Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
2

Стоит ли изменить программу по литературе в 21 веке?

Кругляшка [6.6K] 5 лет назад

В школе для меня было настоящей пыткой читать те книги, которые были в программе по литературе. Хотя читать я обожала. Часто я выезжала на том, что либо смотрела кино (как "Война и мир" или "Тихий Дон") либо искала краткое содержание. Сразу говорю, что это относится не полностью ко всем книгам. Конечно же были и захватывающие.

Сейчас с возрастом уже понимаю, что нужно ознакомится с некоторыми произведениями более подробнее.

Но вот чего я не понимаю вообще, за какие заслуги именно эти произведения включаются в школьную программу?

Всю глубину описанного в этих произведениях, весь жизненный смысл не понять школьнику 15-17 лет. Плюс удивляет то, что время идет, все вокруг меняется, но список литературы остается прежним. Современным детям это не то, чтобы интересно, они многое просто не понимают.

2

Сама я в школу не ходила, так как имела вещь трансгендерности и поэтому освещу вопрос с внешней стороны. "Война и мир" дельная книжка, но я читала советское бумажное издание - которое больше годится для уроков французского, чем литературы. Да и большая она и вряд ли в школьном возрасте имеет смысл воровать у ученика время на прочтения ее всей. Здесь действительно нужен популярный пересказ, а лучше более краткое произведение об отечественной войне 1812г.

Я говорю об "Кавалерист девице" Александра Александрова (Надежды Дуровой) написанной по мотивам действительно случившихся с ним событий.

"Тихий дон" ну про революцию - причём совершенно не в духе советской пропаганды. Опять же вполне достаточно и кино, только конечно замативировать на его просмотр можно только включив его в программу.

"Повесть о настоящем человеке" также на самом деле имевшая место быть история. Причём этот случай не единственный и подобное было и в армиях других стран. Так в первую мировую американский лётчик летал без кисти руки (про это тоже есть кино). Но опять -же стоит ли воровать время на ее полное прочтения - вряд ли.

Про то, что славянский народ был и вполне себе жил и до князя Владимира более уместно рассказывать на уроках истории, где опять же можно рассказать и об дошедших с тех времён произведениях. Вот только здесь достаточно просто знать, что таковые есть, а их прочтение может быть нужно и интересно только узким специалистам (даже взрослым).

Намного важнее разоблачать фейки a-la ”Славяно-арийские веды", но это опять к истории.

Однако для того чтобы обсуждать, что лишнее в школьной программе существует отдельный вопрос и эта тема сильно дискуссионная. Лучше поговорить о том, чего в ней не хватает. Об этом я уже много где писала и не вижу смысла портить эти статьи "поднятием оригинальности" поэтому процитирую себя-же без изменений.

Подвох в том, что не осилит отрок всего перечисленного, а ведь ещё Азимов и Ефремов есть (которые кроме своего творчества также известны и своими научными работами), и В. Савченко, и классики как Уеллс, Богданов и Беляев и многие их произведения хотя и устарели с научной точки зрения, но не утратили актуальности содержащихся в них посылы.

Поэтому увы надо исходить из имеющегося жёсткого формата. Так в случае "Суммы технологий" можно обойтись именно главами про "фантомат" и дать ссылки на остальные произведения названные мной выше - которыми пан Лем несомненно пользовался, но почему-то не удосужился даже намекнуть на это в книге.

Якоже Высотский ну как его не включить в программу литературы. Тем более кроме этой у него есть и более короткие песни-сказки которые вполне подойдут и для младших классов.

Сказки Пушкина все читали и так ещё до школы. Поэтому я считаю, что в ней более уместным было бы обращение к их оригиналам. Рекомендую "Золотую рыбу" ведь у Пушкина помимо парадоксальной ситуации, что у царицы муж крестьянин и не объясняется происхождение рыбы смысл перевернут с ног на голову. В арийском варианте пострадавшей стороной был как-раз старик и только лишив его (а на самом деле старуху) всех приобретений золотая рыба (в оригинале это был самец) по настоящему сделал его счастливым.

Я была записанна во взрослую библиотеку еще в восемь лет и любовь к научной фантастики не только научила меня пониманию, но и привила любовь сначала к научно-популярной, а потом и научной литературе и подготовила к восприятию настоящей философии. Увы новое поколение из произведений С.Лема может назвать только "Солярис", который не читали, да и экранизацию уже мало кто видел. Хотя сие не самое лучшее его произведение и в нем были допущены некоторые ошибки, которые он исправил в той-же "Сумме". Имя же Ион Тихий моим сверстниками не говорит не о чем вообще. Фамилии. Ефремов и Савченко ассоциируются у них с кем угодно, только не с литературой. Зато те считают за фантастику (и при том лучшую) шизогонию про "Метро" или "Властелин колец"

А что до большинства классиков включенных в современную школьную программу, то большинство тем поднимаемых ими уже много раз и на разные лады поднимались и в книжках и фильмах про современную жизнь. Так зачем, же сие изучать в школе если ученик посмотрит их и так.

Ом.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
1

Программу по литературе однозначно нужно менять. Ведь в школах не изучают труды Иллариона Киевского или «Сло́во об и́долах», хотя еще что может быть более классическим чем первые произведения славян ровесники "Повести временных лет". Владимир красно солнышко писал шикарные стихи, но "Владимириаду" тоже не учат на память. Устрой существенно поменялся, есть масса современников, которые пишут отличные произведения, а главное актуальные и понятные современным детям.

0

Однозначно надо. Как минимум литературу двадцатого века. Без Булгакова, Паустовского, Ремарка, Хемингуэя, он просто не полная.

А вот "Молодая гвардия," "Повесть о настоящем человеке," "Сын полка," "Как закалялась сталь" скорее всего нужно исключить из программы изучения литературы.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация