Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
6

Согласны ли вы с мнением Ивана Михайловича Сеченова?

Grifi [65] более месяца назад

Иван Михайлович Сеченов, русский просветитель и создатель физиологической научной школы, полтора века тому назад писал:

В неизмеримом большинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1 /1000 зависит от индивидуальности

Сформулируйте тезис Сеченова, используя современный терминологический аппарат. Согласны ли вы с мнением учёного? Приведите один яркий пример в поддержку приведённого тезиса и один – в опровержение.

бонус за лучший ответ (выдан): 10 кредитов
вопрос поддержали: Едель Кастро Рус 10 кредитов
Едель Кастро Рус [19.7K]
Какой шикарный вопрос! Подкину-ка пока десяточку в бонусы.

А по сути, (если это действительно писал Сеченов), то его явно занесло в использовании цифири и страсти к красивостям: 999 доводов в защиту его позиции не приведёт никто, даже и он сам. Но число красивое, конечно. Прям как ценник в супермаркете.

Поэтому пропорция "один ответ "ЗА" и один "ПРОТИВ" -- некорректна.

Когда турки отнимали болгарских младенцев и делали из них янычар, вырезавших через 20 лет болгарские деревни -- что-то не просыпалась в этих "христианских мусульманах" их индивидуальность.
 более месяца назад
Grifi [65]
Спасибо за бонус. Согласен, что число непохоже на цифру вычисленную по формуле или выведенную опытным путём.  более месяца назад
комментировать
3

Это очень ограниченная точка зрения, еще мягко сказано. Сеченову простительно, учитывая в то время когда он жил. Сейчас психология и когнитивистика сделали столько много открытий касательно мозга человека и его социального поведения, что можно уверенно сказать, что воспитание - это очень и очень второстепенный фактор. Куда большее значение имеет генетика. Конечно мы воспринимаем окружающий мир из казуальных связей, которые формируются с тех пор, как наше восприятие начинает отождествлять себя со своим я и что-то замечать, запоминать. Заметьте, это влияние скорее среды, чем воспитания пары родителей. Учитывайте еще, что полностью сформированные люди получаются даже из сирот, которых никто никогда не воспитывал. Но этим все не ограничивается. Есть масса подсознательных и инстинктивных механизмов заставляющих нас принимать те или иные решения, в обход своего самоконтроля личности, часто это происходит спонтанно. Воспитатель не может знать почему вдруг ребенок имеет склонность к музыке или экстремальным видам времяпрепровождения, а наука дает четкий ответ, так устроены его зоны мозга, а устроены они так потому, что такая генетика. Воспитатель может привить только общие представления, например, культуру, образование, но он не скульптор нейронных сете мозга. Я уж молчу о бесчисленных случаях, когда так называемые воспитатели терпели полное фиаско и люди уходили из семей, чтобы дальше сами делать выбор кем быть и как мыслить.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
3

Мне трудно сказать, вернее даже невозможно представить, что имел Сеченов ввиду, говоря эти слова. Где он проводил границу между индивидуальностью и воспитанием. Возможно он имел ввиду то, что имеют ввиду, говоря сейчас о врожденном (генетическом) и приобретенном. Если так, то мне трудно с ним согласиться. Мое несогласие могут подтвердить наблюдения, допустим, за судьбой двойняшек - одновременно рожденных людей, разнояйцевых, которые даже по темпераменту могут быть разными. От одних и тех же родителей могут родиться 10 в пятнадцатой степени вариантов генотипов детей и эта разность не может не сказаться на психике и ее содержании, и одной десятой процента для этой разности явно маловато.

Однако нельзя не обратить внимание на слова "в обширном смысле слова". Возможно Сеченов расширил смысл слова воспитание на эволюционный опыт накопленный в генах, тогда всё становится на своё место. Я далек от мысли, что Сеченов под этим расширением смысла имел ввиду накопленный опыт предыдущих реинкарнаций.

3

Степень баланса между индивидуальностью и воспитанием зависит от массы привходящих обстоятельств- которые предусмотреть невозможно.Например, известный российский музыкант Гарик Сукачёв в одном из интервью сказал - что если бы не музыка он стал бы шпаной(бандитом) .И всю свою агрессивность он

изливает в исполнение своих песен...Обратите внимание, что о каком -то специальном его воспитании и обучении этому речь не идёт...

Великий советский педагог Антон Семенович Макаренко из нескольких тысяч беспризорников и воров воспитал замечательных и честных людей.Но всем ли беспризорникам попадался такой педагог?

Увы- далеко не всем.В целом господин Сеченов НЕ ПРАВ.

это- некая красивая фраза никак и ничем не подтвержденная...

2

чтобы спорить с Сеченовым нужно быть по меньшей мере физиологом. иметь собственное мнение не возбраняется но не стоит его широко рекламировать если не имеется соответствующего образования и знаний по данному вопросу.

Grifi [65]
Я был бы с вами согласен если бы это не был первое задание для 10-11 классов и СПО из V Олимпиады «Психология без границ».  более месяца назад
Edgar Metzengers­tein [20.7K]
Едва ли научный подход с использованием современного терминологического аппарата позволит кому-то - хоть подросткам, хоть взрослым - подтвердить именно такое соотношение "1 к 999". Так что олимпиадное задание, мягко говоря, странное.  4 недели назад
комментировать
1

Если сказать своими словами, то характер в подавляющем большинстве случаев создаётся окружающей человека социальной средой. Например, если маленький ребёнок попадёт и вырастет в волчьей стае, то и повадки у него будут только волчьи. С волками жить - по-волчьи выть, так сказать. В этом трудно в чём-то возразить Сеченову... Необычайно редко некоторые черты характера передаются по наследству - это бывает в одном случае из тысячи.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
Быстрая регистрация
OpenID