Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
0

Конфликт в пьесе "Гроза": как проявляется, в чем своеобразие конфликта?

Zolotynka [143K] 4 недели назад
0

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» поднимается комплекс проблем, характерных для переломного времени в жизни общества 50-х гг. XIX в., когда менялись общественные устои, пересматривалась роль женщины в семье и обществе.

Конфликт пьесы имеет две плоскости. Первая – социальная. Противоборствуют два уклада жизни: «домостроевский» и уже вытесняемый им новый, утверждающий свободу личности и взаимоуважение в семье.

Представители старого времени – Кабанова и Дикой. Эти фамилии говорящие, уже они дают представление о характерах героев. Кабанова — блюстительница старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам:

Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. Узы со старым миром укрепляют в ней примитивность ума и ограниченность кругозора. Кабаниха верит, что за пределами Калинова творится невероятное: там «просто содом», люди запрягают «огненного змия», и сам дьявол ходит среди них, никем не замечаемый.

Не отличается прогрессивным мироощущением и Дикой, для которого главное — материальное богатство, возможность даже городничего может «потрепать по плечу».

Кабанихе и Дикому противопоставлен Кулигин — изобретатель, человек передовых взглядов. Примечательно, что и он обращается к прошлому, но, в отличие от Кабанихи и Дикого, к истинным ценностям прожитых лет, его подлинным идеалам – например, к именам Ломоносова и Державина.

Как ни странно, но социальный конфликт не означает в пьесе конфликт поколений – старого и молодого. Ни Варвара, ни Тихон не борются с изжившим себя прошлым, его самыми темными, разрушающими сторонами. Эти герои просто пытаются найти в нем свое место, устроиться потеплее. В результате зло только приумножается: в виде новой лжи – от Варвары, полной покорности, подавления в себе всего личностно ценного – от Тихона.

И только Катерина, - по выражению критика пьесы Н.А. Добролюбова, - луч света в темном царстве». Она выросла в мире любви, нежности и доброты. Мать в ней «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единстве с природой. Естественным и закономерным результатом такого взросления стала нравственная устойчивость, светлое мироощущение, основанное на вере в жизнь и в людей.

После замужества Катерина попала совсем в другую, чуждую ей среду, утверждающую в качестве жизненных ценностей, залога семейного благополучия, ханжество, бездуховность, лицемерие.

Художественный конфликт пьесы не исчерпывается столкновением двух социальных миров. Катерина борется не только с Кабанихой, но и сама с собой, в ней активно звучат противоположные личностные начала. Это духовный конфликт. Это и позволяет соотнести «Грозу» жанром классической трагедии.

Этот поставленный с ног на голову мир Катерина и пытается разрушить прежде всего в самой себе. Но героиня оказывается один на один перед неразрешимыми противоречиями. Она воспитана в духе христианских ценностей, в том числе ценности семьи, нерушимости брака, и оказывается не в состоянии любить и уважать своего абсолютно безвольного мужа. Варвара уговаривает ее на тайные встречи на стороне, после которых совесть Катерины теряет всякий покой.

Закономерным следствием духовного конфликта становится уход Катерины из жизни.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
Быстрая регистрация
OpenID