Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

Может ли честь противостоять бесчестию? Аргументы, примеры, что писать?

Zolotynka [141K] более месяца назад
2

Честь может противостоять бесчестию во всех отношениях и во всех случаях, если достоинство и месть становятся идеей на всю жизнь. Расскажу пример. Это случилось в начале 60-ых годов в одном из малых городов Закавказья. Приметил брат чинуши на улице красивую женщину и пристал к ней, сказав, что он брат известного человека, и она должна быть с ним. Она предупредила его, что у неё муж-часовщик, который её любит и 5 детей. Но тот гонялся за ней повсюду, и однажды, поняв, что она никогда не согласится на постыдную связь задавил её своей машиной. Милиция, где брат этого подлеца имел огромные связи, отпустили его через два месяца. А он приехав домой, выпил с друзьями и сказал, что если будет знать, что задавив любого своего врага, сядет всего два месяца в тюрьму, то готов и дальше так поступать.Кто-то передал часовщику, что его жена не случайно попала под машину, что этот тип долго преследовал её и предлагал стать его любовницей. И когда его жена не согласилась, он просто задавил её своей машиной. Часовщик был честным человеком обратился во все инстанции, вплоть до ЦК, но на его жалобы никто не обращал внимания. Отчаявшись, он узнал, когда убийца жены встречается со своим горкомовским братом и прямо на лестнице горкомовского здания убил его ударом в сердце.Его посадили на 11 лет. Пятеро детей остались сиротами. Но брат подлеца, преследовавшего его жену, не успокоился, обратился к начальнику милиции, и тот выдал своему сановитому другу одежду милиционера, и тот каждодневно по два-три часа избивал убийцу своего брата прямо в камере. Бедный часовщик сумел дал знать своим родственникам и те полетели в Москву и привели комиссию. Сановитого человека сняли с работы, но он тут же устроился в институте, защитившись за 5-6 месяцев.Сняли и начальника милиции. Но хоь бедный часовщик просидел в тюрьме все 11 лет, но когда вышел из тюрьмы народ считал его благородным, ибо он п-мужски заступился за свою жену и отомстил обидчику.Это было ответом чести на бесчестие.Вот и тебе гуманизм советских времен.

2

Наверное, вся мировая литература на протяжении своего существования пыталась дать ответ на этот вопрос. Конфликт чести и бесчестия чрезвычайно ярко показан Шекспиром в "Гамлете": практически каждый герой пытается сделать свой выбор между честью и бесчестием. Одним (Гамлет, Лаэрт, Горацио, Фортинбрас) это удается, другим приходится подчиниться обстоятельствам и выбирать более легкий путь, который в конце концов заставляет их поступаться своими принципами и приводит к бесчестным поступкам.

А может ли честь победить бесчестие с точки зрения Шекспира? Обратимся к образам трех героев:

  • бездействие и постоянные колебания, неуверенность Гамлета заканчивается его гибелью;
  • чрезмерная поспешность и гипертрофированное понятие чести Лаэрта, опять же, заканчивается гибелью;
  • выбравший честь ради чести Фортинбрас оказывается в итоге победителем и королем Дании.

Честь, без сомнения, может победить бесчестие, но только в том случае, когда честь придерживается правил морали и справедливости.

-1

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В.Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В.Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
Быстрая регистрация
OpenID