Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые: О проекте FAQ
1

Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе (новелла П. Мериме)?

natla [118K] 3 года назад

Как ответить на вопрос по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе": "Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе"?

7

Для начала позвольте предоставить ссылку на текст для каждого, кто захочет прочитать или вспомнить текст новеллы "Маттео Фальконе".

Перед главным героем стоит та же проблема, что и перед Тарасом Бульбой - необходимость убить предателя, которым оказался собственный сын.

похоже, эта ситуация в мировой литературе актуальна, хотя к ней приводят самые разные события. Со времён библейского Авраама, который должен был принести в жертву собственного сына Исаака, для христиан была лишь одна ещё бóльшая жертва - распятие Иисуса за грехи людские. Поэтому тяжесть выбора не обсуждается - она ужасна, но у Фортунато Фальконе и гоголевского Андрия есть одно важное отличие - невинными агнцами они не являются, ибо нарушили какие-то важные нормы человеческого общежития.

Андрий перешёл на сторону врага посреди войны - хотя козачье войско не было государственной структурой, вопросы самоидентификации перед запорожскими козаками (так писал это слово Н. В. Гоголь) не стояли, они чётко определяли, где "наши", а где - "чужие".

Ситуация в семье Фальконе намного сложнее. Корсиканцы живут не по законам, а по понятиям. Одно из них требует никогда не выдавать человека властям. Даже если этот человек - преступник. Прежде всего потому, что закон нарушают все, прийти и повязать могут любого:

За десять лет никого не убил - и уже совесть чиста. Но всё равно уверен, что

Это советское высказывание, приписываемое то Вышинскому, то Берии, хорошо отражает дух Фальконе-старшего. Поэтому он не ассоциирует себя со структурами государственной законности несмотря на родство с представителем закона - вольтижером Теодоро Гамбой. Для героя новеллы близок не он, а преступник - Джаннетто Санпьеро, который при случае готов обокрасть его самого:

Рассуждая логично, герой обязан ненавидеть Санпьеро и с радостью помочь Гамбе. Вместо этого он называет своего сына предателем и убивает его, потому что для него понятия важнее писаного закона. Согласно п. нельзя выдавать никого, даже если он тысячу раз заслуживает этого с официальной точки зрения. Фальконе-отец в другой день сам бы придушил вора за украденное имущество, труп схоронил бы в укромном месте - это было бы его личным правосудием и преступлением в глазах писаного закона.

Проблема в том, что герой - не исключение из правил, а их воплощение. Автор даёт нам понять, что любой корсиканец таков, значит, поступить не по правилам общества (с маленькой буквы, но очень конкретного социума в закрытом пространстве, каким является остров). Если бы Маттео не казнил сына, то был бы в глазах остальных островитян таким же предателем, как и гоголевский Андрий, который пошёл против другого замкнутого неофициального социума - Сечи. Твой сын предатель, оставить его в живых - стать предателем самому, - перед этой дилеммой стоит персонаж и решает не становиться изгоем в глазах общества, иначе он поставил бы в опасность всю семью до десятого колена.

Двойная мораль (для формы и та, которой руководствуются на практике), двойная реальность (граждане Франции ведут себя так, словно этой страны и всего остального мира не существует, реальна лишь Корсика и обычаи её жителей) - Фальконе не собирается ломать эту двойственность, его местечковый конформизм и прагматизм оправдывают жестокий поступок, далеко не каждый готов быть единственным революционером во вселенной, состоящей из маленькой деревни на острове посреди моря.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Знаете ответ?
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..
регистрация
OpenID