Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
7

Какова судьба летчиков, которые впервые летали бомбить Берлин в 1941 году?

Андрей 3101 [21.7K] 11 месяцев назад
2

Летчик, капитан Е. Есин, участвовавший в бомбардировках Берлина в августе 1941 года, погиб 27.08.1941 года. Его самолет был сбит группой Bf 109, после бомбардировки Е.Есиным конвоя, сопровождавшего немецкое транспортное судно, шедшее в Ригу.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
10

Советский Союз бомбил Берлин в 1941 году начиная с седьмого августа по пятое сентября. В бомбардировках принимало участие 70 самолетов дальней авиации, ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), ТБ-7 и Ер-2. Самолеты взлетали с аэродрома Кагул на острове Эзель.

Теперь, что касается судеб тех летчиков, которые летали бомбить Берлин в 1941 году. Разная у них у всех судьба была.

Восемь экипажей (по три - семь человек) погибло непосредственно при бомбардировках Берлина. Кто то погиб позже, во время войны. Кто то дошел до конца войны, закончил академию, получил звание генерала.

Василий Алексеевич Гречишников - командир второй эскадрильи. 13 августа был удостоен звания Героя Советского Союза, летал бомбить Берлин девять раз. 23 октября 1941 года был подбит над поселком Грузино, Чудовского района, Новгородской области и направил свой горящий самолет на немецкую танковую колону.

Ефремов Андрей Яковлевич - Герой Советского Союза. Вторую Мировую войну закончил в Японии в звании полковника. После войны закончил военно-воздушную академию и работал начальником авиационного отряда, а затем заместителем начальника авиационной школы. Умер в возрасте 74 лет.

Хохлов Петр Ильич - Герой Советского Союза, после окончания войны, поступил на академические курсы при военно морской академии а затем в Академию генерального штаба. После окончании академии, ему было присвоено звание генерал-майора авиации с назначением главным штурманом ВВС ВМФ. В 1961 году был назначен начальником штаба авиации ВМФ. Ушел в запас в 1971 году, умер в возрасте 80 лет.

Жигарев Павел Федорович - закончил войну в Японии, потом командовал Дальней авиацией ВВС СССР, маршал Советского Союза. Умер в 1963 году в возрасте 62 лет.

Водопьянов Михаил Васильевич - командир дивизии, звание Героя Советского Союза имел еще до войны за освоение Арктики и покорение Севера. Был сбит в первом вылете, над немецкой территорией. Сумел пробраться к своим. Был снят с должности и разжалован. Оставлен рядовым летчиком. Службу окончил в 1946 году, в звании генерал - майора. Ушел работать в полярную авиацию. В 1949 году получил вторую звезду Героя Советского Союза. Умер в 1980 году в возрасте 80 лет.

Пуусэпл Эдэль Карлович - Герой Советского Союза. Был сбит в первом вылете, над немецкой территорией. Сумел пробраться к своим. Воевал до мая 1942 года, совершил 30 боевых вылетов. А затем летал на самолете, который возил Советские делегации в Англию и США. Лично был знаком с Уинстон Черчиллем и Франклином Рузвельтом. Потом снова воевал под Белгородом, где был ранен. В отставку ушел в 1946 году в звании полковника. Работал в правительстве Эстонии до 1974 года. Умер в 1996 году.

Молодчий Александр Игнатьевич - дважды Герой Советского Союза. В отставку ушел в 1965 году в звании генерал-лейтенанта. Умер в 2002 году в Виннице.

Плоткин Михаил Николаевич - Герой Советского Союза, был сбит седьмого марта 1942 года.

[пользоват­ель заблокиров­ан] [53]
29.07.41 г. по приказу Ставки ВГК на базе 1-го мтап ВВС БФ была создана авиагруппа особого назначения, командиром которой был назначен полковник Преображенский.
Двухдневные сборы по подготовке к новому заданию проводили в лесу, в трех километрах от аэродрома Беззаботное. Штаб авиагруппы особого назначения разместился в доме лесника, летчики и штурманы жили в палатках, по звеньям. Из Москвы, из штаба военно-воздушных сил ВМФ, прилетели флагманские специалисты для проведения занятий с летным составом.
2.08.41 г. тринадцать бомбардировщиков авиагруппы во главе с полковником Преображенским прибыли на аэродром Кагул на острове Сааремаа.
Летчики и штурманы готовились к удару по Берлину. Занятия проводили командир авиагруппы и флагманский штурман.
 8 месяцев назад
[пользоват­ель заблокиров­ан] [53]
13 августа 1941 года Преображенскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего авиагруппа Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года.

С августа 1942 года Е. Н. Преображенский — командир 8-й авиационной бригады ВВС Балтийского флота.

С апреля 1943 года по сентябрь 1944 года — начальник штаба, а с сентября 1944 года по апрель 1945 года — исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота.

С апреля 1945 года Е. Н. Преображенский — заместитель командующего, а с февраля 1946 года — командующий ВВС Тихоокеанского флота.

24 августа 1945 года генерал-лейтенант Е. Н. Преображенский командовал авиавысадкой в Порт-Артуре, лично принимая в ней участие.

С 1950 по 1962 год генерал-полковник Е. Н. Преображенский — командующий авиацией ВМФ СССР.
С 1962 года Е. Н. Преображенский был военным консультантом Министерства обороны СССР.
Умер 29 октября 1963 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
 8 месяцев назад
Юрий Радионов [56.5K]
Я этого не знал, относительно Е. Н. Преображенского, но это и не моя вина, просто об этом очень мало литературы. Но я не понимаю, зачем вы это написали в комментариях. Почему просто не написали об этом ответ? Вы бы и балы себе заработали и рейтинг свой подняли.  8 месяцев назад
комментировать
5

Майор авиации, Василий Иванович Щелкунов, Герой Советского Союза с 16 сентября 1941 года, командир армейской авиагруппы особого назначения, бомбившей Берлин в 1941 году, после чего воевал на Балтике.

Майор Щелкунов Василий Иванович четыре раза долетал до Берлина и сбрасывал бомбы.

На этом фото, Калинин вручает орден "Красного Знамени" майору Щелкунову В.И.

В январе 1942 года, Щелкунов В.И. с Балтики, был переведен на Баренцево море.

Осенью 1943 года, был Щелкунов В.И. назначен заместителем командира авиационной дивизии, и возглавил группу дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф.

Летом 1944 года, Щелкунов Василий Иванович, был переведен в Италию, командиром авиагруппы особого назначения, базирующуюся на аэродроме Бари. Самолеты этой авиагруппы летали бомбить фашистов в Югославию. На этой должности получил звание полковника. В начале зимы 1944 года, Щелкунов Василий Иванович был назначен командующим 14-й Берлинской авиационной дивизии.

В 1946 году, Щелкунов В.И. поступил, а в 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба с отличием.

С 1950 по 1953 годы Щелкунов Василий Иванович командовал 79 –м корпусом тяжелой авиации, получил звание генерал-майора.

В 1953 году, во время Хрущевской чистки в армии, Щелкунов Василий Иванович был переведен командующим 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизией.

В период начала сокращения Хрущевым Н.С. тяжелой дальней авиации, ушел в отставку в 1955 году, поселился в городе Тамбове. Умер в 1974 году, на доме установлена памятная, мемориальная доска.

5

Семён Фёдорович Жаворонков - к моменту начала Великой Отечественной войны, уже имел звание генерал-лейтенанта, командовал авиацией Военно-Морского флота СССР. Это именно этот человек предложил наркому ВМФ СССР, адмиралу Кузнецову, нанести самолетами-торпедоносцами ВМФ, удары по военно-промышленным объектам Берлина. За слабую разработку и бездарное руководство этой операцией был награждён орденом Красного Знамени.

После проведения операции по бомбардировке Берлина, в августе - сентябре 1941 года, Семен Федорович Жаворонков руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда.

Ему было присвоено звание генерал-полковника 31.05.1943 года. В 1944 году, Жаворонков С. Ф. руководил воздушным наступлением над Балтийским морем. За что получил звание маршала авиации 25.09.1944 года.

В 1945 году, Жаворонков С.Ф. руководил обеспечением задания по безопасному перелету в СССР делегаций стран участников Ялтинской конференции.

С 1946 по 1949 годы, Жаворонков С.Ф. работал заместителем, а 1949 по 1957 годы начальником Главного управления гражданского, воздушного флота СССР. В 1957 году, был переведен с понижением на должность первого заместителя. На его место был назначен, бывший его подчиненный по Берлинской операции 1941 года, Преображенский Евгений Николаевич.

В ноябре 1959 года, был уволен по состоянию здоровья. Умер в 1965 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 2014 году, та территории России имелось четыре памятника маршалу авиации Жаворонкову С.Ф.

5

Летчик, старший лейтенант Петр Николаевич Трычков, летавший бомбить Берлин в августе и сентябре 1941 года, был сбит 16 сентября 1941 года.

Его самолет возвращался на базу, после бомбардировки станции Кириши, но был атакован множеством немецких истребителей Ме-109, сбил один из них, но и сам был сбит вблизи поселков Анциферово и Ракитино, Хвойненского района Новгородской области.

Вместе с Трычковым П.Н. погибли: штурман лейтенант Швецов и стрелок-радист сержант Несмелов. Их самолет, только в январе 1972 года нашли и подняли из болота. До этого времени, экипаж Трычкова П.Н. числился пропавшим безвести. Останки экипажа Трычкова П.Н. были перенесли в братскую могилу в райцентре Хвойном.

3

Младший лейтенант Разгонин Александр Иванович, летавший один раз с аэродрома Кагул, бомбить Берлин, в августе 1941 года. После того, как отбомбился по Берлину, на обратном пути был подбит зениткой противника, но сумел дотянуть до аэродрома и посадить машину.

В конце августа 1941 года, младший лейтенант Разгонин Александр Иванович, был переведен на аэродром Новинки в Калининской области.

Был подбит второй раз 06.12.1941 года под Москвой и совершил вынужденную посадку прямо на линии фронта. Штурман самолета тогда погиб, а Разгонин Александр Иванович и стрелок радист Мигунов Павел Васильевич, сумели пробраться к своим.

Из-за длительных проверок и перепроверок, проводимых с ними компетентными органами, в свою часть сумели попасть только через месяц.

В марте 1942 года, А. И. Разгонин, получает звание лейтенанта и его отправляют переучиваться управлять самолетом Ил-4 оборудованный торпедами и минами.

С лета 1942 года Разгонин А.И. служил на Балтике. Во время возвращения с боевого патрулирования, в паре с самолетом летчика В. А. Балебина, на самолетах Ил-4, сбили три атаковавших их самолета Ф-190.

При бомбардировке 14 января 1943 года, железнодорожной станции Мга, огнем зенитных орудий, у самолета Разгонина А.И. оторвало один двигатель, но он все равно зашел на второй круг и отбомбился по станции. Поле чего сумел посадить самолет на своем аэродроме.

В июне 1943 года, Разгонин Я.И. потопил немецкий грузовой пароход «Хайнрих фон Плауэн» (Heinrich von Plauen). В сентябре 1943 года, когда на счету А. И. Разгонина было уже пять потопленных транспорта и один сторожевой корабль, ему присвоили звание старшего лейтенанта.

Писатель фронтовик М.Л. Львов, написал о Разгонине А.И. книгу – «Пароль-Балтика».

16 ноября 1943 года, во время бомбардировки вражестских кораблей в порту Либаву, самолет Разгонина А.И. был подбит. До линии фронта не дотянул и упал в 70-ти километрах от Пярну.

Экипаж в составе командира корабля Разгонина, штурмана корабля Макарова, стрелка-радиста Мигунова и воздушного стрелка Гасанова, остался жив, но все получили различные ранения. Стрелок-радист, младший сержант Мигунов Павел Васильевич умер от ран. Хотя в его личной карточке записано, что пропал безвести.

Через три дня скитаний по лесу, оставшиеся в живых члены экипажа, были пойманы полицаями. Их отправили в коцлагерь в Кенигсберг.

22 сентября 1944 года, летчику Разгонину А.И. было присвоено звание Героя Советского Союза. В марте 1945 года, Разгонин А.И. бежал из лагеря в Ашаффенбурге и вышел в расположение американских войск.

8 мая 1945 года американцы передали бежавшего из плена лётчика советской миссии. Разгонин А.И., был арестован, и с 08.05.1945 года по 01.06.1945 года, его «кололи особисты» - на предмет того, как он попал в плен, почему бежал из плена на Запад к американцам, а не на Восток к своим и т.д.. Поскольку, Разгонин А.И., отказался признавать себя изменником Родины и врагом народа, то с 1 июля 1945 года Александр Иванович Разгонин проходил дополнительную проверку в 28-м запасном стрелковом полку 12-й запасной стрелковой дивизии, после чего, 28 августа 1945 года, был отпущен в свою часть.

Вернувшись в часть, Разгонин А.И. служил там до 1948 года. Золотую Звезду Героя Советского Союза ему так и не вручили, не вручили ему и орден «Ленина». Более того, в 1948 году, Разгонина А.И. исключили из партии и уволили со службы.

Что делал Разгонин А.И. с 1948 года, по 1951 год, не известно. А в 1951 году Разгонин А.И. устроился начальником гаража НИИ лесосплава в Ленинграде. В 1960 году Разгонин А.И. поступил на вечернее отделение университета Марксизма-Ленинизма.

В 1962 году, когда генерал-лейтенант И. И. Борзов, стал командующим авиацией Военно-Морского флота СССР, он был бывший командир А. И. Разгонина. Иван Иванович Борзов приложил много усилий для возвращения честного имени прославленному боевому лётчику.

Через восемнадцать лет А. И. Разгонину вручили заслуженную награду, а 1963 году он был восстановлен на военной службе, в звании гвардии капитана. Но летать больше не смог.

В 1965 году, Разгонин А.И. был назначен военным представителем на военный завод в Пушкине, где проработал в этой должности до 1981 года. Ушел в запас в 1981 году в звании полковника. Но остался работать на заводе в должности начальника цеха, проработав там до 1990 года, уйдя на заслуженных отдых.

Умер Разгонин А.И. в 2012 году, похоронен в Санкт-Петербурге, на Богословском кладбище. В городе Минеральные Воды, Разгонину А.И. установлен памятник.

3

Летчик, капитан Гречишников Василий Алексеевич, Герой Советского Союза. Звание Героя Советского Союза было присвоено Гречишникову В.А. 13 августа 1941 года. Вылетал на бомбардировку Берлина в 1941 году Гречишников В.А. девять раз.

Хотя штурман самолета, командира полка, полковника Преображенского, капитан Хохлов П.И., в своих книгах, изданных в 1982 году, утверждает, что в первом вылете на бомбардировку Берлина в августе 1941 года, капитан Гречишников В.А. не смог оторвать свой самолет от земли и его самолет свалился в канаву в конце взлетной полосы. Причем описывает нелицеприятные факты того, что весь экипаж, боясь того, что самолет взорвется, бросил в самолете зажатого воздушного стрелка, но потом, вернулись к самолету и вытащили стрелка.

Во всех других источниках указывается, что капитан Гречишников В.А. был единственным из его звена, кто сумел долететь до Берлина и отбомбился по Берлину. Все остальные отбомбились по городу Штеттин. Кроме того, указывается, что в отличие от самого капитана Хохлова П.И., Гречишников летал бомбить Берлин девять раз.

Но звезду Героя Советского Союза Гречишникову Василию Алексеевичу, ему так и не успели вручить, его самолет был сбит 24 октября 1941 года.

Летчик дальней бомбардировочной авиации, капитан Гречишников Василий Алексеевич, не успел получить полагавшуюся ему звезду Героя Советского Союза за бомбардировку Берлина.

После Берлинской операции, служил на Балтике. Его самолет был подбит 24 октября 1941 года, в районе Тихвина и Гречишнков В.А. направил свой самолет на колонну немецких танков, в других источниках указывается, что он направил свой горящий самолет на железнодорожную платформу, на которой стояло артиллерийское орудие.

Вместе с Гречишниковым В.А. погибли: - штурман, старший лейтенант Власов Александр Иванович, начальник связи эскадрильи лейтенант Семенков Матвей Павлович и воздушный стрелок сержант Бурков Николай Анисимович. (Но иногда в литературе встречаются и другие сведения, а в частности: - что вместе с ним погибли штурман эскадрильи старший лейтенант А.И. Власов, стрелок-радист лейтенант М.П. Семенков и воздушный стрелок сержант Н.А. Бурков.)

После войны, уже в 1968 году, возле села Грузино им был установлен монумент. Остается не выясненным один вопрос: - почему капитану Гастелло присвоили звание Героя Советского Союза, а капитану Гречишникову за такой же подвиг – нет? Возможно, не посчитали нужным, потому что он стал Героем Советского Союза всего лишь два месяца назад? А может, потому, что долгое время не могли установить точное место гибели экипажа, а потом об этом факте просто забыли.

Совершенно случайно, через много лет после войны, пионеры села Грузино нашли фрагмент крыла самолета с номером, и уже по этому номеру определили его летчика и место гибели экипажа.

До, начала майдана в Киеве, в ноябре 2013 года, имя Героя Советского Союза Гречишникова носила улица в Николаеве, на которой он родился, и висела мемориальная доска. Но «майдауны» из Верховной Рады переименовали эту улицу, 19 мая 2016 года, мемориальную доску убрали. Зато, в ночь с четверга на пятницу, 27 января 2017 года, в Николаеве, бойцы добровольческого батальона «Азов», которым сейчас везде устанавливают памятники, обокрали магазин “Центр А”, расположенный на углу улиц Большой Морской и Лягина.

3

Одним из тех, кто в августе 1941 года летал бомбить Берлин, был Александр Евгеньевич Голованов .

Александр Евгеньевич Голованов в августе 1941 года был назначен командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия.

В октябре 1941 года Голованов А.Е. получил звание генерал-майора и назначен командующим 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главного командования. В декабре 1944 назначен командующим 18-й воздушной армии. Когда Сталин летал на Тегеранскую конференцию, Голованов А.Е. вел один из самолетов.

В 1943 году Голованов становится маршалом авиации, а в 1944 году Главным маршалом авиации. В апреле 1946 года назначен командующим дальней авиацией СССР. В 1948 году был снят с должности, после чего поступил в Академию Генерального штаба и в 1950 году окончил ее с отличием, но назначения никуда не получил. И только в 1952 году, после письменного обращения к Сталину, был назначен командующим воздушно-десантным корпусом. В 1953 году, после смерти Сталина, за отказ написать заявление с просьбой понизить его в звании с главного маршала авиации до генерал полковника, был уволен в запас. С 1958 года работал заместителем начальника НИИ Гражданской авиации по лётной службе. В 1966 году ушел на пенсию. Умер в 1975 году в возрасте 71 года.

Инна Бедак [18.4K]
Вы ошиблись. Полковник авиации, Голованов Александр Евгеньевич не летал 9-10 августа 1941 года на бомбардировку Берлина. Тогда Голованов А.Е. был еще командиром 212-го авиационного полка, а этот полк в бомбардировке Берлина в августе 1941 года задействован не был. А командующим 81-й авиационной дивизии дальнего действия Голованов А.Е. был назначен только 17 августа 1941 года.

25 октября 1941 года, Голованову А.Е. было присвоено звание генерал-майора.
 7 месяцев назад
комментировать
3

7 августа 1941 года , мой двоюродный дедушка по отцовской линии ( родной брат, матери моего отца - Евдокии Васильевны ,прошедшей всю войну в качестве военврача ), капитан Петр Васильевич Логинов - летчик тяжелой бомбардировочной авиации дальнего действия ,бомбил Берлин . Успешно сбросив весь боекомплект на заданные цели, которые находились в пределах города Берлин, его самолет возвращаясь на базу сначала подвергся атаке со стороны своих истребителей, а потом был обстрелян своими же с земли , из зенитных установок . Сумев при, этом сохранить самолет и экипаж , совершил посадку на аэродроме в Кагуле, остров Эзель. За, что был отмечен боевыми наградами . Весной 1944 года выполняя боевое задание его самолет был сбит за линией фронта, весь экипаж включая командира - Логинова П. В. числится без вести пропавшим. На фото Логинов П. В. - кавалер ордена красной звезды, ордена отечественной войны первой степени , дважды кавалер ордена красного знамени. К сожалению более детальной информацией не обладаю. Если , кто то знает о нем больше то буду безгранично благодарен за предоставление дополнительной информации. Например : бортовой номер самолета , имена других членов экипажа и т.п. Заранее благодарю!

Юрий Радионов [56.5K]
Я очень уважаю всех ветеранов Отечественно войны и вашего двоюродного дедушку по отцовской линии в том числе. И всем им ветеранам я искренне благодарен.

Но уважаемый Дмитрий Шестопалов, историю переписывать под себя не нужно. Капитану Логинову Петру Васильевичу, своих подвигов хватает, не нужно ему приписывать чужих. Ваш родственник настолько геройский человек, что был лично знаком со Сталиным.

Капитан Логинов Петр Васильевич никогда не был на острове Эзель и Берлин не бомбил ни в августе 1941 года, ни в августе 1942 года. И воевал он только в 1942 и в 1944 годах.

Скажу вам еще больше. 7-го августа 1941 года, Берлин вообще никто не бомбил. Первый раз Берлин бомбили в 1 час 30 минут 8-го августа 1941 года.
 более месяца назад
Юрий Радионов [56.5K]
Командиром 8-й авиабригады, в состав которой входили летчики 1-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка, летавшего бомбить Берлин в августе и сентябре 1941 года, был полковник Логинов Петр Васильевич. Но сам он Берлин бомбить не летал и более того, на острове Эзель никогда не был.  более месяца назад
Юрий Радионов [56.5K]
Все, кто бомбили берлин в августе 1941 года указаны вот в этих двух документах.
ПРИКАЗ
ПО 40 АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ
16 сентября 1941 года.
№ 081 г. Рыбинск

С 10 по 30 августа 1941 года группа начсостава частей 40 АД под командованием майора Щелкунова выполняла особое задание по налету на Берлин в ночных условиях.
Имеют боевых вылетов:

Майор Щелкунов В.И. – 4
Майор Малыгин В.И – 4
Ст.сержант Масленников – 4
Старшина Герасимов – 1
Капитан Юспин В.К – 1
Капитан Никольский – 1
Ст. сержант Гребенцов – 1
Мл. в/техник Гукалин – 1
Капитан Крюков – 2
Капитан Муратбеков – 2
Ст. сержант Анкудимов – 2
Сержант Лапшин – 2
Ст. лейтенант Нечепуренко – 2

ОСНОВАНИЕ: Справка штаба авиагруппы острова Эзель № 0027 от 27.8.41 г.
 более месяца назад
Юрий Радионов [56.5K]
УКАЗ
Президиума Верховного Совета СССР
О присвоении звания Героя Советского Союза летному составу Красной Армии и Военно-Морского Флота
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:
1. Капитану Крюкову Николаю Васильевичу
2. Лейтенанту Лаконину Вениамину Ивановичу
3. Майору Малыгину Василию Ивановичу
4. Капитану Тихонову Василию Гавриловичу
5. Майору Щелкунову Василию Ивановичу
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин Москва, Кремль, 17 сентября 1941 г.
 более месяца назад
Юрий Радионов [56.5K]
УКАЗ
Президиума Верховного Совета СССР
о награждении орденами и медалями СССР летного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество наградить
Орденом Ленина
1. Старшего лейтенанта Бурганова Али Алимовича
2. Старшего политрука Васильева Михаила Александровича
3. Лейтенанта Линькова Василия Васильевича
4. Капитана Муратбекова Хапрула Шакировича
5. Лейтенанта Пархоменко Григория Ивановича
6. Старшего политрука Павлова Анатолия Георгиевича
7. Старшего лейтенанта Плотникова Серафима Васильевича
8. Старшего лейтенанта Строганова Василия Иерфильевича
9. Старшего лейтенанта Ткаченко Кузьму Сафроновича
 более месяца назад
все комментарии (еще 11)
комментировать
3

Командир звена дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф, Афанасий Иванович Фокин, участвующий в первых бомбардировках Берлина (о том, что он получил за это награду, я сведений не встречала). Фокин А.И. благополучно прошел всю войну.

Успешно воевал Фокин Афанасий Иванович, на Черноморском флоте, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Потом, Афанасий Иванович Фокин, бомбил вражеские корабли в Заполярье и завершил свою боевую службу, после разгрома японского военно-морского флота.

В послевоенные годы, Фокин Афанасий Иванович, пошел работать летчиком испытателем. Он испытывал и осваивал новые типы дальних реактивных самолетов-ракетоносцев, получил звание полковника авиации (хотя есть фото, где Фокин А.И. сфотографирован с погонами генерал-майора). На фото подполковник Губанов Г.П., Фокин А.И., майор Синицын А.Н., майор Писарев А.Н.

Фокин А.И. погиб, во время одного из ночных, испытательных полетов, пытаясь отвести падающий самолет от города.

Это фото 1940 года. Фокин А.И. стоит крайним с лева, рядом с ним, в центре, летчик Степан Супрун, а крайний с права А. Кубышкин.

3

Какова судьба лётчиков, все они отважные и героические люди, все они были старой закалки и воевали не за деньги и славу, а по зову сердца и совести защищали свою Родину от врага.

Конечно многие погибли, часть пропала без вести, но фактически их можно считать погибшими, так как их самолёты были подбиты и падали.

Практически все получали ранения, а те кто смог до последнего продолжил воевать против врагов советского народа.

Лишь немногие пережили войну и восстановив здоровье продолжили жить, работать и единицы летать, уже в гражданской авиации.

Даже не все погибшие или считавшиеся без вести пропавшие были награждены наградами от правительства СССР.

Вот такая у них судьба, ну не было в СССР свехспособностью или свехпоступком жертвование собой ради своей страны во время ВОВ особым героизмом, тогда практически весь народ был способен на такие поступки в большей или меньшей мере, чтоб отразить нападение фашистской нечисти.

3

При осмотре 06.08.1941 года, двигателей самолета, летчика лейтенанта Александра Пяткова, который должен был участвовать в вылете на бомбардировку Берлина, в ночь с 7-го на 8-ое августа 1941 года. В двигателе самолета, техники обнаружили металлическую стружку. И командир полка, полковник Преображенский был вынужден отправить летчика А. Пяткова, со штурманом Волковым и самолет обратно на аэродром в Беззаботное. Где им должны были заменить двигатели.

В воздухе, над Балтийским заливом самолет лейтенанта Александра Пяткова атаковал немецкий морской разведчик. Самолет ДБ-3 упал в воду, но экипаж подобрал Советский сторожевой катер. (Знаменитые писатели, Хохлов и Виноградов этого факта в своих книгах не отражают). Да и что было дальше с экипажем этого самолета Александра Пяткова, не известно.

Владимиров Сергей [-1]
Ошибка в имени. Пятков Алексей Захарович. (это отец моего друга детства)  2 месяца назад
Владимиров Сергей [-1]
Ошибка в имени. Пятков Алексей Захарович. (это отец моего друга детства)  2 месяца назад
Владимиров Сергей [-1]
Алексей Захарович воевал до конца войны в авиации Балт Флота. Его экипаж потопил три транспорта.(примерно лет 10 назад по ТВ был документальный фильм где Алексей Захарович комментировал события подготовки операции и бомбардировки Берлина с аэродрома на острове Эзель)  2 месяца назад
Инна Бедак [18.4K]
Да действительно, Пятков был Алексеем Захаровичем. Но это ошиблась не я, это так "перекрестили" Пяткова знаменитые наши писатели документалисты: - Хохлов и Виноградов. По этому я о нем и не нашла другой информации.  более месяца назад
Инна Бедак [18.4K]
Пятков Алексей Захарович дошел до конца войны, в отставку ушел в звании полковника. В 1963 году издал свою книгу очерков под общим названием "Иду в атаку". Почитать ее можно на сайте выпускников Ейского летного училища вот здесь: http://evvaul.com/index.php?view=detail&id=5726&option=com_joo­mgallery&Itemid=44.  более месяца назад
все комментарии (еще 2)
комментировать
2

Штурман, старший лейтенант Демченко Николай Иванович, летавший в качестве штурмана, на бомбардировку Берлина в августе 1941 года. Потом, Н.И. Демченко продолжал службу на Балтике, штурманом. Трижды был удостоен ордена «Красного знамени» (02.01.1943, 03.06.1943 и 03.11.1943 года), награжден медалью «За оборону Ленинграда 13.06.1943 года.

Николай Иванович Демченко был сбит над Рижским заливом 27.11.1943 года, летел в составе экипажа, под командованием летчика, капитана Летуновского Петра Васильевича и стрелка радиста Кузьмина Алексея Анатольевича. И Демченко Н.И., Летуновский П.В. и Кузьмин А.А. были захвачены немцами в плен. А их самолет был найден дайверами, в июне 2008 года, затонувшим в Рижском заливе, это был торпедоносец Бостон А-20G первого минно-торпедного полка ВВС КБФ. Весь экипаж был отправлен в лагерь Шталаг Люфтваффе-2. Это был специализированный немецкий лагерь, с несколько более легкими условиями содержания, чем для других военнослужащих, там вербовали в немецкую армию, но только офицеров летчиков. Располагался лагерь в районе польского города Лодзь. Построен был специально для военнопленных, в котором содержались только военные летчики СССР. А в 1944 году туда помещали уже и французских летчиков. Достоверных данных, о дальнейшей судьбе Демченко Николая Ивановича я не нашла. Но точно помню, что раньше читала, толи в книге Юрия Цуркан «Последний круг ада» (Юрий Цуркан был узником этого лагеря), толи в книге, написанной в соавторстве, Юрием Левиным и Николаем Мыльниковым «Золотой Крест» (они оба, как и я, об этом лагере знали только из газет и архивных материалов). Что Николай Иванович Демченко, 01.12.1944 года, сбежал из лагеря. Хотя во всех официальных документах, опубликованных в СССР, всегда указывалось, что попыток побега из этого лагеря было много, но удачных было только две. Одна, 09.09.1944 года, когда из лагеря сбежали два Советских летчика, Кузнецов А. и Ворожцов А. А второй раз бежали летчики Бобров Иван Михайлович и Игнатьев Виктор Александрович. Бобров И.М., Игнатьев В.А. и Ворожцов А. были пойманы и отправлены в гестапо в Мюнхен, а остальные удачные попытки побегов, были из других лагерей, а не из этого. Но вернусь к судьбе Николая Ивановича Демченко. О дальнейшей судьбе Демченко Николая Ивановича практически ничего не известно. Во всяком случае, в списках летчиков, бывших в плену и вернувшихся в СССР по репатриации, Демченко Н.И. нет. Поискала в картотеке ЦАМО, военнопленных офицеров летчиков, размещенной на сайте «ОБД. Мемориал», нашла, что у Демченко Н.И. в лагере Штаглаг Люфтваффе-2, был лагерный номер 3369, у командира машины, капитана Летуновского П.В. был лагерный номер 3368. Нашла лагерную карточку учета (транзитную, зеленого цвета, без фотографии) Демченко Н.И., в которой указано, что в плен он попал под Ригой, 27.11. 1943 года. А дальше вопросов появилось больше чем ответов. Оказывается, что в ОБД два лётчика Демченко Н.И. значатся под одним лагерным номером 3369, но один из них получил лагерный номер не в Литцманнштадте, а в Хаммельбурге. Число, месяц и год рождения у обоих указано одинаковое, место рождения тоже одинаковое, воинское звание тоже. Но место пленения у второго указано город Ржев 16.07.1944 года, а не Рига 27.11.1943 года, а далее, стоит красная полоса есть запись: - «Выписан 01.12.1944 года, как выбывший». И на первой карточке стоит красная полоса. На обеих карточках Демченко Н.И. отсутствовали фотографии. Далее нашла, что оставшийся в живых после войны, стрелок-радист Кузьмин (его лагерный номер был 3370), с самолета капитана Летуновского В.П. и штурмана Демченко Н.И., пишет, что после того, как их взяли в плен, их первоначально привезли в лагерь «Марецфельд». Это не был концентрационный лагерь, в буквальном смысле этого слова. Это был лагерь, в котором вербовали во власовскую армию. Но содержались они в лагере в разных бараках с командиром самолета и штурманом. Те были в офицерском, а он, Кузьмин, был в сержантском бараке. Через две недели его увезли в Германию и больше он их не видел.

И чем больше я находила информации, тем больше понимала, что окончательно запуталась. Нашла учетную лагерную карточку капитана Летуновского П.В., с его фотографией. В карточке стоит запись о том, что капитан Летуновский П.В. сбежал 01.12.1944 года и не пойман. Но также нашла свидетельства других летчиков, которые были освобождены из лагеря в 1945 году. Так вот они утверждают, что капитан Летуновский действительно бежал из лагеря 01.12.1944 года, однако был пойман, возвращен в лагерь и убит. По этому, чтоб вдруг нечаянно, не опорочить честное имя офицеров, решила прекратить дальнейшие поиски.

Последнее фото это Летуновский.

2

Летчик, лейтенант, Кравченко Александр Филиппович, летавший бомбить Берлин 16.08.1941 года. Отбомбился по Берлину, или нет, не известно, погиб при приземлении на аэродром Кагул, на острове Эзель, 16.08.1941 года. Правительственных наград, за этот вылет, удостоен не был, но позже, в 1943 году, был удостоен ордена «Ленина» посмертно.

Штурман, лейтенант, Левашов Евгений Никифорович, погиб, при выполнении задания 27.08.1941 года. Правительственной награды не получил.

Стрелок, младший сержант, летавший бомбить Берлин в августе 1941 года, Логинов Яков Григорьевич, получил травмы, не совместимые с жизнью, 18.08.1941 года, при вынужденной посадке их самолета, после вылета на бомбардировку Берлина. Долго болел, и умер от полученных ран, 13.01.1942 года. В те тяжелые для страны времена, правительству СССР было не до того, чтоб судьбы всех сержантов отслеживать.

Младший сержант, стрелок-радист, Млышев Андрей Владимирович, летавший в составе экипажа бомбить Берлин в августе 1941 года, погиб 03.09.1941 года, в самолете, двигатель которого выработал свой моторесурс и его отправили на другой аэродром для ремонта. Правительственных наград удостоен не был.

2

Интересно, что ни Хохлов П.И. в своих мемуарах, ни военный корреспондент Виноградов, в своих книгах, не упоминают об экипаже летчика Александра Курбан, с его штурманом Г.П. Молчановым (фамилии стрелков нигде не нашла), которые летали на бомбардировку Берлина в ночь с 07.08.1941 года на 08.08.1941 года. Их экипаж, не смотря на то, что был атакован двумя Советскими истребителями И-16, долетел до Берлина и удачно отбомбился, хотя в один из четырех двигателей самолета ТБ-7 (Пе-8) попал зенитный снаряд (в других источниках утверждается, что на острове Эзель не было самолетов ТБ-7 (Пе-8)).

А при подлете к своей территории, экипаж самолета Курбан, обстреляли свои зенитчики. И экипаж, на одном работающем двигателе, совершил вынужденную посадку на брюхо самолета, на своей территории.

Может их фамилии остались просто не известны, широким массам, по тому, что приказ Наркомата обороны № 0265 от 08.08.1941 года, о благодарности летчикам, бомбившим Берлин, редактировал сам Сталин, а в приказе было указано, что все самолеты, бомбившие Берлин, вернулись на базу.

2

Помощник командира эскадрильи 1-го МТАП Балтфлота, майор авиации Михаил Николаевич Плоткин, летавший бомбить Берлин в августе-сентябре 1941 года, после Берлинской операции воевал в небе над Ленинградом.

Погиб Плоткин Николай Михайлович при возвращении с боевого задания, по минированию портов вблизи Хельсинки, 7 марта 1942 года.

С самолетом Плоткина, столкнулся, у самого аэродрома, самолет летчика капитана Бабушкина, возвращавшимся с бомбардировки Хельсинки.

Вместе с Плоткиным погибли штурман Василий Рысенко и стрелок-радист Михаил Кудряшов. В экипаже летчика Бабушкина погиб штурман, старший лейтенант Надха Григорий Гаврилович, а стрелок-радист Лучников, лишился обеих ног и руки, отморозив их, так как пролежал двое суток под обломками самолета.

О летчике Плоткине Н.М. написан очерк «Рыцарь неба» и книга «Герои седой Балтики».

Владимиров Сергей [-1]
Могила Плоткина М.Н находится напротив входа в собор Александро-Невской лавры.  2 месяца назад
комментировать
1

Лейтенант Молодчий А.И. командир эскадрильи 420-го авиаполка особого назначения. Командир звена самолетов ТБ-7, Молодчий Александр Игнатьевич, Герой Советского Союза, взетал на бомбардировку Берлина в 10 августа 1941 года.

Разбил свой самолет при взлете, во время первого вылета на бомбардировку Берлина в ночь с 9-го на 10-е августа 1941 года.

Но позже, в 1942 году, Молодчий А.И. долетал и бомбил Берлин. Звания Героя Советского Союза был удостоен 22 октября 1941 года и получил звание старшего лейтенанта.

В январе 1942 года, Молодчий Александр Игнатьевич, был назначен заместителем эскадрильи 748-го авиационного полка АДД который базировался на аэродроме в Монино.

31 декабря 1942 года Молодчий Александр Игнатьевич был награждён второй звездой Героя Советского Союза, за бомбардировку Берлина, которую он выполнил 26 августа 1942 года.

В марте 1942 года Молодчиму А.И было присвоено звание капитана, а в декабре 1942 года присвоено звание майора. В мае 1943 года, Молодчий А.И. был назначен командиром эскадрильи 2-го ДБАП.

В мае 1944 года, награжден орденом «Ленина».

В июне 1944 года, Молодчий А.И был переведен инструктором по технике пилотирования 1-ой Орловской авиационной дивизии дальнего действия.

В декабре 1944 года получил звание подполковника авиации.

В марте 1945 года, Молодчий А.И., был переведен инспектором по технике пилотирования Смоленского корпуса 18-й воздушной армии.

В 1947 году, Молодчий А.И. был переведен с понижением, в город Чернигов, заместителем командира 37-го Краснознамённого Смоленско-Будапештского авиаполка.

В 1948 году, Молодчий А.И. поступил в высшую Ивановскую офицерскую, летно-тактическую школу командиров частей.

И в 1949 году закончил ее и был назначен командиром 121-го гвардейского Севастопольского Краснознамённого дальнебомбардировочного авиаполка дальней авиации с базированием в городах Городня и Новозыбков.

В июле 1949 года получил звание полковника авиации.

В 1951 году, Молодчий А.И. был переведен в город Бобруйск, заместителем командира 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии дальней авиации.

А в январе 1952 года стал ее командиром и оставался в этой должности по март 1954 года. В марте 1954 года, Молодчий А.И. был переведен в город Узин, командиром первой статьи 106-й ТБАД. В 1955 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации.

В 1958 году, Молодчий А.И поступил в академию Генерального штаба и в 1959 году закончил ее. После чего был назначен заместителем командующего пятой воздушной армией дальней авиации в город Благовещенск.

В марте 1961 года. Взлетел на реактивном самолете Ту-16, с грунтовой полосы в Благовещенске, за, что Молодчий А.И. был понижен в должности, до командира восьмого корпуса дальней авиации и прослужил в этой должности до 1965 года. Но, несмотря на это, в 1962 году Молодчиму А.И. было присвоено звание генерал-майора.

В 1965 году, Молодчий А.И. начал резко высказываться, против линии партии и правительства СССР, направленную на необходимость значительного сокращения расходов страны, на дальнюю стратегическую авиацию и перенаправлении этих средств на развитие ракетостроения.

За попытку «думать» и высказывать свои мысли вслух, в 1965 году был уволен в запас, но не исключен из партии. Уехал к себе на родину, в Ворошиловград (ныне Луганск). Устроился работать управляющим областным топливным складом.

В 1968 году в отношении Молодчина А.И. начались притеснения по партийной линии, из-за чего, у него начались разногласия в семье. Поэтому он оставил жену и уехал жить в Чернигов. Издал две своих книги: - книги «В пылающем небе» и «Самолёты уходят в ночь».

В 2002 году Молодчий А.И. тяжело заболел, был перевезен в авиационный госпиталь города Винницы, где умер 09.06.2002 года. Похоронен был в городе Чернигове на кладбище Ярцево. В честь Молодчиго Александра Игнатьевича, было установлено несколько мемориальных досок, как в России, так и на Украине.

Но после майдана 2013 года, украинские вандалы их посрывали. В его честь было названо два стратегических бомбардировщика, один в УССР, а второй в РСФСР. Украинцы, свой уже давно продали, на лом цветного металла. А в России Ту-160, вроде еще как, служит в городе Энгельсе.

1

Штурман самолета Водопьянова, Эндель Карлович Пуусэп (иногда пишут Пусэп), 10 августа 1941 года, на самолете Пе-8, под командованием Михаила Водопьянова совершил первый боевой вылет, успешно подвергнув бомбардировке Берлин.

Пуусэп Э.К. Герой Советского Союза, но это звание ему было дано не за бомбардировку Берлина. После того, как он отбомбился по Берлину, при возвращении на базу самолёт Пуусэпа Э.К. был повреждён вражескими зенитками: из пробитого бензобака потекло горючее. Водопьянов и Пуусэп Э.К. совершили вынужденную посадку, на территории захваченной немцами Эстонии.

Покинув повреждённый самолёт, экипаж добрался до линии фронта и вышел к своим, избежав плена. До апреля 1942 года, Эндель Карлович Пуусэп, совершил 30 ночных боевых вылетов на самолете Пе-8. Нанося бомбовые удары по Берлину, Данцигу и Кёнигсбергу.

В мае 1942 года Пуусэп Э.К., было поручено доставить советскую делегацию, во главе с Молотовым, для проведения переговоров. Сначала в Великобританию, а затем в США. Лететь пришлось через линию фронта, над территорией, занятой немецкими войсками. Утром, 19 мая 1942 года тяжёлый 4-моторный бомбардировщик Пе-8 взял курс на Великобританию и далее через Исландию и Канаду — в Вашингтон.

Экипаж Пуусэпа Э.К. лично принимали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. После успешного завершения переговоров и возвращения в СССР Пуусэпу Э.К. был присвоено звание Героя Советского Союза.

После прославившего его имя трансатлантического перелёта Пуусэп Э.К. бомбил вражеские войска под Сталинградом, Курском, Орлом и Белгородом. Во время одного из вылетов был ранен шрапнелью в область позвоночника, перенёс 5 операций. По окончании войны вышел в отставку в 1946 году, по состоянию здоровья в звании полковника.

Работал с 1946 по 1950 год, начальником главного управления автотранспорта Совета Министров Эстонской ССР, был с 1950 года, по 1963 год, заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.

С 1951 по 1964 год, был членом ЦК КП Эстонии, председателем республиканского комитета защиты мира и членом всесоюзного комитета мира, депутатом Верховного Совета ЭССР от 2-го до 5-го созыва и Верховного Совета СССР 4-го созыва, работал с 1964 года, по 1974 год министром социального обеспечения Эстонской республики.

Скончался Пуусэп Э.К. 18 января 1996 года. Похоронен в Таллине на кладбище Метсакальмисту.

1

Служивший в августе 1941 года, флагманским штурманом авиационного полка, капитан Хохлов А.И. в последствии стал генерал-лейтенантом.

Хохлов Петр Ильич — генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза.

Флагманский штурман 1-го минно-торпедного авиационного полка (8-я бомбардировочная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота). Капитан авиации, Хохлов П.И., в ночь с 7-го на 8 августа 1941 года, будучи штурманом самолета командира полка, полковника Преображенского, в составе группы бомбардировщиков дальней авиации, участвовал в первом налете советской авиации на Берлин, с аэродрома Кагул на острове Эзель.

Звание Героя Советского Союза, Хохлову П.И. было присвоено 13 августа 1941 г. Впоследствии, Хохлов П.И. воевал на Черноморском флоте и на Северном флоте. Совершил 192 боевых вылета.

После окончания войны, Хохлов П.И., в 1949 году поступил и в 1950 году окончил Военную академию Генштаба. Был назначен начальником штаба авиации ВМФ.

С 1971 году ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта. В 1982 году была опубликована книга П. И. Хохлова «Над тремя морями». Умер Хохлов П.И. в 1990 году. Похоронен был в Москве.

А на этой фотографии, Хохлов П.И. вместе с командиром полка Преображенским.

Это, только мое личное мнение и никому я его не навязываю. Так вот я твердо уверена в том, что своими книгами, бывший штурман полковника Преображенского, бывший капитан Хохлов П.И. ничего не сделал для патриотического воспитания молодежи. Не очень то интересно читать книгу, в которой автор пишет "о себе любимом". А вот кто действительно много сделал для восстановления доброй памяти о летчиках летавших бомбить Берлин, так это майор в отставке Шевченко Иван Трофимович. Именно Иван Трофимович Шевченко был инициатором проведения встреч ветеранов 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС БФ. Это он восстанавливал добрые имена погибших летчиков. Только благодаря его инициативе, на острове Эзель, на здании, где жил в сорок первом году летный состав, появилась памятная доска и рядом стела в честь тех, кто бомбил Берлин в 1941 году. .

Власти отделившейся от СССР Эстонии, отдали приказ взорвать стелу и демонтировать памятную доску. Но я считаю, что осквернять память павших, не хорошо.

1

Капитан Ефремов Андрей Яковлевич, уроженец Рязанской области - Герой Советского Союза. Первый раз летал бомбить Берлин в ночь с 07.08.41 на 08.08.41 года. Всего, с августа по сентябрь 1941 года, Ефремов А.Я. вылетал бомбить Берлин девять раз. Из них, реально сумел сбросить бомбы, на пригород Берлина, пять раз.

Один раз из-за перегревов двигателей, не долетев до Берлина, сбросил бомбы на порт в городе Виндаву. Еще один раз, из-за кислородного голодания, результатом которого стали частые потери сознания, Ефремов А.Я. не смог долететь до Берлина и сбросил бомбы на Данцинг. Почему Ефремов А.Я. еще два раза не долетел до Берлина, ничего вразумительного в литературе не нашла.

После этой операции, по бомбардировке Берлина, Ефремов Андрей Яковлевич, воевал в Ленинграде в качестве командира эскадрильи. В марте 1942 года был назначен заместителем командира 36-го, минно-торпедного полка Черноморского флота, а в июне 1942 года стал командиром этого полка. Принимал участие в боях за Севастополь.

Осенью 1942 года Ефремов Андрей Яковлевич, участвовал в обороне Кавказа. А уже, в сентябре 1943 года, Ефремов А.Я., участвовал лично, в дневных авианалетах, на Концстанский порт.

С июня 1944 года, полк Ефремова Андрея Яковлевича, воевал в составе Северного флота. Осенью 1944 года, в качестве командира полка, Ефремов А.Я. участвовал лично в Петсамо-Киркенесской операции.

14.06.45 года, приказом Наркома ВМФ полк Ефремова А.Я. передислоцировался на Дальний Восток, для участия в войне против Японии. Оставаясь командиром полка, в 1949 г. полковник Ефремов А. Я. окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы авиации ВМФ.

В 1952 году, Ефремов А.Я. был приглашен в Военно-воздушную академию в город Москву. Ему было предложено возглавить летный учебный отряд. А чуть позже, буквально, через пару месяцев, Ефремов А.Я. был назначен начальником школы младших авиационных специалистов, где проработал до 1964 года и уволился в запас в звании полковника. После чего работал директором Ждановского парка культуры и отдыха в городе Москве. Умер 05.01.1981 года.

1

С боевого задания не возвратились 9 августа 1941 года командир звена старший лейтенант Иван Финягин, штурман лейтенант Александр Дикий, стрелки-радисты старшина Василий Марокин, краснофлотец Николай Шуев.

В последний день лета, 31 августа, не возвратились с боевого задания командир звена лейтенант Михаил Русаков, штурман лейтенант Василий Шилов, стрелок-радист краснофлотец Василий Саранча.

Штурман, лейтенант Лаконин Вениамин Иванович, летавший бомбить Берлин в августе 1941 года, погиб 22 декабря 1941 года, во время боевого вылета.

Летчик, капитан авиации, Николай Васильевич Крюков, участвующий в бомбардировках Берлина в 1941 году, потом воевал на Балтике, 20 мая 1942 года вылетел на бомбардировку и пропал безвести.

Ничипоренко Тихон Иванович, летавший бомбить Берлин в августе 1941 года, потом, в качестве штурмана, воевал на Балтике до февраля 1942 года, а в конце февраля 1942 года был переведен на Тихоокеанский флот. Причем сразу на должность начальника воздушно-стрелковой службы дивизии дальних бомбардировщиков. Участвовал в боевых действиях при разгроме Японии и освобождении Кореи. После окончания войны, Ничипоренко Тихон Иванович служил на различных штабных должностях на Дальнем Востоке. В 1954 году Ничипоренко Тихон Иванович уволился в запас. В различных книгах времен СССР, писали, что Ничипоренко Тихон Иванович уволился в запас, по состоянию здоровья. Но после развала СССР, появились публикации о том, что Ничипоренко Тихон Иванович, был уволен с должности, в связи с там, что открыто, высказывался против политики, проводимой Хрущевым Н.С., направленной на ликвидацию дальней авиации и перераспределения средств, которые на нее тратились, на развитие ракетостроения. После увольнения, Ничипоренко Тихон Иванович вернулся в свой родной город Южный, в Харьковской области. Написал книгу воспоминаний, в большей части касающейся первых бомбардировок Берлина в 1941 году. Книга называется «Особое задание Родины». Умер Ничипоренко Тихон Иванович в 1996 году.

1

Коккинаки Владимир Константинович, получивший звание Героя Советского Союза за множественные мировые рекорды, установленные им на самолете ДБ-3, еще до начала Великой Отечественной войны.

Коккинаки В.К. - бомбить Берлин в 1941 году не летал. Но Коккинаки В.К. - это именно тот человек, который по приказу ставки, в конце августа 1941 года, уговорил летчиков, которые летали бомбить Берлин в августе 1941 года, цеплять 1000 килограммовые бомбы на внешнюю подвеску своих самолетов ДБ-3. Из-за чего было потеряно столько экипажей и самолетов, так как самолеты ДБ-3, не могли взлететь с 1000 килограммовой бомбой с грунтовой площадки длинной всего 1200 метров.

После своего возвращения в Москву, с аэродрома Кагул, Владимир Константинович Коккинаки, был назначен начальником Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР и руководил летно-испытательной службой авиационной промышленности до 1943 года. В мае 1943 года получил воинское звание генерал-майора авиации. В 1947 году, во время чистки в армии, был уволен со своей должности и вернулся к работе летчика-испытателя.

Коккинаки В.К. лично испытывал 62 типа самолетов, установив 22 мировых рекорда, 18-ть из них установил еще до войны. В 1957 году ему была вручена вторая звезда Героя Советского Союза. А в 1959 году присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

За время работы летчиком-испытателем, Коккинаки В.К., установил 22 мировых рекорда, на различных типах самолетов. После ухода в отставку, в 1961 году, был избран пожизненным «Почетным президентом ФАИ», написал несколько книг, воспоминаний о войне. Умер Владимир Константинович Коккинаки в 1988 году в Москве.

1

Штурман, лейтенант Шилов Василий Федорович, вылетал в составе экипажа на бомбардировку Берлина, в августе 1941 года. За что, Шилов Василий Федорович был награжден 13.08.1941 года орденом «Ленина». Погиб Шилов Василий Федорович в воздушном бою над Берлином 31.08.1941 года.

Стрелок-радист, краснофлотец, Шуев Николай Павлович, летал в составе экипажа на бомбардировку Берлина 09.08.1941 года. Был убит в воздушном бою над Берлином. Правительственными наградами Шуев Николай Павлович награжден не был.

Стрелок-радист, младший сержант, Элькин Соломон Аронович, летал в составе экипажа на бомбардировку Берлина, в августе 1941 года. За что, 13.08.1941 года, был награжден высокой правительственной наградой, орденом «Ленина». В одних документах значится, что Элькин Соломон Аронович был убит очередью с истребителя по их самолету, во время захода на посадку на аэродром Кагул 24.08.1941 года. В других документах указывается, что сержант, Соломон Аронович Элькин был убит, 03.09.1941 года, во время массированной бомбардировки немецкой авиацией аэродрома Кагул.

1

Самолет ТБ-7 (Пе-8), под командованием старшего лейтенанта Панфилова А.И. вылетавший на бомбардировку Берлина 10.08.1941 года, с аэродрома в Пушкино, был сильно поврежден зенитным огнем на подлете к Берлину, был вынужден сбросить бомбы и развернуться обратно. Из-за двух не работающих двигателей, и из-за того, что были убиты командир самолета и штурман, самолет сильно ушел в сторону, он залетел на территорию Финляндии, где упал. Шесть членов экипажа погибли, остальные шестеро были взяты финпми в плен. Об этом факте, уже после войны был снят художественный фильм. А вот о том, как сложилась дальнейшая судьба членов экипажа, попавших в плен, я сведений не нашла. На месте падения самолета, установлен памятник погибшим членам экипажа.

1

Командир 3-й Краснознаменной эскадрильи капитан Плоткин Михаил Николаевич, летавший на бомбардировку Берлина в 1941 году, удостоенный за это звания Героя Советского Союза, до конца 1941 года, воевал на Балтийском флоте, получил звание майора.

В конце февраля 1942 года, возвращаясь с очередного боевого задания, по минированию портов в Финляндии, Плоткин М.Н. был сбит Советскими зенитчиками над своей территорией, в 20-ти километрах от своего аэродрома.

Вместе с ним погибли штурман лейтенант Рысенко и стрелок-радист сержант Кудряшов. Останки их тел похоронили в Ленинграде.

Инна Бедак [18.4K]
Прошу всех прощения, нашла более достоверную информацию, касающуюся обстоятельств гибели экипажа майора Плоткина Михаила Николаевича. Выложу ее отдельным ответом.  7 месяцев назад
комментировать
1

Капитан Буланов Иван Максимович. Летать Берлин в августе-сентябре 1941 года Буланов И.М. конечно не летал. Он был начальником МТС аэродрома Кагул на острове Эзель. Иван Максимович Буланов погиб 16.08.1941 года, во время взрыва на аэродроме самолета летчика Александрова В.Г. Правительственными наградами отмечен не был.

В книге, написанной военным корреспондентом Виноградовым Ю.А., «Операция Б», о бомбардировках Берлина в первые месяцы войны, автор почему-то понизил в воинском звании капитана Буланова И.М. и описывает его как техника самолета - старшину Белуданова.

1

После восьмой бомбардировке Берлина, которая была ночью 31.08.1941 года, в 20 км от аэродрома Когул, упал самолет командира звена лейтенанта Дашковского Н.Ф., вместе с ним погибли штурман звена ст. лейтенант И. Е. Николаев и стрелок-радист сержант С. А. Элькин.

Вторым погибшим экипажем 31.08.1941 года, был экипаж командира звена, лейтенанта Русакова М.П., со штурманом звена, лейтенантом Шиловым В.Ф., стрелком-радистом, краснофлотцем Саранча В.С.

1

Летчик, старший лейтенант Финягин Иван Петрович, летавший бомбить Берлин в ночь с 08.08.1941 года на 09.08.1941 года, был сбит над Берлином. В бомболюк его самолета попал зенитный снаряд. В результате чего самолет разорвало в воздухе. Вмести с ним погиб штурман Алексей Дикий и воздушный-стрелок, краснофлотец Шуев Николай Павлович (по другим данным, стрелков было два, Марокин и Шуев). Правительственной награды удостоены не были

1

Летчик, лейтенант Мильгунов Константин Александрович, летавший бомбить Берлин, начиная с 07 августа по 04 сентября 1941 года. Был сбит над Берлином в ночь с 04.09.1941 года на 05.09.1941 года.

Погиб весь экипаж: - штурман лейтенант Чубатенко и стрелок-радист младший сержант Кулешов.

За этот полет Мигульнов К.А. награжден не был, но ранее, 13.08.1941 года, за бомбардировку Берлина, ему был вручен орден «Ленина».

1

Летчик, командир звена, лейтенант Русаков Михаил Павлович, летавший бомбить Берлин в августе 1941 года. Правительственных наград удостоен не был. По одним данным, Русаков М.П. был сбит 31.08.1941 года над Берлином. По другим данным, Русаков М.П. был сбить истребителями противника 03.09.1941 года над аэродромом Кагул.

0

Летчик, лейтенант авиации, Александров Виктор Георгиевич, летавший на бомбардировку Берлина в ночь с седьмого на восьмое августа 1941 года.

Александров В.Г. 1914 года рождения, уроженец Орловской области, Краснянского района, Мокренского сельского совета, деревни Федянино. Погиб 16.08.1941 года, в авиакатастрофе на аэродроме Кагул, на острове Эзель, не сумев взлететь на самолете ДБ-3Ф N 391212, с двумя 500 килограммовыми бомбами на внешней подвеске.

На Советском проспекте, в городе Калининграде, Александрову В.Г. установлена мемориальная доска.

А вот бывший в то время, Народным комиссаром Военно-Морского Флота СССР, адмирал Н. Г. Кузнецов, в своих послевоенных мемуарах, писал, что летчик, лейтенант Александров В.Г. на своем самолете ДБ-3, отбомбился по Берлину 16.08.1941 года тремя бомбами ФАБ-250. А при заходе на посадку, на аэродром Кагул, в условиях сильного тумана, столкнулся с землей. В результате чего погиб сам командир самолета, лейтенант Александров В.Г., начальник минно-торпедной службы эскадрильи, капитан Буланов И.М., стрелок-радист краснофлотец В. К. Диков, а воздушный стрелок сержант И. М. Русаков получил тяжелые ранения. Позже умер в госпитале.

Так же адмирал Кузнецов в своих мемуарах писал, что в этот же день, 16.08.1941 года, командир второго звена, лейтенант А. Ф. Кравченко из последних тянул свой самолет на одном моторе к аэродрому. Но у самого аэродрома, заглох и второй мотор, самолет рухнул, совсем немного не долетев до полосы. Помимо летчика Кравченко, погибли штурман звена ст. лейтенант Н. Г. Сергеев, стрелок-радист краснофлотец В. П. Рачковский и воздушный стрелок старшина Е. Е. Титов.

Кому из них верить, Кузнецову или Хохлову, решение принимать вам. Я только напомню, что поле войны, адмирал Кузнецов был арестован.

0

Летчик, старший лейтенант Шапошников Александр Иванович, летал бомбить Берлин в августе 1941 года четыре раза. В одном из вылетов был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. А 29 марта 1942 года, Александру Ивановичу Шапошникову, за бомбардировку Берлина в августе 1941 года, было присвоено звание Героя Советского Союза.

После выхода из госпиталя, А.И. Шапошников воевал на Балтике.

В 1945 году получил звание полковника и был назначен командиром полка дальней авиации. За годы войны совершил 319 боевых вылетов.

После войны, полковник Шапошников А.И., остался в авиации. В 1955 году закончил академию Генерального штаба и был назначен командиром дивизии. Получил звание генерал-майора авиации. Умер Шапошников А.И. в 1967 году.

0

Взорвался на взлетной полосе, 20 августа 1941 года, во время седьмого вылета на бомбардировку Берлина, не сумев взлететь, самолет старшего лейтенанта Богачева Г.Е., со штурманом лейтенантом Шевченко, со стрелком-радистом и воздушным стрелком с двумя бомбами на внешней подвеске по 500 кг. Весь экипаж погиб 20.08.1941 года.

Согласно документов ЦАМО, командир звена 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й авиационной дивизии старший лейтенант Г. Е. Богачев, делал первый свой вылет на бомбардировку Берлина. А вот Хохлов, в своих мемуарах, называет летчика Богачева Г.Е. фамилией Павлов и припичывает этот вылет к аэродрому Кагул, хотя эта попытка была предпринята с аэродрома Астэ.

0

Штурман, лейтенант Афанасьев Николай Федорович, летавший бомбить Берлин в августе 1941 года. После этой операции продолжил свою службу на Балтийском флоте. Где уже 03.12.1941 года, Н.Ф. Афанасьев, получил звание гвардии капитана авиации. В 1942 году и два раза в 1943 году, Афанасьев Н.Ф. был награжден орденом «Красного знамени», так же в 1943 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда»,

Штурман, уже капитан Афанасьев Н.Ф., 31.05.1944 года был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, с вручением ему Золотой звезды и ордена «Ленина». Афанасьев Н.Ф. погиб над Балтийским морем 27.08.1944 года. Память Афанасьева Н.Ф. увековечена в мемориалах в Калининграде и Ленинграде.

0

Летчик, капитан Баженов Глеб Федорович, летал бомбить Берлин в августе 1941 года, на самолете ДБ-3Ф. Долетал до Берлина или нет, не знаю, нигде не нашла.

После этой операции, воевал в 19-м Рославльском гвардейском Краснознаменном авиационном полку дальнего действия командиром экипажа бомбардировщика ИЛ-4. 19 августа 1944 года, Баженову Глебу Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Был тяжело ранен, долго болел, находился между жизнью и смертью. После выздоровления, в 1946 году пошел работать в гражданскую авиацию в городе Москве. Умер в 1975 году.

0

Капитан Буланов Иван Максимович. Берлин бомбить Буланов И.М. конечно не летал. Он был начальником МТС аэродрома Кагул на острове Эзель. Иван Максимович Буланов погиб 16.08.1941 года, во время взрыва на аэродроме самолета летчика Александрова В.Г. Правительственными наградами отмечен не был. В книге, написанной военным корреспондентом Виноградовым Ю.А., «Операция Б», о бомбардировках Берлина в первые месяцы войны, автор почему-то понизил в воинском звании капитана Буланова И.М. и описывает его как техника самолета - старшину Белуданова.

0

Возвращаясь с первого, пробного вылета, по прокладке маршрута для бомбардировки Берлина. 05.08.1941 года, самолет лейтенанта Н.М. Леонова, сбился с курса в сплошном тумане. Но вышел на аэродром Котлы. При заходе на посадку на незнакомый экипажу аэродром, самолет врезался в гору, и погибли: - летчик лейтенант Леонов Н.М., штурман майор Котельников М.И. и стрелок-радист сержант Рыбалко П.И. Правда Сержант Рыбалко П.И. погиб не сразу, а умер через три дня от полученных ран. Правительственными наградами отмечены не были.

0

Техник самолета, воентехник 2 ранга, старшина Шевченко Федор Федорович, бомбить Берлин в августе 1941 года он не летал. Но он обслуживал самолеты на аэродроме Кагул, которые летали бомбить Берлин в 1941 году. За что, 13.08.1941 года, Федор Федорович Шевченко был награжден орденом «Красной Звезды». А в 1942 году медалью «За боевые заслуги». Погиб Шевченко Федор Федорович 07.01.1943 года, в результате катастрофы самолета на аэродроме Борки.

На фото, Шевченко Ф.Ф. крайний с право, рядом с экипажем летчика Шевлякова.

0

Стрелок-радист, младший сержант Диков Виктор Кузьмич, летавший на бомбардировку Берлина в августе 1941 года. Диков Виктор Кузьмич погиб 16.08.1941 года в составе экипажа летчика Александрова, штурмана Буланова, стрелка-радиста Дикова В.К., стрелка Русакова. Стрелок Русаков, не погиб, а получил тяжелые ранения, после длительного лечения, был комиссован, остался инвалидом, правительственных наград не получил. Стрелок-радист Виктор Кузьмич Диков, правительственными наградами тоже награжден не был.

0

Младший лейтенант Морокин Василий Ильич, начальник связи полка, погиб 09.08.1941 года, бомбить Берлин, он, конечно, не летал, но находился в самолете, который обеспечивал связь, с теми самолетами, которые летели бомбить Берлин с острова Эзель в августе 1941 года. Самолет, в котором находился лейтенант Морокин В.И., был сбит немецкими истребителями вблизи острова Эзель. Правительственными наградами Василий Ильич Морокин награжден не был.

0

Экипаж лейтенанта Юрина, который летал бомбить Берлин в сентябре 1941 года, и разбил машину при посадке на свой аэродром в Кагуле, после последнего вылета на Берлин 03.09.1941 года. Позже получил новую машину, до конца 1941 года воевал на Балтике, а в январе 1942 года старший лейтенант Юрин был переброшен на Черное море. Где Юрин был сбит в одном из воздушных боев, в районе, уже осажденного, в то время, Севастополя.

0

Штурман, старший лейтенант Власов Александр Иванович, летавший в качестве штурмана в августе 1941 года, на бомбардировку Берлина, за что награжден был 13.08.1941 года орденом «Красного знамени», а чуть позже, награжден орденом «Красной звезды». Погиб штурман, Власов Александр Иванович, 24.10.1941 года, в составе экипажа: - Гречишников, Власов, Семенков, Бураков, пойдя на таран колонный неприятеля в горящем самолете.

0

Стрелок-радист, краснофлотец Бураков Николай Анисимович, летавший на бомбардировку Берлина в августе 1941 года, в качестве стрелка–радиста, в экипаже летчика Гречишникова. Погиб 24.10.1941 г. в составе экипажа: - Гречишников, Власов, Семенков, Бураков, они направили свой подбитый самолет на колонну танков противника в районе поселка Грузино. Правительственных наград Бураков Николай Анисимович не имел.

0

Летчик, командир звена, лейтенант Дашковский Николай Федосович, летавший на бомбардировку Берлина в августе 1941 года.

Н.Ф. Дашковский был сбит немецкими истребителями 03.09.1941 года, над аэродромом Кагул на острове Эзель (по другим данным, Дашковский погиб в результате авианалета немецких бомбардировщиков на аэродром Кагул 03.09.1941 года).

Дашковский Н.Ф. награжден орденом «Ленина» посмертно.

0

Воздушный стрелок, младший сержант, - краснофлотец Акимов Илья Константинович, летавший на бомбардировку Берлина в августе 1941 года. Дослужился до звания главного сержанта, 12.07.1944 г. не вернулся с боевого задания, пропал без вести. Награды: - орден «Красной Звезды» 13.08.1941 года, за полеты на бомбардировку Берлина в августе 1941 года; - медаль «За оборону Ленинграда» - 13.06.1943 года.

0

Уже через 30 лет после окончания войны, в лесу, у поселка Дубна, был найден разбитый ДБ-3 с останками экипажа летчика, командира звена 3-й эскадрильи старшего лейтенанта В. И. Борисенко, штурмана звена старшего лейтенанта Ф. Ф. Копайгоры и стрелка-радиста сержанта И. П. Лейченкова. До того времени, они числились пропавшими без вести. Правительственными наградами отмечены не были.

0

Летчик, лейтенант, Кравченко Александр Филиппович, летавший бомбить Берлин 16.08.1941 года. Отбомбился по Берлину, или нет, не известно. Погиб Кравченко А.Ф. при приземлении на аэродром Кагул, на острове Эзель, 16.08.1941 года. Правительственных наград, за этот вылет, удостоен не был, но позже, в 1943 году, Кравченко А.Ф. был удостоен ордена «Ленина» посмертно.

0

Разыскиваю Попов Алексей Александрович. По воспоминаниям моей матери он участвовал в бомбардировках Берлина в 1941 году. Кем был в экипаже не знаю. На фото Попов Алексей Александрович (мой дед) и Попов Олег Алексеевич (мой отец, родился в Ашхабаде 26.12.1938 в период службы деда там). Буду рад любой информации. Ни деда ни отца уже нет. Попов Игорь Олегович

0

Самолет Ер-2, летчика, капитана Степанова, взлетавший на бомбардировку Берлина с аэродрома в Пушкино 10.08.1941 года, отбомбился по Берлину. Но обратно на аэродром в Пушкино, не вернулся и до настоящего времени считается пропавшим без вести. Летчик, капитан Степанов, награжден посмертно орденом. Остальные члены экипажа наград удостоены не были.

0

Летчик, капитан авиации, Николай Васильевич Крюков, взлетавший на бомбардировку Берлина в августе 1941 года, но никогда не долетавший до Берлина, а всегда сбрасывавший бомбы на запасные цели, потом воевал на Балтике, 20 мая 1942 года вылетел на бомбардировку и пропал без вести.

0

Воздушный стрелок, сержант, Кочетков Юрий Иванович, участвовавший в бомбардировке Берлина, находился в сбитом, над Хельсинки, самолете 03.08.1942 года. За свой подвиг в участии по бомбардировке Берлина, был награжден, орденом «Красной звезды», 16.12.1941 года.

0

Младший сержант, стрелок-радист, Кравцов Владимир Павлович, ранее принимавший участие в вылетах на бомбардировку Берлина, был убит очередью с немецкого «Миссершмидта», во время боевого вылета 17.08.1941 года. Правительственной награды удостоен не был.

0

Самолет Ер-2, летчика, капитана Степанова, взлетавший на бомбардировку Берлина с аэродрома в Пушкино 10.08.1941 года, отбомбился по Берлину, но обратно на аэродром в Пушкино, не вернулся и до настоящего времени считается пропавшим без вести.

0

Майор Котельников Михаил Ильич, адъютант начальника штаба, Берлин не бомбил, не успел, он погиб 05.08.1941 года, над островом Эзель, так как в его самолете кончилось топливо и самолет просто упал рядом с аэродромом.

Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
Быстрая регистрация
OpenID