Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
5

Как правильно критиковать человека, чтоб он не обиделся, а исправился?

Helen L [8.8K] 7 месяцев назад
2

Наименьший шанс обидеть человека и при этом изменить позволяет не критика человека, а критика его поведения. Поясню.

Любое проявление человека можно описывать по 5 логическим уровням:

  1. Контекст. Где? Когда? С кем? В каких условиях?
  2. Поведение. или действия. Что делает?
  3. Способности. Как? Используя какие способности?
  4. Убеждения и ценности За чем? Почему?
  5. Идентичность. Кто?

Если наша критика задействует 3-5 уровни, то мы с большей вероятностью обидим человека, или убедим его в его никчемности, закрепив нежелательное поведение. "Ты, "неумеха" (идентичность), что нарочно навредить хотел (убеждения), зачем спустя рукава, тяп-ляп делать? (способности)".

Для эффективного действия критика должна включать похвалу на 3, 4, или 5 уровне, а критиковать 1 и 2 уровни.

"Ты же профессионал (идентичность), и я видел, тебе нравится и ты можешь делать качественно (2-3). Зачем ты сделал так (здесь нужно фактически описать неприемлемую, критикуемую работу (2 уровень))? Что тебе помешало, какие обстоятельства (контекст)?

Я уверен, что если ты включиш свои способности, то всё у тебя получится."

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
5

Первый шаг в непростом деле критики другого человека прост - спросить себя, чем то, что есть вредит Вам. Если не нравится походка, манера одеваться или краситься, не нравится то, что узнали случайно про частную жизнь и т.п. - то, что вреда не приносит и посторонних не касается, то критика будет излишней. Если человек мешает, не выполняет обязательств, то тут нужно критиковать правильно. Помогут следующие приемы манипуляции:

  1. Узнайте, что ценно для собеседника. И с этой позиции начинайте. Выдвигайте те аргументы, с которыми он не сможет не согласиться, и после нескольких "да", проводите критическое замечание. При этом помним о том, что соглашаемся охотнее с теми, кто на нас похож, подделываемся под его позу, копируем выражение лица, говорим в обычном для него темпе. Заходить издалека, сначала спросить про ручку, что не пишет, стоит ли выбросить? Потом завести разговор о полезности функций подчиненного, о том какую роль важную и нужную он должен бы выполнять. Тут хвалим, то что хорошо получается. Потом проводим мысль, что если исправится, то помогут и подскажут, а если будет лениться, то его выбросят как потёкшую ручку. Наблюдала такой метод мотивирования в жизни, срабатывает и критик превращается в гуру.
  2. Никогда не критиковать на людях и второпях. Замечание делаем наедине, выбираем время, когда не будет помех, звонков, визитов, спешки. Ругать поступки, но не личность. Человек плох только сейчас и только потому, что совершил оплошность, которая больно ударила по многим. Хорошо бы нарисовать реалистичную картину последствий нежелательного поведения, помрачнее. Напираем на то, что изменения, самосовершенствование принесет пользу всем. Если ребенок будет хорошо учиться, то никаких нотаций учителей из-за плохой учебы, больше свободного времени и прочие приятные для всех бонусы. Нарисовать радужную перспективу, привязать заветную мечту к правильному поведению. С той же учёбой можно связать многие желания:приобрести интересную профессию, заработать денег, выйти замуж за нужного человека (одна знакомая вуз как хорошее место для знакомств рассматривала и не могла себе позволить быть отчисленной, потому и старалась, такой способ мотивировать себя на учёбу). Показать собеседнику, что его недостаток - ступенька, которую нужно переступить, чтобы получить то, чего эта незаурядная личность достойна. "Ты умная девочка, но вот видно, что опыта и знаний не хватает, твоя должность требует большего. Если быстро научишься, перестанешь делать глупости, то все получится".
  3. Если есть подозрение, что проблемы из-за нарочных действий,то другие методы. Не озвучивать своих подозрений, постараться поставить в такие условия, что ему придется делать то, что нужно. Но тут сложнее, придется искать "рычаги давления", искать болевые точки, призывать на помощь законы организации. В этом случае критика - способ узнать реальное отношение. Сказать неприятные слова и следить за реакцией. Если видна обида, которую пытаются скрыть, то очень аккуратно, возможно эти действия - результат неприязни личной.
2

во-первых обратиться к человеку по имени. звуковая композиция своего имени даже подсознательно действует на человека позитивно и настроит его на контакт с вами.

во-вторых можно сначала похвалить конкретные действия человека или хотя бы его усердие. "мне нравиться с каким старанием ты делаешь что-то", приятно видеть с каким энтузиазмом ты взялся за дело". а потом уже вносить объективную критику и поправки, использую союз "и", а не "но" -НО несет в себе противопоставление и будет звучать грубо. например: Миша, я прочитала твой доклад, мне понравился стиль написания и структура, И если ты добавишь несколько примеров из жизни, получиться отлично. Еще пример: (делала сегодня уроки с сыном) Леня, я вижу что ты стараешься и буквы у тебя действительно стали получаться лучше, и если будешь повнимательнее, то совсем не будет ошибок.

в третьих: критикуйте действие, а не человека. "ты -олух, все делаешь не так!" - наврядли не обидит человека.

критиковать лучше тет-а-тет. и вообще сначала надо подумать, а есть ли у вас право чтоб учить жизни конкретного человека. может лучше помолчать.

0

Прежде всего, критика должна быть обьективной. Необходимо максимально доходчиво обьяснить суть претензий. Не стоит переходить на личности, затрагивать достоинство человека, которого критикуют. Недопустимо также повышать голос. Можно в какой-то степени польстить критикуемому. Например: в общем то ты неплохо выполняешь работу, у тебя хорошо получается, но в данном случае......и.т.п.

0

Критика должна быть конструктивной ( по делу), а не обидной.

Критиковать следует , только в том случае, если человек может данный факт изменить (например, тебе не идет платье в горошек, а украсит тебя платье в цветочек).

Нельзя критиковать , такие черты , которые человек не в силах изменить (даны природой), например, у тебя писклявый голос, или длинный нос и т . д.

0

Если это человек близкий, то надо выбрать момент для критики. Если у него и так все плохо, все валится из рук, то надо подождать с критикой. Критиковать надо не конкретно данного человека, его внешность, личностные качества, например говорить о том, что он ленивый, не внимательный, а его поступки, которые он совершил, по-вашему мнению не очень правильные.

0

Здесь вопрос в том смотря что Вы хотите исправить и кто Вам этот человек. Само собой лучше это делать в максимально вежливой форме.Как вариант почаще делать акцент на данной проблеме в качестве призыва о помощи. Если это мужчина, то в последствии как то поощрять, хвалить.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
Быстрая регистрация
OpenID