Лотмана, чтобы не звучала голословно простая, но важная мысль: в поэзии нет "просто повтора".

Если автор поэтического текста взялся нанизывать на шампур внешне идентичные грамматические основы, без которых не может быть предложения в принципе, значит, ему нужны именно такие богатые смысловыми возможностями формообразующие элементы предложения.


Наверное, это тема для серьёзной научной статьи или даже главы в кандидатской, а у меня мысль голенькая, свеженькая и в высокомудрых научных дискуссия необкатанная: повторы грамматических основ в поэтическом тексте связаны с актуальным членением предложения, в котором они вначале подаются как рема, а потом становятся темой высказывания.

Это дебри. Я пыталась объяснить их нефилологам или "зелёным" в ответах на вопросы:

сюда

туточки, желательно прочитать именно в таком порядке.

Смотрим на стихотворение Лермонтова:

Все эти подушки и волны сказаны лишь для того, чтобы ввести в текст персонаж - витязя, потому что подробному описанию русалочьего "там" посвящена целая предыдущая строфа:

Значит, первый раз "спит витязь" - рема предложения.

Самое главное здесь - сообщение об иноземном происхождении героя, поэтому "спит витязь" становится темой.


Актуальное членение касается самого важного в предложении - ради чего оно вообще произносится. И переход из одной категории в другую является принципиальным. Поэтому по моему глубокому убеждению перед нами простые предложения в рамках сложного, а не украшательство звуками.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
3

Сложным предложением считается то, в котором две и более основы. Повторяющиеся слова в основах или не повторяющиеся - это к тавтологии относится. Поэтому если две основы в предложении, то оно - сложное.

2

Предложение с двумя повторяющимися основами сложное, потому что в нём больше одной грамматической основы.

Мне так же понравилось такое объяснение - "Сложное предложение — это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой."

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
Быстрая регистрация
OpenID